Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 10:10, дипломная работа
Краткое описание
Целью работы является исследование международно-правовых аспектов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на основе законодательства РФ во взаимосвязи с международным правом. Задачи работы: - Исследовать контрабанду наркотиков как преступление международного характера. - Охарактеризовать международно-правовые акты, регулирующие основы сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков. - Исследовать проблемные вопросы в области международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 1.1 Организационно - правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств 1.2 Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ - одна из основных функции таможенных органов РФ 1.3 Контролируемая поставка как инструмент борьбы с контрабандой наркотиков 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ 2.1 Контрабанда наркотических средств как преступления международного характера 2.2 Международные договора - основа сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков 2.3 Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с контрабандой наркотических средств
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ 3.1. Роль таможенных органов Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков. 3.2. Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ
1.1 Организационно - правовые
основы борьбы таможенных органов
с контрабандой наркотических
средств
1.2 Борьба с контрабандой
наркотических средств и психотропных
веществ - одна из основных функции
таможенных органов РФ
1.3 Контролируемая поставка
как инструмент борьбы с контрабандой
наркотиков
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ
НАРКОТИКОВ
2.1 Контрабанда наркотических
средств как преступления международного
характера
2.2 Международные договора
- основа сотрудничества в области
борьбы с контрабандой наркотиков
2.3 Международно-правовое
сотрудничество в области борьбы
с контрабандой наркотических
средств
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
3.1. Роль таможенных органов
Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой
наркотиков.
3.2. Пути совершенствования
деятельности таможенных органов
Республики Таджикистан по борьбе
с контрабандой наркотиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема массовой наркотизации
населения и экспансии наркобизнеса является
сегодня для России одной из наиболее
острых и актуальных. Ее масштабы таковы,
что речь идет о серьезной угрозе экономической
безопасности страны1.
В реальной жизни страны не
могут закрывать свои границы на замок
от контрабанды наркотиков, но они могут
эффективно использовать имеющиеся средства
обеспечения соблюдения законов, разумно
и избирательно применяя досмотр и другие
формы контроля, с целью сведения к минимуму
потока наркотиков, проходящего через
границу, не препятствуя при этом правомерному
пересечению границы и не задерживая его.
С контрабандой можно бороться
эффективно, лишь применяя имеющуюся информацию
в отношении отдельных объектов.
Однако значительная часть операций, связанных
с международными оборотами наркотиков,
особенно опия, героина, кокаина и каннабиса,
весьма хорошо организована и осуществляется
международными преступными организациями,
специализирующимися в этой области в
условиях секретности.
Борьба с наркобизнесом и с
контрабандой наркотиков в частности
в современных условиях становится в ранг
приоритетных направлений государственной
политики, главным орудием которой по-прежнему
остается система правоохранительных
органов государства, наделенных соответствующими
правами и силовыми возможностями, при
этом только консолидированная система
правоохранительных органов, при безусловной
поддержки общества, может сегодня реально
противостоять мощной структуре международного
наркобизнеса, являющегося одним из звеньев
общей цепи национальных угроз.
В условиях продолжающейся
интеграции российской экономики в международное
экономическое пространство возрастает
роль и значение таможенной службы как
инструмента повышения эффективности
внешнеторговой деятельности государства,
а также укрепления законности и правопорядка
в этой сфере.
Одной из стратегических задач,
возложенных на таможенную службу, является
уменьшение потенциальных угроз государству,
вызванных перемещением запрещенных или
ограниченных к ввозу на территорию РФ
товаров или незаконным перемещением
через таможенную границу товаров, которые
могут нанести вред обществу или подорвать
экономику страны2.
В числе таких потенциальных
угроз, несомненно, остаётся незаконный
оборот наркотиков, а также рост масштабов
злоупотребления ими3.
Таможенная служба, как правило,
имеет оперативное подразделение, занимающееся
обнаружением и предупреждением контрабанды
наркотиков. Быстрый таможенный контроль
большого потока пассажиров, багажа и
грузов не позволяет проводить надлежащий
интенсивный осмотр и тщательную проверку.
В представленной работе автором
исследуются организационно - правовые
основы борьбы таможенных органов Российской
Федерации с контрабандой наркотических
средств, международно-правовые особенности
контрабанды наркотических средств и
психотропных веществ с акцентом на особенности
предмета контрабанды, а также пути совершенствования
деятельности таможенных органов Республики
Таджикистан по борьбе с контрабандой
наркотиков.
