Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1
Правовое регулирование и цели
управления рисками при осуществлении
таможенного контроля…………………………………………………………
1.1 Понятие рисков в таможенной
деятельности. Термины, использующиеся
в системе управления рисками
в таможенных органах…………………………
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления
рисками в таможенных органах……
2.2 Цели применения системы
управления рисками………………………………
2.3 Деятельность таможенных
органов по оценке и
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в
3.2. Основные проблемы и
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………...………………………
Введение
Российская таможенная служба играет
важную роль в регулировании внешней
торговли страны. Ее основной задачей
является обеспечение соблюдения мер
таможенно-тарифного
Вступление в силу Таможенного
кодекса Таможенного союза, внес
значительные изменения во внешней
торговле, усложнение задач, возлагаемых
Президентом и Правительством Российской
Федерации на таможенную службу, глобализация
экономики, возможность применения
современных информационных технологий
побуждают российскую таможенную службу
изменять свои процедуры и правила
проведения таможенного контроля с
учетом происходящих перемен и определять
стратегию таможенного
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности. Будь то строительство или транспорт, сельское хозяйство или медицина, космонавтика или экономика. Практика работы таможенных органов при использовании СУР состоит в том, что от контроля за всем, что перемещается через границу, современная таможня переходит к выборочному контролю, сосредотачивая свое внимание на предотвращении правонарушений, имеющих наиболее негативные последствия для экономики и безопасности страны. Уже разработаны общероссийские, региональные и зональные (местные) профили рисков, автоматизированы профили рисков, сформировались базы данных профилей риска. Создан единый реестр субъектов внешнеэкономической деятельности. Переход к системе анализа и управления рисками уже сейчас позволил сократить число таможенных досмотров на этапе выпуска товаров в среднем с 95 до 30% при одновременном увеличении количества выявленных правонарушений. Для таможенных органов существует две основные задачи – обеспечить надлежащий уровень содействия для международного торгового сообщества, и обеспечить соблюдение регулятивных требований. В число рисков для таможни входят потенциальное несоблюдение таможенного законодательства, такого как требования, по лицензированию, положения об оценке, правила относительно происхождения товара, режимы освобождения от пошлин, и положения о безопасности, а также потенциальная неспособность оказать содействие международной торговле.
Таможня, как и любая другая организация, должна управлять своими рисками. Это требует систематического применения предназначенных для сокращения таких рисков процедур управления в целях обеспечения выполнения своих задач с максимально возможной эффективностью и действенностью. В число таких процедур входят определение, анализ, оценка, обработка, мониторинг и обзор рисков, которые могут повлиять на выполнение данных задач. Правильное управление рисками является важным для эффективной работы таможни.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Данная курсовая работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложений.
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля
В
Российской Федерации основные понятия
и принципы управления рисками в
сфере таможенного
Необходимо отметить, что понятие риск, ранее, не имея правового закрепления, использовался в таможенных органах России. Указанный термин нашел свое отражение в названии и тексте Приказа ГТК России от 08.05.2002 № 465 «Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска». Однако, в то время, понятие «риск» было еще обособленным и не носило системного характера, так как не существовало основной идеи, концепции, связывающей его содержание с процессами управления рисками и, соответственно, не имела законченного правового смысла.
Объемы товарооборота XXI века многократно превышают возможности самых развитых, опытных и технически оснащенных таможенных служб мира и попытка осуществлять всеобъемлющий, тотальный контроль в отношении всех товаров, перемещаемых через границу, привела бы к параличу внешней торговли и, как следствие, к катастрофическим последствиям для мировой экономики.
Учитывая указанные обстоятельства таможенные службы, как правило, осуществляют таможенный контроль на основе принципа выборочности. Соответствующий принцип был закреплен и в правовых нормах Таможенного кодекса РФ 1993 года. При этом законодатель не установил конкретного правового механизма осуществления необходимой выборки объектов целенаправленного таможенного контроля. В частности, не были формализованы ни основания для выявления приоритетных областей таможенного контроля, ни порядок определения таких оснований. Указанные правовые пробелы были учтены в новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации 2003года, с учетом соответствующих положений стандартных правил Конвенции Киото.
В соответствии с п.1 ст. 358 Таможенного кодекса Российской Федерации при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются лишь теми формами таможенного контроля, которые достаточны для соблюдения таможенного законодательства РФ. Данный принцип в полной мере соответствует стандартному правилу 6.2 названной Конвенции, согласно которому таможенные органы ограничиваются минимумом, необходимым для соблюдения таможенного законодательства.
Применение системы управления рисками в таможенной сфере решает такие задачи, как предотвращение нарушений таможенного законодательства РФ, характеризующихся:
- устойчивым характером;
-
уклонением от уплаты
-
наличием угрозы
- наличием угрозы для других важных интересов государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Правовая природа системы управления рисками основывается на выявлении, а также систематизации и формализации признаков, обычно указывающих на вероятность совершения правонарушения. В него включаются любые показатели, которые, по мнению таможенных органов, обычно свидетельствуют о совершаемом правонарушении. Следует заметить, что до принятия Таможенного кодекса РФ 2003г. одним из основных инструментов должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля была его интуиция и личный профессиональный опыт.
В развитие правовых норм статьи 358 Таможенного кодекса РФ Председателем ГТК России 26.09.2003 был издан приказ № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
Названная Концепция содержит основные понятия, применяемые системой управления рисками, ее элементы, основные задачи, принципы построения, а также, что немаловажно, цель и предпосылки ее разработки. Анализ данной Концепции показывает, что ее положения соответствуют положениям Конвенции Киото, идентичными являются и используемые определения.
Указанная Концепция определяет следующие основные задачи системы управления рисками:
-
создание единого
- разработку методик (программ) по выявлению рисков;
-
определение потенциальных и
фиксирование выявленных
-
выявление причин и условий,
способствующих совершению
-
оценку возможного ущерба в
случае возникновения
-
определение возможности
-
разработку и применение
-
разработку и практическую
-
контроль за практической
-
оценку эффективности
-
накопление и анализ
Базовые принципы управления рисками, содержащиеся в Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и принятых ФТС России в ее развитие нормативных актах, сформулированы следующим образом:
- принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;
- принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы России;
- принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост);
- принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;
- принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.
Основываясь на указанных принципах, система управления рисками предназначена обеспечить организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе принципа выборочности, что позволит таможенным органам:
-
сосредоточить внимание на
-
увеличивать возможности по
-
оказывать благоприятные
- ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
-
сформировать единое