Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование международно-правовых аспектов контрабанды наркотических средств и психотропных веществ на основе законодательства РФ во взаимосвязи с международным правом.
Задачи работы:
- Исследовать контрабанду наркотиков как преступление международного характера.
- Охарактеризовать международно-правовые акты, регулирующие основы сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков.
- Исследовать проблемные вопросы в области международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотиков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
1.1 Организационно - правовые основы борьбы таможенных органов с контрабандой наркотических средств
1.2 Борьба с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ - одна из основных функции таможенных органов РФ
1.3 Контролируемая поставка как инструмент борьбы с контрабандой наркотиков
2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
2.1 Контрабанда наркотических средств как преступления международного характера
2.2 Международные договора - основа сотрудничества в области борьбы с контрабандой наркотиков
2.3 Международно-правовое сотрудничество в области борьбы с контрабандой наркотических средств

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ НАРКОТИКОВ
3.1. Роль таможенных органов Республики Таджикистан в борьбе с контрабандой наркотиков.
3.2. Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шерзода.docx

— 2.23 Мб (Скачать файл)

В связи с этим можно сделать вывод, что правовая программа сотрудничества в этой сфере должна быть направлена на уменьшение наличия наркотических средств и психотропных веществ, проведение профилактических медицинских и административных мероприятий, на совершенствование национального законодательства, международно-правовых норм, форм и направлений взаимодействия и усиление борьбы с нелегальным производством и оборотом наркотиков.

 

2.3 Международно-правовое  сотрудничество в области борьбы  с контрабандой наркотических  средств

Анализируя статистику задержаний контрабанды наркотиков на таможенной границе, можно констатировать, что основная масса наркотиков, включая такие особо опасные виды, как героин и кокаин, а также наркотики амфетаминной группы, поступают в Россию из-за рубежа. При этом международные преступные группировки, специализирующиеся на контрабанде афганского героина, продолжают активно использовать территорию страны для его транзитных поставок в страны Европы и США, где его стоимость возрастает.

Учитывая данную ситуацию, таможенная служба России на основе заключенных межправительственных и межведомственных соглашений активно развивает сотрудничество с зарубежными таможенными и правоохранительными органами в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров.

В связи с тем, что контрабанда наркотиков наносит существенный ущерб общественной безопасности, общественному порядку и здоровью населения, на противодействие ей направлены усилия многих государственных органов, прежде всего ФТС, ФСБ и ФСКН России. Учитывая международный характер данного преступления необходимо рассмотреть некоторые вопросы в сфере международно-правового сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.

Существуют различные национальные модели борьбы с контрабандой и распространением наркотиков, которые условно можно разделить на три группы:

а) группа жесткой политики - правительства этих стран ведут борьбу незаконным оборотом наркотиков самыми жесткими методами, законодательство в отношении контрабандистов и распространителей наркотике максимально ужесточено. К таким странам в первую очередь относятся Иран, Пакистан, Малайзия, Камбоджа, Таиланд, Перу;

б) группа жесткого контроля - осуществляется контроль за всеми видами наркотиков, организовано активное противостояние наркомафии, к крайние меры не предпринимаются. В эту группу входят США, Великобритания, Франция. За последние 5 лет отмечается движение в сторону ужесточения мер, направленных на борьбу с колумбийским контрабандистами, а также с представителями организованной преступности, связанной с распространением наркотиков в штатах. Одновременно этой группе стран борьба с наркотиками с помощью уголовно-правовых мер сочетается с информационно-пропагандистской работой, направленной на наиболее уязвимые слои населения: безработных, учащихся школ, студентов. Видимо, все эти меры связаны с осознанием того, что наркомания способствует гигантским потерям для общества, и прежде всего сфере экономики;

в) либеральная группа, наиболее известными представителями которой выступают Голландия и Швейцария. С 1994 г. в Швейцарии проводится научный эксперимент, в рамках которого ограниченное количество наркоманов систематически получают героин в виде инъекций в сочетании с приемом метадона. Организацией «Врачи без границ» больным бесплатно раздаются новые шприцы взамен на использованные. Статистика отмечает некоторое сокращение смертности среди наркоманов, однако на проведенном референдуме по вопросу о дальнейшей легализации наркотиков подавляющее большинство населения Швейцарии выступило категорически против раздачи наркотиков.

В Голландии пошли по пути легализации потребления «легких» наркотиков, в частности марихуаны и гашиша, с раздачей наркотиков в специально оборудованных пунктах или аптеках. Спустя несколько лет было установлено, что проводимый в Швейцарии и Голландии эксперимент имеет ярко выраженную негативную сторону. В эти страны стали въезжать наркоманы, торговцы, контрабандисты с целью распространения наркотиков, и Амстердам превратился в «наркотическую яму Европы». По мнению представителей голландского правительства, страна имеет ряд особенностей, позволяющих ей своим путем следовать к цели преодоления наркомании. В стране нет собственных сырьевых запасов и баз для производства наркотиков, но существуют возможности для обеспечения эффективного контроля за наркоманами и создания мощной системы благотворительности и медицинской помощи для лечения и реабилитации всех нуждающихся.

25 сентября 2002 года Россия  и США подписали меморандум  о взаимопонимании в сфере  борьбы с наркопреступностью. Этот  меморандум позволяет поставить  на регулярную основу взаимодействие  в сферах обмена информацией, исполнения поручений и запросов  обеих сторон о лицах или  группировках, связанных с международной  наркопреступностью.

Отдельными проектами данного Соглашения предусматривается оказание технической помощи подразделениям российских таможенных органов в Южном и Северо-Западном федеральных округах. В настоящее время с американской стороной достигнута договоренность о закупке конкретных технических средств и иного оборудования, а также их поставке для усиления антинаркотического потенциала таможенных органов упомянутых регионов.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.) стороны руководствуются следующими принципами:

1. Установление строгого  контроля за оборотом наркотических  средств, психотропных веществ и  их прекурсоров.

2. Государственное регулирование  всех видов деятельности, связанных  с оборотом наркотиков и прекурсоров.

3. Приоритетность мер профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду и антинаркотическое воспитание.

4. Установление ответственности за немедицинское потребление наркотиков как важного превентивного средства предупреждения наркомании и социальной реабилитации больных наркоманией и снижение спроса на наркотики.

5. Государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании и социальной реабилитации больных наркоманией.

6. Привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медико-социальной реабилитации больных наркоманией.

7. Развитие международного  сотрудничества в области противодействия  незаконному обороту наркотиков  и прекурсоров, профилактики и  лечения наркомании на двусторонней  и многосторонней основе.

8. Запрещение пропаганды  и рекламы в сфере незаконного  оборота наркотиков и злоупотребления  ими.

Стороны осуществляют сотрудничество по следующим направлениям:

- анализ состояния преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров;

- совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, гармонизация национальных законодательств в этой области с учетом положений международных договоров;

- разработка совместных программ противодействия наркомании, незаконному обороту наркотиков и прекурсоров;

- осуществление согласованных мер для выполнения положений конвенций ООН, других международных договоров, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.

Основными формами сотрудничества являются:

1. Обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной информацией о состоянии преступности; новыми образцами изымаемых наркотиков и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте; информацией для пополнения единого банка данных о транснациональных преступных группах и их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков и прекурсоров.

2. Обмен нормативными актами, публикациями, методическими пособиями.

3. Взаимное содействие в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.

4. Взаимные консультации по вопросам практического взаимодействия, согласования общих подходов и принципов при разработке международных договоров, других нормативных актов, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и прекурсоров.

5. Рабочие встречи, обмен делегациями для взаимного изучения опыта работы, ознакомления с деятельностью учреждений и организаций, занимающимися проблемами наркомании.

6. Создание на паритетных началах рабочих групп специалистов для изучения правоприменительной практики, подготовки и проведения мероприятий, в том числе научно-практических конференций и семинаров, разработки совместных программ борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, международных договоров, разработки предложений по формированию нормативно-правовой базы сотрудничества в этой области.

7. Осуществление совместных научных исследований по проблемам незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

8. Оказание правовой помощи  в соответствии с международными  договорами.

9. Разработка и внедрение технических средств обнаружения наркотикосодержащих веществ.

10. Подготовка и переподготовка  кадров, ведущих борьбу с незаконным  оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их  прекурсоров.

Сотрудничество, предусмотренное Соглашением, осуществляется путем прямых контактов между компетентными органами. В соответствии со ст. 5 указанного Соглашения такими органами являются: министерства иностранных дел, прокуратуры, министерства внутренних дел, органы национальной безопасности и специальные службы, пограничные ведомства, таможенные ведомства, министерства юстиции, министерства здравоохранения, министерства образования и др.

Сотрудничество осуществляется на основании запросов компетентных органов об оказании содействия. Если имеются основания полагать, что имеющаяся информация представляет интерес для другой стороны, то она может быть предоставлена этой стороне без запроса.

Запрос об оказании содействия направляется в письменной форме и должен содержать:

а) наименование компетентного органа запрашивающей стороны и компетентного органа запрашиваемой стороны;

б) изложение существа дела;

в) указание цели и обоснование запроса;

г) содержание запрашиваемого содействия;

д) желательные сроки исполнения запроса;

е) любую другую информацию, которая может быть полезна для исполнения запроса, включая соответствующие документы.

Запрос, переданный или подтвержденный в письменной форме, подписывается руководителем запрашивающего компетентного органа или его заместителем и скрепляется гербовой печатью.

Запрос исполняется, как правило, в срок, не превышающий 30 суток с даты его поступления, при этом по возможности учитываются пожелания запрашивающего компетентного органа об исполнении запроса в указанный ими срок. Об обстоятельствах, препятствующих исполнению запроса или существенно задерживающих его исполнение, запрашивающая сторона уведомляется незамедлительно.

Если исполнение запроса не входит в компетенцию запрашиваемого компетентного органа, то он передает запрос органу своего государства, компетентному его исполнить, и незамедлительно уведомляет об этом запрашивающий компетентный орган.

Запрашиваемая сторона вправе запросить дополнительные сведения, необходимые, по ее мнению, для надлежащего исполнения запроса.

В исполнении запроса может быть отказано полностью или частично, если запрашиваемая сторона полагает, что его исполнение противоречит национальному законодательству. Запрашивающая сторона письменно уведомляется об отказе в исполнении запроса с указанием причин отказа.

Представители сторон и их компетентных органов при необходимости проводят рабочие встречи и консультации по вопросам повышения эффективности сотрудничества в рамках настоящего Соглашения. При необходимости компетентные органы сторон заключают соглашения межведомственного характера в целях реализации Соглашения.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (Москва, 8 июля 1994 г.) стороны по собственной инициативе или по запросу в возможно более короткие сроки обмениваются информацией:

а) о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны;

б) о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;

в) о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию государства любой стороны или нелегально ввозящихся на территорию государства любой стороны;

г) о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.

Информация должна включать возможно полные данные, позволяющие идентифицировать соответствующих лиц, транспортные средства, грузы и почтовые отправления.

Стороны Соглашения по запросам и в пределах своей компетенции и технических возможностей осуществляют наблюдение за:

въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотиков;

грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения в том, что они используются в незаконном обороте наркотиков.

Традиционными направлениями сотрудничества таможенной службы РФ с зарубежными таможенными и правоохранительными органами являются:

1. Проведение совместных международных контролируемых поставок и других специальных операций, направленных на выявление и пресечение каналов поступления и источников контрабанды наркотиков.

Информация о работе Пути совершенствования деятельности таможенных органов Республики Таджикистан по борьбе с контрабандой наркотиков