Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование международно-правовых аспектов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на основе законодательства РФ во взаимосвязи с международным правом.
Задачи работы:
- Исследовать контрабанду наркотиков как преступление международного характера.
- Охарактеризовать международно-правовые акты, регулирующие основы сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков.
- Исследовать проблемные вопросы в области международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1.1 Организационно - правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств
1.2 Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ - одна из основных функции таможенных органов РФ
1.3 Контролируемая поставка как инструмент борьбы с контрабандой наркотиков
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
2.1 Контрабанда наркотических средств как преступления международного характера
2.2 Международные договора - основа сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков
2.3 Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с контрабандой наркотических средств

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
3.1. Роль таможенных органов Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков.
3.2. Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шерзода.docx

— 2.23 Мб (Скачать файл)

                                           ОГЛАВЛЕНИЕ:  
ВВЕДЕНИЕ  
 
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

1.1 Организационно - правовые  основы борьбы таможенных органов  с контрабандой наркотических  средств

1.2 Борьба с контрабандой  наркотических средств и психотропных  веществ - одна из основных функции  таможенных органов РФ

1.3 Контролируемая поставка  как инструмент борьбы с контрабандой  наркотиков 

2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ  НАРКОТИКОВ 

2.1 Контрабанда наркотических  средств как преступления международного  характера

2.2 Международные договора - основа сотрудничества в области  борьбы с контрабандой наркотиков

2.3 Международно-правовое  сотрудничество в области борьбы  с контрабандой наркотических  средств

 
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ

3.1. Роль таможенных органов Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков.

3.2. Пути совершенствования  деятельности таможенных органов  Республики Таджикистан по борьбе  с контрабандой наркотиков

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема массовой наркотизации населения и экспансии наркобизнеса является сегодня для России одной из наиболее острых и актуальных. Ее масштабы таковы, что речь идет о серьезной угрозе экономической безопасности страны1.

В реальной жизни страны не могут закрывать свои границы на замок от контрабанды наркотиков, но они могут эффективно использовать имеющиеся средства обеспечения соблюдения законов, разумно и избирательно применяя досмотр и другие формы контроля, с целью сведения к минимуму потока наркотиков, проходящего через границу, не препятствуя при этом правомерному пересечению границы и не задерживая его.

С контрабандой можно бороться эффективно, лишь применяя имеющуюся информацию в отношении отдельных объектов. 
Однако значительная часть операций, связанных с международными оборотами наркотиков, особенно опия, героина, кокаина и каннабиса, весьма хорошо организована и осуществляется международными преступными организациями, специализирующимися в этой области в условиях секретности.

Борьба с наркобизнесом и с контрабандой наркотиков в частности в современных условиях становится в ранг приоритетных направлений государственной политики, главным орудием которой по-прежнему остается система правоохранительных органов государства, наделенных соответствующими правами и силовыми возможностями, при этом только консолидированная система правоохранительных органов, при безусловной поддержки общества, может сегодня реально противостоять мощной структуре международного наркобизнеса, являющегося одним из звеньев общей цепи национальных угроз.

В условиях продолжающейся интеграции российской экономики в международное экономическое пространство возрастает роль и значение таможенной службы как инструмента повышения эффективности внешнеторговой деятельности государства, а также укрепления законности и правопорядка в этой сфере.

Одной из стратегических задач, возложенных на таможенную службу, является уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных или ограниченных к ввозу на территорию РФ товаров или незаконным перемещением через таможенную границу товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны2.

В числе таких потенциальных угроз, несомненно, остаётся незаконный оборот наркотиков, а также рост масштабов злоупотребления ими3.

Таможенная служба, как правило, имеет оперативное подразделение, занимающееся обнаружением и предупреждением контрабанды наркотиков. Быстрый таможенный контроль большого потока пассажиров, багажа и грузов не позволяет проводить надлежащий интенсивный осмотр и тщательную проверку.

В представленной работе автором исследуются организационно - правовые основы борьбы таможенных органов Российской Федерации с контрабандой наркотических средств, международно-правовые особенности контрабанды наркотических средств и психотропных веществ с акцентом на особенности предмета контрабанды, а также пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков.

Объектом настоящего дипломного исследования является криминальная деятельность, связанная с контрабандным перемещением через таможенные границы наркотических средств и психотропных веществ, и деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и Республики Таджикистан по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений, связанных с контрабандой наркотиков.

Предметом настоящего исследования является контрабанда наркотических средств и психотропных веществ как преступное явление, а также международно-правовые проблемы противодействия данному преступлению.

Целью работы является исследование международно-правовых аспектов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на основе законодательства РФ во взаимосвязи с международным правом.

Задачи работы:

- Исследовать контрабанду наркотиков как преступление международного характера.

- Охарактеризовать международно-правовые акты, регулирующие основы сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков.

- Исследовать проблемные вопросы в области международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков.

- Выявить недостатки правового регулирования борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.

Представленная дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются организационно - правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств, раскрыты функции таможенных органов РФ по борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, а также дана характеристика контролируемой поставке как инструменту борьбы с контрабандой наркотиков.

Вторая глава посвящена исследованию международно-правовых аспектов борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ. В ней рассмотрены и проанализированы основные международные договоры, регламентирующие основы сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, дана характеристика контрабанды наркотических средств и психотропных веществ как преступления международного характера, а также исследованы некоторые проблемные вопросы международно-правового сотрудничества в области борьбы с данным видом контрабанды.