Объектом настоящего дипломного
исследования является криминальная деятельность,
связанная с контрабандным перемещением
через таможенные границы наркотических
средств и психотропных веществ, и деятельность
правоохранительных органов Российской
Федерации и Республики Таджикистан по
выявлению, предупреждению, пресечению,
расследованию и раскрытию преступлений,
связанных с контрабандой наркотиков.
Предметом настоящего исследования
является контрабанда наркотических средств
и психотропных веществ как преступное
явление, а также международно-правовые
проблемы противодействия данному преступлению.
Целью работы является исследование
международно-правовых аспектов контрабанды
наркотических средств и психотропных
веществ на основе законодательства РФ
во взаимосвязи с международным правом.
Задачи работы:
- Исследовать контрабанду наркотиков
как преступление международного характера.
- Охарактеризовать международно-правовые
акты, регулирующие основы сотрудничества
в области борьбы с контрабандой наркотиков.
- Исследовать проблемные вопросы
в области международно-правового сотрудничества
в сфере борьбы с контрабандой наркотиков.
- Выявить недостатки правового
регулирования борьбы с контрабандой
наркотических средств и психотропных
веществ.
Представленная дипломная работа
состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются
организационно - правовые основы борьбы
таможенных органов с контрабандой наркотических
средств, раскрыты функции таможенных
органов РФ по борьбе с контрабандой наркотических
средств и психотропных веществ, а также
дана характеристика контролируемой поставке
как инструменту борьбы с контрабандой
наркотиков.
Вторая глава посвящена исследованию
международно-правовых аспектов борьбы
с контрабандой наркотических средств
и психотропных веществ. В ней рассмотрены
и проанализированы основные международные
договоры, регламентирующие основы сотрудничества
в области борьбы с контрабандой наркотических
средств и психотропных веществ, дана
характеристика контрабанды наркотических
средств и психотропных веществ как преступления
международного характера, а также исследованы
некоторые проблемные вопросы международно-правового
сотрудничества в области борьбы с данным
видом контрабанды.
В третьей главе рассмотрены
такие аспекты правоохранительной деятельности
как основные направления борьбы с контрабандой
наркотических средств и психотропных
веществ в Республике Таджикистан. Также
проведен анализ оперативно-служебной
обстановки по линии организации борьбы
контрабанды наркотиков в Управлении
по борьбе с таможенными правонарушениями
Таможенной службы при Правительстве
Республики Таджикистан.
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1.1 Организационно
- правовые основы борьбы таможенных
органов с контрабандой наркотических
средств
Прежде чем показать, как осуществляется
деятельность таможенных органов России
по борьбе с незаконным оборотом наркотических
средств и психотропных веществ, необходимо
остановиться на существующих правилах
законного перемещения этих средств и
веществ через таможенную границу Российской
Федерации.
Порядок этого перемещения
закреплен в ст. 28 Федерального закона
«О наркотических средствах и психотропных
веществах», а более подробно в постановлении
правительства Российской Федерации от
16 марта 1996 года № 278 «О порядке ввоза в
Российскую Федерацию и вывоза из Российской
Федерации наркотических средств, психотропных
веществ, сильнодействующих и ядовитых
веществ».
В соответствие с этим порядком
ввоз на таможенную территорию Российской
Федерации (вывоз) наркотических средств
и психотропных веществ осуществляется
государственным унитарным предприятием
при наличии лицензии на указанный вид
деятельности, которая выдается Министерством
торговли Российской Федерации. Для каждого
конкретного случая пересечения таможенной
границы в целях ввоза (вывоза) указанными
предприятиями должны быть получены разрешения
Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации и сертификаты
на право ввоза (вывоза), который выдается
Постоянным комитетом по контролю наркотиков
при Министерстве здравоохранения Российской
Федерации (ПККН МЗ РФ).
Указанные разрешения и сертификат
не могут передаваться от одного юридического
лица другому юридическому лицу.
К каждой партии наркотических
средств и психотропных веществ, прилагаются
заверенные копии выше указанных разрешений,
которые затем направляются соответствующему
компетентному органу государства, из
которого осуществляется ввоз (вывоз).
Юридические лица, осуществляющие ввоз
(вывоз) обмениваются соответствующими
сертификатами, а таможенные органы делают
отметку на указанном сертификате о поступлении
конкретной партии наркотических средств
или психотропных веществ. Транзит через
таможенную территорию Российской Федерации
наркотических средств и психотропных
веществ запрещен.
Можно так же отметить, что суммарное
производство и ввоз (вывоз) наркотических
средств и психотропных веществ в Российской
Федерации для любых целей не могут государственных
квот, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 31 июля 1998 года
№ 864 «Об установлении государственных
квот, в пределах которых осуществляется
производство, хранение и ввоз (вывоз)
наркотических средств и психотропных
веществ".
