Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.63 Кб (Скачать файл)

-   время проведения досмотра (до  или после выпуска товаров);

-   подразделения, проводящие досмотр;

-   цель досмотра (идентификация, выборочная  проверка, прочее);

-   объем досмотра в % (10, 50, 100, любой  из предложенных);

-   степень досмотра;

-   применение ТСТК;

-   частота и периодичность проведения  досмотра.

Срочные профили риска разрабатываются  с учетом Инструкции по работе с  рисками, Временного порядка рассмотрения проектов профилей риска структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России. Указанные профили  риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости  применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.

Проекты срочных профилей риска разрабатываются  координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления. Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ФТС России.

Проект  срочного профиля риска составляется должностными лицами в произвольной форме и может содержать следующие сведения:

- о дате перемещения товара  через государственную границу  Российской Федерации;

- о лицах, участвующих в перемещении  товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);

- о перемещаемых товарах и номерах  транспортных средств;

- о таможенных органах, совершающих  таможенные операции с товарами;

- о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.);

- иные сведения, необходимые для  формирования и издания срочного  профиля риска.

Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным  подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня и доводятся  до таможенных органов в установленном  порядке.

Срочные профили риска разрабатываются, как правило, в следующих случаях:

- если какая-либо рисковая ситуация  не попадает под действие уже  имеющегося профиля рисков (например, экспорт);

- если какая-либо рисковая ситуация  требует скорейшего применения  мер по минимизации риска, а  ранее разработанный проект обычного  профиля риска еще не утвержден;

- если какая-либо рисковая ситуация  по своему характеру (области  действия) должна быть минимизирована  в регионе деятельности нескольких  таможенных органов и не может быть оперативно разрешена.

Следует отличать срочный профиль риска  от ориентировки. Срочный профиль  риска предназначен для оперативного доведения до должностных лиц  таможенных органов информации о  необходимости применения прямых мер  по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска. Ориентировка направляется в подчиненные таможенные органы с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеторговой деятельности. Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.

Косвенные меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, направленных на процесс таможенного оформления товаров и осуществляемых путем разработки и (или) модернизации таможенных и  (или) информационных технологий, проведение организационно-штатных мероприятий, применения мер тарифного и нетарифного регулирования и прочих.

Прямые  меры по минимизации рисков могут  не применяться либо применяться не в полном объеме в отношении отдельных категорий товаров, а также лиц, имеющих соответствующие коэффициенты таможенной и коммерческой устойчивости. Порядок установления таких категорий товаров, лиц и коэффициентов определяется соответствующими нормативными актами ФТС России.

В случае выявления при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях, доведенных до таможенного органа на бумажном носителе или электронном виде, уполномоченные должностные лица применяют указанные в профиле прямые меры по минимизации. При применении прямых мер по минимизации в процессе декларирования товаров должностное лицо осуществляет прием, регистрацию декларации, документальный контроль и в графе «С» электронной копии грузовой таможенной декларации делает отметки о выполнении указанных прямых мер по минимизации рисков.

Для определения целесообразности применения соответствующего профиля риска, прогнозирования  эффективности его действия, а  также сокращения количества профилей риска направляются отчеты о реализации прямых мер по минимизации рисков (грузовой таможенной декларации в бумажном и электронном виде и соответствующие документы) в координирующие подразделения РТУ или ФТС России. Анализ этих документов проводится согласно порядку, установленному в целевых методиках и целевых технологиях таможенного контроля. По результатам  анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения профиля риска, а также анализа результатов применения прямых мер по минимизации принимается решение об актуализации или отмене конкретных профилей.

Внедрение системы управления рисками  предполагает введение в действие новых  и модификацию существующих программных средств, применяемых для таможенного контроля.

В настоящий момент, в целях выявления  профилей рисков, применяется Комплексная  автоматизированная система таможенного  оформления (КАСТО) и рабочее место  «АИСТ – М» в рамках реализации функции «Проверки пользователя» при декларировании товаров с использованием грузовой таможенной декларации. Остальные программные средства, применяемые при осуществлении таможенного контроля, (в том числе и при таможенных процедурах, отличных от декларирования  товаров) не позволяют выявлять профили риска.

Главный научно-исследовательский  вычислительный центр (ГНИВЦ) ФТС России ведет разработку новых (изменение  существующих) программных средств, позволяющих выявлять профили риска  при осуществлении таких таможенных процедур, как прибытие товаров на таможенную территорию России, открытие процедуры внутреннего таможенного транзита, ее завершения, оформление товаров по ТПО и т.д. Взаимодействие подразделений таможенных органов при применении мер по минимизации рисков с использованием существующих программных средств в графическом виде можно представить следующим образом:

 

 

 

 

 

 





 

                                                ГУОТК                          Косвенные меры


                                                                         минимизации рисков

 

Утверждение ПР


                                             

  ПР

      



 

 

Необходимо отметить, что эффективность таможенного контроля с использованием системы управления рисками может быть достигнута в полном объеме при комплексном внедрении в практику деятельности таможенных органов всех его компонентов, в том числе таких процедур, как электронное декларирование и предварительное информирование.

В настоящее время электронное декларирование постепенно входит в практику деятельности таможенных органов. Внедрение электронного декларирования сопряжено с определенными расходами для участников внешнеторговой деятельности – еще значительны стоимость оборудования и программного обеспечения, сложны процедуры подключения к каналам связи, получение электронно-цифровой подписи и так далее. Дальнейшим направлением развития этой прогрессивной формы декларирования и его упрощения является использование возможности подачи электронной таможенной декларации и других документов, необходимых для целей таможенного контроля в сети Интернет, а не через выделенные каналы связи, что даст участникам внешнеторговой деятельности заметную экономию ресурсов.

Внедрение указанных подходов в практику потребует  разработки и утверждение типовых  решений по подключению информационных систем таможенных органов к сети ИНТЕРНЕТ с выполнением всех требований по информационной безопасности в соответствии с правовыми нормами Указа  Президента Российской Федерации № 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации  в сфере международного информационного  обмена" и статьей 10 Федерального закона "Об участии в международном  информационном обмене".

В настоящее время в ФТС России разработан проект Концепции о предварительном  информировании таможенных органов, в  также направлены предложения о  внесении в Таможенный кодекс РФ изменений  об обязательном применении этой процедуры. Указанная правовая норма позволит осуществлять проверку предварительной  информации с использованием системы  управления рисками до ввоза товаров  на территорию Российской Федерации, а  также заблаговременно формировать  сценарий таможенного контроля в  отношении конкретных товарных партий. Указанные подходы используются в практической деятельности таможенных служб США и стран Европейского Союза.

ФТС России активно изучает опыт других стран в целях разумного и  рационального его применения в  ходе создания национальной системы  управления рисками. В этой связи  эксперты Европейской комиссии изучив в первом полугодии 2005 года в ФТС  России практику реализации проекта  «Система управления рисками для  совершенствования таможенных процедур в Российской Федерации» отметили:

«… ФТС проделала объемную и  сложную работу  по разработке методологической основы СУР. Руководители ФТС высшего  и среднего звена, ответственные  за внедрение СУР, понимают и знают  основные принципы внедрения СУР; они  тщательно изучили международный  опыт и применяют его при осуществлении  процедур таможенного контроля в  РФ в соответствии с вышеупомянутыми  принципами…

…На сегодняшний день ФТС описала  основные бизнес-процессы и соответствующую  технологию для таможенного контроля на основе СУР достаточно подробно, до деталей отдельных действий, которые  должны осуществлять сотрудники таможни…

Впрочем, еще рано, и не настало время  оценивать предварительный успех  осуществленных на сегодня шагов  по внедрению системы. Отсутствие современных  и прочно интегрированных систем обработки данных наряду с отсутствием  столь же современных сетей передачи данных, доступных торговым операторам и персоналу ФТС, является очевидным препятствием на пути эффективного внедрения и применения определенных бизнес-процессов и прикладной централизованной технологии...»

 

 

 

 

Глава 3

 

Анализ применения системы управления рисками  при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных  средств

 

3.1.Этапы анализа риска в таможенной  деятельности

 

Анализ рисков – это определенный комплексный подход к решению любой проблемы, совокупность действий, общая методика, позволяющая наиболее оптимально использовать имеющиеся ресурсы в любой области. Анализ рисков в таможенном деле – это мероприятие, позволяющее организовать эффективный, централизованный и единообразный таможенный контроль на всей территории, привести его к сравнимым результатам.

«Анализ рисков» применительно к таможенной сфере является первой частью трехступенчатого процесса, включающего еще проведение досмотров и оценку результатов  контроля.

Целью анализа является:

1) создание условий для того, чтобы большая часть товаропотока беспрепятственно пересекала границы;

2) в то же время обеспечить уплату таможенных платежей;

3) обеспечение интересов участников ВЭД (торгово-политические мероприятия, защита потребителя, защита культурного наследия и окружающей среды);

4) обеспечение соблюдения налогового законодательства и предписаний в области статистики.

Выделяют следующие  этапы проведения анализа риска:

1) Выявление области риска

Например, группа или тип участников ВЭД (состав, область деятельности, репутация, платежеспособность).

2) Исследование рисков

Предусматривается конечная цель. Например: контрабанда, уклонение от таможенного контроля, нарушение запретов и ограничений, неполная уплата пошлин и налогов.

3)Установление индикаторов риска

Они бывают следующих типов:

индикаторы  риска, относящиеся к товарам:

количество  товара, таможенная стоимость, страна происхождения, товарная классификация  и др.

индикаторы  риска, относящиеся к участникам ВЭД:

4) Оценка риска

Предусматривается вероятность совершения правонарушения или преступления. Оценка может проводиться:

путем установления высокой, средней и  низкой степени риска;

присвоения  числовых значений (1,2, …, n,) различными степенями риска;

специфические обозначения.

Составление профиля рисков.

Профиль рисков включает в  себя следующие элементы:

1.описание области риска;

2.исследование и оценка риска и его индикаторов;

3.необходимые меры по контролю;

4.время проведения контроля;

5.результаты контроля;

6.оценка проведенных мероприятий.

       Конечным результатом является  разработка соответствующей процедуры  контроля (например: отбор товара  для дополнительной проверки  документов, определяющих его происхождение), конкретных технологий контроля, исходя из имеющихся ресурсов  по кадрам, технике, программному  обеспечению и т.д. Далее контроль  концентрируется в так называемых  «областях риска», где совершение  правонарушений наиболее вероятно.

Информация о работе Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля