Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 10:10, дипломная работа
Краткое описание
Целью работы является исследование международно-правовых аспектов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на основе законодательства РФ во взаимосвязи с международным правом. Задачи работы: - Исследовать контрабанду наркотиков как преступление международного характера. - Охарактеризовать международно-правовые акты, регулирующие основы сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков. - Исследовать проблемные вопросы в области международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 1.1 Организационно - правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств 1.2 Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ - одна из основных функции таможенных органов РФ 1.3 Контролируемая поставка как инструмент борьбы с контрабандой наркотиков 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ 2.1 Контрабанда наркотических средств как преступления международного характера 2.2 Международные договора - основа сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков 2.3 Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с контрабандой наркотических средств
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ 3.1. Роль таможенных органов Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков. 3.2. Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков
В наиболее общем виде контролируемая
поставка представляет собой специальную
операцию, при которой с санкции и под
надзором компетентных органов допускается
ввоз, вывоз или транзит через территорию
одного или нескольких государств незаконной
партии наркотических средств, психотропных
веществ или прекурсоров с целью пресечения
их незаконного перемещения через государственные
границы, разоблачения деятельности организованных
преступных групп и лиц, участвующих в
противоправных действиях, выявления
и перекрытия путей поступления наркотиков,
обнаружения новых способов сокрытия
наркотиков, а также получения иных сведений,
которые могут быть использованы в борьбе
с незаконным оборотом наркотиков.
В зависимости от тактики проведения
данной специальной операции можно выделить
обычную контролируемую поставку и подменную.
при проведении подменной ("чистой",
"модельной") поставки контрабандные
наркотики изымаются правоохранительными
органами и заменяются муляжом, чего не
происходит при осуществлении обычной
контролируемой поставки. Наркотики могут
изыматься полностью или частично. Таким
образом устраняется риск утраты контроля
над наркотическими средствами и поступления
их в незаконный оборот. К сожалению, действующее
в настоящее время законодательство большинства
государств - участников СНГ не позволяет
с максимальной эффективностью использовать
результаты контролируемых поставок с
полной подменой. При проведении контролируемой
поставки наркотических средств необходимо
учитывать вероятность сопровождения
незаконного груза курьером или контрнаблюдения
со стороны организаторов.
В зависимости от места отправления
и места назначения партии наркотиков
различают внутренние и истине (международные)
контролируемые поставки. Если внутренние
осуществляются в пределах территории
одного государства, то внешние предусматривают
контролируемое перемещение груза с наркотиками
с пересечением государственной границы,
за пределами которой контроль за транспортировкой
груза осуществляется совместно с зарубежными
правоохранительными органами.
В соответствии с вышеперечисленными
нормативными актами международные контролируемые
поставки наркотических средств проводятся
органами внутренних дел только с разрешения
Министра внутренних дел России либо его
заместителей. Это связано с тем, что важнейшими
элементами подготовки данного мероприятия
являются уточнение основ его правовой
регламентации в стране назначения или
транзита, установление в максимально
сжатые сроки прямых контактов с соответствующими
заинтересованными подразделениями государств
СНГ, привлечение к участию в операции
представителей других государственных
органов и ведомств, также необходимость
координации их действий и т.п.
Среди международных контролируемых
поставок можно выделить такую разновидность,
как транзитная контролируемая поставка.
Ее особенность заключается в том, что
мероприятие данного вида связано с перемещением
груза по территории нескольких государств
и требует участия и тесного взаимодействия
правоохранительных органов этих стран.
Не останавливаясь подробно на организации
внутренних операций, рассмотрим некоторые
проблемы взаимодействия органов внутренних
дел при осуществлении внешних контролируемых
поставок. За последние годы совместно
с зарубежными подразделениями по борьбе
с наркотиками проведено более 150 таких
операций.
Практика проведения контролируемых
поставок с некоторыми странами СНГ поставлена
на достаточно прочную и регулярную основу.
Например, Республика Казахстан одна из
первых государств, правоохранительные
органы которого объединили свои усилия
с коллегами из России. Результатом стало
увеличение количества изъятых наркотиков,
незаконно перемещаемых через российско-казахстанскую
границу, и привлечение к уголовной ответственности
наркодельцов, причастных к международному
наркобизнесу.
Однако несмотря на принятые
государствами СНГ обязательства активного
использования метода контролируемой
поставки наркотиков в совместной работе
в некоторых случаях они носят декларативный
характер. Так, МВД России и МВД Туркменистана
заключили в 1992 г. Соглашение о сотрудничестве
и в 1995 г. - Соглашение о сотрудничестве
в борьбе с незаконным оборотом наркотиков
и психотропных веществ, в которых подчеркивается
важность применения данной операции
в борьбе с контрабандой наркотиков. Вместе
с тем с момента подписания указанных
договоров ни одной международной контролируемой
поставки проведено не было, несмотря
на изъятия крупных партий наркотиков
в Туркменистане, сокрытых в транзитных
легальных грузах, предназначенных для
дальнейшего следования в Россию либо
через территорию Российской Федерации.
А российские правоохранительные органы
были лишены возможности привлечь к ответственности
лиц, причастных к организации поставок
на территории своей страны.
До недавнего времени оставляло
желать лучшего и сотрудничество в данной
области с подразделениями по борьбе с
наркотиками Узбекистана и Таджикистана.
В настоящее время благодаря твердой позиции
отечественных правоохранительных органов
положение несколько улучшилось, что позволило
провести ряд успешных международных
контролируемых поставок наркотиков,
в результате которых из незаконного оборота
изъяты десятки килограммов героина и
прекращена деятельность нескольких международных
организованных преступных групп.
Низкая активность использования
данной специальной операции в борьбе
с незаконным оборотом наркотиков, на
наш взгляд, может быть следствием нескольких
причин, которые условно можно разделить
на субъективные и объективные. К объективным
причинам можно отнести, в том числе и
несовершенство правового регулирования
в данной сфере, а также отсутствие до
недавнего времени нормативно-правовой
базы проведения контролируемых поставок
в национальных законодательствах ряда
государств СНГ.
Субъективной причиной, по нашему
мнению, является отсутствие реальной
заинтересованности в применении данной
специальной операции, чему также можно
найти несколько объяснений.
Во-первых, есть предположение
о сращивании представителей наркобизнеса
и органов государственной власти, оказывающих
противодействие незаконному обороту
наркотиков. Международный комитет по
контролю над наркотиками высказывал
свою озабоченность в связи с проблемой
коррупции в странах СНГ еще в докладе
в 1995 г. В нем отмечалось, что надлежащее
функционирование административных органов
затрудняет коррупция, а демократические
институты еще не окрепли. Учитывая, что
взаимосвязь незаконного оборота наркотиков
и коррупции в мире имеет тенденцию к укреплению,
думается, что подобное предположение
вполне обосновано.
Во-вторых, необходимо учитывать
экономические и политические интересы
государств. Например, Таджикистан, являясь
транзитной страной с высоким уровнем
незаконно го оборота наркотиков и ежегодно
возрастающим числом их потребителей,
что, несомненно, отражается на состоянии
мировой наркоторговли, привлекает внимание
мирового сообщества. В частности, ООН
предпринимает попытки сдержать расширение
масштабов незаконного распространения
наркотиков и выделяет на эти цели значительные
материальные ресурсы. Так, в рамках региональной
программы ООН по сотрудничеству пограничных
областей Таджикистана, Узбекистана и
Киргизии в борьбе с незаконным оборотом
наркотиков выделялось 1 млн. 800 тыс. долл.
В 2000 г. общая стоимость проекта по борьбе
с наркобизнесом в Таджикистане составляет
почти 2 млн. долл. США.
Естественно, что результатом
подобных целенаправленных капиталовложений
должно стать усиление противодействия
незаконному обороту наркотиков, следствием
которого может быть в том числе и возрастание
объемов изъятых из незаконного оборота
наркотиков на территории государства,
и соответственно рост статистических
показателей, публикующихся в ежегодных
отчетах
Однако ни в нашей стране, ни
в странах СНГ статистические таблицы
не отражают итогов деятельности правоохранительных
органов в области совместно проведенных
специальных операций. Таким образом,
складывается ситуация, при которой усилия
прилагаются несколькими сторонами, а
пожинает плоды (в виде внесения результатов
операции в статистическую отчетность)
подразделение того государства, на территории
которого произошло задержание незаконной
партии наркотических средств.
Данное обстоятельство можно
охарактеризовать как отсутствие стимула
в работе подразделений по борьбе с наркотиками
в проведении контролируемых поставок.
Сотрудники вынуждены изымать даже очень
крупные партии контрабандных наркотиков,
явно предназначенных для сбыта в Российской
Федерации и европейских странах, в пределах
границ своего государства. Следовательно,
они невольно действуют в интересах наркодельцов,
поскольку цепи нелегальной торговли
наркотиками продолжают бесперебойно
функционировать.
В то же время увеличение объемов
задержанных наркотических средств свидетельствует
о возрастании роли того или иного государства
в их контрабандном перемещении и повышении
в ближайшем будущем опасности для всего
населения до таких масштабов, что без
дополнительных источников финансирования
и помощи международных организаций остановить
этот процесс будет уже невозможно.
И наконец, нельзя окончательно
сбрасывать со счетов влияние третьих
стран. Некоторые из них заинтересованы
в усилении своего экономического, политического
и военного присутствия в Центральной
Азии и ослаблении влияния России в данном
регионе и в мире в целом, а значит, в отсутствии
любых проявлений сотрудничества с Российской
Федерацией, что существенным образом
влияет на взаимодействие в борьбе с контрабандой
наркотиков.
В любом случае со стороны российских
правоохранительных органов предпринимаются
шаги по укреплению взаимодействия с подразделениями
государств СНГ с целью более активного
проведения совместных контролируемых
поставок наркотиков и повышения их эффективности.
При этом целесообразно рассмотреть возможность
включения в статистическую отчетность
всех государств СНГ сведений, о результатах
проведения международных контролируемых
поставок вне зависимости от государственной
принадлежности территории, на которой
они изъяты.
Вместе с тем важно понимать,
что перекрыть существующие каналы и пути
контрабанды наркотиков и пресечь незаконную
наркоторговлю единственно путем проведения
совместно со странами СНГ специальных
операций весьма сложно. Время диктует
необходимость установления тесных партнерских
отношений с зарубежными государствами
во многих других областях и, в частности,
развитие института офицеров связи.
Данное положение приобретает
реальные очертания, поскольку между Россией
и Республикой Беларусь уже подписано
Соглашение, закрепляющее использование
единой формы статистической отчетности,
включающее и результаты проведения совместных
операций.
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ
НАРКОТИКОВ
2.1 Контрабанда
наркотических средств как преступления
международного характера
Борьба с наркоманией - это международная,
межгосударственная, межнациональная
проблема, и внутри каждого государства
она должна планироваться на основе научно
разработанной, материально и концептуально
обоснованной программы, которая включает
в себя меры политического, социального,
экономического медицинского, нравственно-воспитательного
и правового характера.
Преступления международного
характера - предусмотренные международными
договорами общественно опасные деяния,
не относящиеся к международным преступлениям;
посягают на нормальные отношения между
государствами и наносят ущерб мирному
сотрудничеству. Ответственность за преступление
международного характера наступает на
основе международного договора, но по
национальному праву. В зависимости от
объекта посягательства и степени международной
опасности преступления международного
характера подразделяются на следующие
группы:
а) преступления против стабильности
международных отношений (международный
терроризм, заложников захват, преступления
на воздушном транспорте, хищение ядерного
материала, незаконный оборот наркотиков,
нелегальная эмиграция и др.);
б) финансово-экономические
преступления (фальшивомонетничество,
легализация преступных доходов, контрабанда
и др.);
в) преступные посягательства
на личные права человека (рабство, работорговля,
торговля женщинами и детьми, пытки и др.);
г) преступления, совершаемые
в открытом море (пиратство, загрязнение
морской среды и др.);
д) военные преступления международного
характера (применение запрещенных средств
и методов ведения войны, мародерство
и др.).
Проблемы, связанные с контрабандой
наркотических средств и психотропных
веществ в России и в мире, являются многоаспектными
и приобретают все большую актуальность.
Распространение наркотических средств,
их объемы и последствия создают существенную
угрозу здоровью населения, подрывают
экономический потенциал, негативно влияют
на демографическую ситуацию в мире и
правопорядок в государстве. Уже сейчас
отмечается серьезное негативное влияние
потребления наркотических средств на
новые поколения, поскольку их основной
удар приходится на молодежь (80% их потребителей
составляют молодые люди в возрасте до
25 лет). Наблюдается существенное снижение
качества физического, психического и
нравственного здоровья населения России,
его репродуктивных возможностей. Происходит
самоизоляция потребителей наркотических
средств от жизни общества, дезадаптация
и деградация их личности и тем самым подрыв
экономики, гражданской жизни, обороноспособности
страны.
Хотя от наркомании страдают
буквально все страны, все же в современном
обществе ее считают социальной проблемой
главным образом развитых, а не развивающихся
стран. При сравнении данных о масштабах
наркопотребления и наркомании бросается
в глаза, что те государства, которые являются
главными центрами выращивания наркотиков
(Афганистан, Мьянма, Колумбия, Перу), отличаются,
как правило, более низким уровнем потребления
наркотиков, чем развитые страны Северной
Америки и Западной Европы. Впрочем, следует
учитывать относительную условность статистики
наркомании: поскольку это поведение осуждается,
то полного учета лиц, принимающих наркотики,
вести невозможно, посему значительная
доля наркомании остается латентной (скрытой).