Также ст. 32 Федерального закона
«О наркотических средствах и психотропных
веществах» установлено, что больной,
следующий транзитом через таможенную
территорию Российской Федерации, может
провозить в целях лечения наркотические
средства или психотропные вещества, внесенные
в списки II и III, в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской
Федерации. Данный порядок определен в
постановлении Правительства Российской
Федерации от 15 июня 1998 года № 591 «Об утверждении
правил провоза наркотических средств
и психотропных веществ в лечебных целях
больными, следующие транзитом через территорию
Российской Федерации».
В соответствии с этими Правилами
больные обязаны декларировать наличие
у них каждого наркотического средства
или психотропного вещества. Вместе с
декларацией таможенным органам должны
предъявляться следующие документы:
- медицинский документ, который
выдается уполномоченным на то органам
страны проживания больного, о наличии
у него заболевания, требующего применения
наркотических средств и психотропных
веществ, с указанием их наименование
и количества;
- вывозной сертификат на конкретные
наркотические средства и психотропные
вещества, который выдается компетентным
органом страны проживание больного;
- ввозной сертификат, выданный
аналогичным компетентным органом
страны, в которую направляется указанный
больной.
Если больные вынуждены задержаться
на территории Российской Федерации вне
пункта транзита, то вдобавок к выше указанным
документам они должны получить ввозной
сертификат Постоянного комитета по контролю
наркотиков при Министерстве здравоохранения
Российской Федерации.
Непосредственно осуществления
таможенного оформления и таможенного
контроля, законно перемещаемых через
таможенную границу Российской Федерации
наркотических средств и психотропных
веществ возложено на сотрудников таких
отделов как:
- отдел таможенного оформления
и таможенного контроля (ОТО и
ТК)
- отдел тарифного и
нетарифного оформления (ОТ и HP).
А также сотрудников таможенных
постов и происходит в соответствии с
Типовым порядком таможенного оформления
и таможенного контроля товаров и транспортных
средств, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации. В необходимых
случаях для этого могут приглашаться
сотрудники других подразделений таможенных
органов или специалисты, обладающие необходимыми
специальными знаниями.
Из этого всего можно сделать
следующий вывод, что перемещение через
границу наркотических средств и психотропных
веществ с нарушением правил, описанных
выше, входит в понятие незаконного оборота
наркотических средств и психотропных
веществ.
Борьба с незаконным перемещением
наркотиков через таможенную границу
и в первую очередь борьба с их контрабандой
требует от таможенных органов серьезных
организационно-правовых усилий и материальных
затрат.
Сложно оценить объемы наркотических
средств и психотропных веществ, нелегально
перемещаемых через таможенную границу.
По данным международных источников мировой
оборот наркотиков составляет 500 млрд.
долларов США в год (в ценах черного рынка).
Одного только героина в мире ежегодно
производиться тысячи тонн. По приблизительной
оценке Интерпола правоохранительными
органами изымается не более 5-10% наркотиков,
находящихся в нелегальном обороте. Можно
с большей долью уверенности сказать,
что Российская Федерация с протяженной
сухопутной границей и географическим
расположением на пути между традиционными
странами-производителями наркотиков
и странами-потребителями, «пропускает»
через свои границы львиную долю наркотических
средств и психотропных веществ.
Динамика задержания контрабанды
наркотиков, осуществленных сотрудниками
таможенных органов России за 2003-2005 годах
(см. приложение 6) показывает, что в последнее
время имеет место ярко выраженная тенденция
к росту контрабандного перемещения наркотиков
через таможенную границу Российской
Федерации. Так, по отчетным данным Федеральной
таможенной службы, в 2003 году сотрудниками
таможенной службы было выявлено и пресечено
1068 попыток контрабанды наркотиков. Общая
масса изъятого составила около 9 тонн,
в том числе задержано более 7 тонн марихуаны,
гашиша, маковой соломы, почти 116 кг - опия,
146 кг - героина, 1,3 кг - кокаина. Кроме того,
таможенными органами было задержано
более 115 тонн химических продуктов, являющихся
сырьем для нелегального производства
наркотиков. В 2004 году таможенными органами
пресечено 1031 попытка ввоза наркотиков.
Общий вес изъятого составила около 7 тонн,
в том числе задержано более 487 кг героина,
кокаина 41,5 кг, гашиша около 46,5 кг и опия
почти 12 кг, а марихуана и маковая солома
составляет около 6 тонн.