В третьей главе рассмотрены такие аспекты правоохранительной деятельности как основные направления борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ в Республике Таджикистан. Также проведен анализ оперативно-служебной обстановки по линии организации борьбы контрабанды наркотиков в Управлении по борьбе с таможенными правонарушениями Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан.

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ  НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

1.1 Организационно - правовые основы борьбы таможенных  органов с контрабандой наркотических  средств

Прежде чем показать, как осуществляется деятельность таможенных органов России по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, необходимо остановиться на существующих правилах законного перемещения этих средств и веществ через таможенную границу Российской Федерации.

Порядок этого перемещения закреплен в ст. 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», а более подробно в постановлении правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 года № 278 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ».

В соответствие с этим порядком ввоз на таможенную территорию Российской Федерации (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ осуществляется государственным унитарным предприятием при наличии лицензии на указанный вид деятельности, которая выдается Министерством торговли Российской Федерации. Для каждого конкретного случая пересечения таможенной границы в целях ввоза (вывоза) указанными предприятиями должны быть получены разрешения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и сертификаты на право ввоза (вывоза), который выдается Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (ПККН МЗ РФ).

Указанные разрешения и сертификат не могут передаваться от одного юридического лица другому юридическому лицу.

К каждой партии наркотических средств и психотропных веществ, прилагаются заверенные копии выше указанных разрешений, которые затем      направляются      соответствующему      компетентному      органу государства, из которого осуществляется ввоз (вывоз). Юридические лица, осуществляющие ввоз (вывоз) обмениваются соответствующими сертификатами, а таможенные органы делают отметку на указанном сертификате о поступлении конкретной партии наркотических средств или психотропных веществ. Транзит через таможенную территорию Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ запрещен.

Можно так же отметить, что суммарное производство и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации для любых целей не могут государственных квот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляется производство,  хранение  и  ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ".

Также ст. 32 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что больной, следующий транзитом через таможенную территорию Российской Федерации, может провозить в целях лечения наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в списки II и III, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Данный порядок определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 591 «Об утверждении правил провоза наркотических средств и психотропных веществ в лечебных целях больными, следующие транзитом через территорию Российской Федерации».

В соответствии с этими Правилами больные обязаны декларировать наличие у них каждого наркотического средства или психотропного вещества. Вместе с декларацией таможенным органам должны предъявляться следующие документы:

- медицинский   документ, который выдается уполномоченным на то органам страны проживания больного, о наличии у него заболевания, требующего  применения  наркотических  средств  и  психотропных веществ, с указанием их наименование и количества;

- вывозной  сертификат на конкретные  наркотические  средства и психотропные вещества, который выдается компетентным органом страны проживание больного;

- ввозной сертификат, выданный  аналогичным компетентным органом 
страны, в которую направляется указанный больной.

Если больные вынуждены задержаться на территории Российской Федерации вне пункта транзита, то вдобавок к выше указанным документам они должны получить ввозной сертификат Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

Непосредственно осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, законно перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ возложено на сотрудников таких отделов как:

- отдел таможенного оформления  и таможенного контроля (ОТО и  ТК)

- отдел тарифного и  нетарифного оформления (ОТ и HP).

А также сотрудников таможенных постов и происходит в соответствии с Типовым порядком таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В необходимых случаях для этого могут приглашаться сотрудники других подразделений таможенных органов или специалисты, обладающие необходимыми специальными знаниями.

Из этого всего можно сделать следующий вывод, что перемещение через границу наркотических средств и психотропных веществ с  нарушением  правил,   описанных  выше,   входит  в  понятие незаконного  оборота  наркотических  средств  и  психотропных  веществ.

Борьба с незаконным перемещением наркотиков через таможенную границу  и  в  первую  очередь  борьба  с  их контрабандой требует  от таможенных  органов  серьезных  организационно-правовых  усилий  и материальных затрат.

Сложно оценить объемы наркотических средств и психотропных веществ, нелегально перемещаемых через таможенную границу. По данным международных источников мировой оборот наркотиков составляет 500 млрд. долларов США в год (в ценах черного рынка). Одного только героина в мире ежегодно производиться тысячи тонн. По приблизительной оценке Интерпола правоохранительными органами изымается не более 5-10% наркотиков, находящихся в нелегальном обороте. Можно с большей долью уверенности сказать, что Российская Федерация с протяженной сухопутной границей и географическим расположением на пути  между  традиционными  странами-производителями наркотиков и странами-потребителями, «пропускает» через свои границы львиную долю наркотических средств и психотропных веществ.

Динамика задержания контрабанды наркотиков, осуществленных сотрудниками таможенных органов России за 2003-2005 годах (см. приложение 6) показывает, что в последнее время имеет место ярко выраженная тенденция к росту контрабандного перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации. Так, по отчетным данным Федеральной таможенной службы, в 2003 году сотрудниками таможенной службы было выявлено и пресечено 1068 попыток контрабанды наркотиков. Общая масса изъятого составила около 9 тонн, в том числе задержано более 7 тонн марихуаны, гашиша, маковой соломы, почти 116 кг - опия, 146 кг - героина, 1,3 кг - кокаина. Кроме того, таможенными органами было задержано более 115 тонн химических продуктов, являющихся сырьем для нелегального производства наркотиков. В 2004 году таможенными органами пресечено 1031 попытка ввоза наркотиков. Общий вес изъятого составила около 7 тонн, в том числе задержано более 487 кг героина, кокаина 41,5 кг, гашиша около 46,5 кг и опия почти 12 кг, а марихуана и маковая солома составляет около 6 тонн.

Информация о работе Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков