Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………
3.2. Основные проблемы и
Как мы выяснили в предыдущих главах анализ и «управление» рисками основывается на информации. На начальном этапе информация представляет собой необработанные данные, еще не подвергавшиеся анализу. После того как информация будет проанализирована в целях установления тенденций, или в случае если она была добыта специфическим образом – проверена и использована в определенной ситуации, она называется сведениями.
Сведения можно
оперативные сведения (ориентировки) – информация, на основании которой необходимо немедленное вмешательство без ее дополнительных проверок и дальнейшего расследования;
тактические сведения – проанализированная информация для обеспечения мер по контролю, планированию и проведению оперативно-розыскных мероприятий, относящаяся к товаропотокам, средствам доставки и участникам ВЭД (перевозчикам, владельцам складов временного хранения, организациям);
стратегические
сведения – структурированная информация
о методах и общих тенденциях,
размещенная в специальных
Важнейшее
место в указанных видах
данные
о юридических и физических лицах,
совершивших правонарушения при
перемещении товаров через
таможенное законодательство и таможенные документы;
география грузопотоков;
товары (не типичный для страны-экспортера груз, определенная товарная группа товаров, несезонный товар и т.п.);
транспортные средства, контейнеры;
недавно образованная фирма-отправитель/получатель;
таможенная стоимость;
страна отправления, с которой связано наибольшее количество нарушений.
Изучение
проблем управления и анализа
рисками говорит о необходимом
совершенствовании, нововведении в
работе таможенных органов. И таким
нововведением может явиться
эффективное использование
Информационная
система управления рисками (ИСУР) представляет
собой метод по улучшению таможенного
контроля. Его цель заключается в
том, чтобы в интересах более
высокой эффективности работы таможенной
службы проводить контроль в тех
случаях, когда угроза возникновения
нарушений или контрабанды
АИСТ-РТ21
– комплексная распределенная автоматизированная
информационная система, которая обслуживает
все этапы таможенного
При этом необходимо учитывать следующие требования:
● все операции по анализу риска должны протоколироваться;
● информация должна поступать в режиме реального времени;
● дальнейшее таможенное оформление должно разрешаться только после принятия согласованного решения.
Максимальное использование
использование нормативно-справочной информации, поддерживаемой комплексной системой АИСТ-РТ21;
обеспечение групповой обработки данных;
организация доступа к программному продукту на основе персональных паролей;
редактирование, изменение и пополнение информации;
поиск по критериям риска (страна, товар, юридическое лицо и т.д.);
настройка пользователем полей для вывода на печать и сохранение операций.
Методика анализа рисков требует реорганизации или создания новых информационных баз данных на локальном уровне отдельных подразделений таможни. Практика ЕС показывает, что значительная часть контрабанды, связанной с перевозкой автомобилей и других случаев нарушения, таможенных правил, перехватывается благодаря использованию методики «анализа риска» в процессе таможенного контроля.
Заключение
Под
риском в таможенном деле понимается
вероятность совершения неправомерных
действий участниками
Российская
таможенная служба играет ключевую роль
в регулировании внешней
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочности и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками. Риск в таможенном деле играет большую роль. Управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню. Система управления рисками позволяет выбрать наиболее оптимальную форму таможенного контроля. Таким образом, используя систему управления рисками как механизм, позволяющий выбрать наиболее оптимальную форму таможенного контроля, таможенные органы могут перераспределять свои усилия, направляя их на контроль тех внешнеторговых операций, которые представляют существенный риск. Таким образом, в работе было дано понятие системе управления рисками. Была показана необходимость ее использования. А также раскрыты принципы в ее построении и механизм функционирования.
Список литературы
1) «Таможенный кодекс Таможенного союза > Раздел 3 "Таможенный контроль" > Глава 18 "Система управления рисками»
2) Приказ от 11 января 2008 г. № 11 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене»
3) Приказ ФТС России № 347 от 22 марта 2007 года «Об утверждении Правил взаимодействия подразделений координации и применения системы управления рисками и подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль, с подразделениями таможенной инспекции при применении системы управления рисками»
4) Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».
5) Приказ ГТК России № 465 от 08.05.2002 года «Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска».
6) Приказ ГТК России № 1356 от 28.11.2003 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».
7) Гамидуллаев С. Н. Управление риском в социально-экономических системах: таможенные аспекты. – СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 1999.
8) Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис, 1999.
9) Драганов В.Г. Основы таможенного дела. - М. “Экономика”, 1998.
10)Ершов А.Д., Копанева П.С. Информационное обеспечение управления в таможенной системе: Монография.- СПб.: Знание, 2002.