Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 84.63 Кб (Скачать файл)

35) информацию, полученную в результате  расследования уголовных  дел   и  дел  об административных правонарушениях;

36) информацию, содержащуюся в правовых  актах, изданных по результатам   проверок деятельности таможенных органов;

37) информацию, представленную субъектами  ВЭД на добровольной основе;

38) информацию, содержащуюся  в  актах   законодательства  Российской  Федерации, регулирующих таможенную и внешнеэкономическую деятельность;

39) иные источники информации, в  том числе собственные аналитические   материалы, сведения  из  независимых  источников  информации,   прайс-листы  производителей товаров, прейскуранты цен, анализ конъюнктуры рынка, данные информационной  сети Интернет. Информация о рисках может  быть  передана  в  координирующее  подразделение  ФТС России любым заинтересованным лицом через официальный сайт  ФТС  России  в  сети Интернет (www.customs.ru). Порядок  регистрации  такой  информации   и   ее   использования  координирующим подразделением   ФТС   России   для   целей   анализа   и    управления  рисками устанавливается иным правовым актом ФТС России.

 

1.4 Методики  выявления рисков

 

I. Общие положения

Целевая методика выявления рисков должна состоять  из пронумерованных  разделов,   описывающих   источники   используемой  информации,

порядок проведения отбора данных, результаты отбора данных,  порядок  проведения анализа полученных  данных,  порядок  оценки  степени  риска  и  иные  действия, проводимые при выявлении и анализе рисков.

В   основном   тексте   Целевой   методики    следует    избегать  использования

специализированных  понятий, не относящихся к таможенному  делу,  все  выполняемые действия  должны  быть  описаны  в  словесной  форме.  Для   удобства  обработки информации  Целевая  методика  может  сопровождаться  приложением   с  описанием алгоритмов, разработанных с использованием языков программирования.

  

II. Общие сведения, необходимые для проведения анализа данных

1. В Целевой методике выявления  риска должны содержаться следующие  сведения:

- используемые информационные ресурсы;

- перечень  подлежащих  сравнению   показателей  таможенного   оформления  и  иной информации и алгоритмы сравнения такой информации;

- ожидаемый экономический эффект  при  возможности  его   определения  (например, уменьшение потерь таможенных платежей в абсолютном  выражении,  отношение  суммы таможенных  платежей  к  затратам  на  применение  мер  по  минимизации  рисков, повышение достоверности декларирования товаров и пр.);

- иные ожидаемые результаты применения  Целевой методики выявления риска;

- правила определения степени  риска.

2. Порядок отбора данных должен  состоять из описания последовательных  действий, проводимых должностным лицом таможенного органа  с  целью  выбора  из  имеющихся источников информации необходимых и достаточных для проведения анализа сведений.

  

III. Описание порядка проведения  анализа данных

3.   Описание    порядка    проведения    анализа    данных    должно  содержать последовательность  выполняемых  при  проведении  анализа   действий,   а  также используемые  для  анализа  шкалы  градации  степени   риска   с  разграничением полученных результативных данных  по  количественным  показателям  с  отнесением значений количественных показателей к различным степеням риска. Одновременно могут применяться несколько шкал градации степени  риска,  а  также может быть проведено их совмещение с целью определения более  конкретизированных показателей области и индикаторов риска в местах пересечения указанных шкал.

4. Результаты проведенных действий  возможно отображать в табличном   виде  или  в диаграммах (в виде графиков).

  

IV. Заключительные положения

5.  Разработанную  Целевую   методику   подписывает   лицо,   осуществлявшее  ее

 разработку и составление, а также:

в РТУ - начальник (заместитель начальника) соответствующей службы РТУ;

в  таможне  -  заместитель   начальника   таможни,   курирующий  соответствующее структурное подразделение.

Целевая    методика,    разработанная    структурным    подразделением  таможни, согласовывается  с  координирующим  подразделением  таможни.  Целевая  методика, разработанная структурным подразделением РТУ, согласовывается  с  координирующим

подразделением  РТУ.

6. Целевая методика направляется  в координирующее  и  структурное   подразделение ФТС России,  по  направлению  деятельности  которого  она  разработана,  письмом таможенного органа.

 

Глава 2

 

Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля

 

 

2.1 Внедрение системы управления  рисками в таможенных органах

 

Внедрение системы управления рисками в  таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых  характеризуется введением в  действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.

Первый  этап внедрения системы управления рисками – «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России в том числе и функция координации деятельности структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен на данном направлении работы. В указанном главке был создан отдел координации и применения системы управления рисками. Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.

Второй  этап - «Начальный» - 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от 26.03.2004 № 367).

Названный План-график разработан во исполнение правовых норм ст. 358 Таможенного кодекса  РФ, Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и решения коллегии ГТК России «О готовности таможенных органов РФ к работе в условиях введения в действие новой редакции Таможенного кодекса РФ». В мероприятиях Плана - графика были заложены основные направления деятельности таможенных органов, которые необходимо развивать для эффективного применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля:

- систематизация деятельности подразделений  ФТС России по внедрению системы управления рисками;

- стандартизация оборота документов  и информации при применении  системы управления рисками; 

- упорядочение проводимой работы  по анализу информации;

-  выявление причин и фактов  несоблюдения таможенного законодательства;

- применение мер по повышению  эффективности таможенного контроля;

- установление механизма взаимодействия  структурных подразделений ФТС России, РТУ, таможен по выявлению рисков;

-  формирование профилей рисков  и системы контроля за их  применением;

- разработка единообразных методик  анализа информации для определения областей и индикаторов риска;

- разработка и экспериментальное  внедрение информационно-технического  обеспечения системы управления  рисками в процесс таможенного  оформления и таможенного контроля.

При этом, в основе мероприятий организационно - правового характера лежали разработка положения об отделе координации  и применения системы управления рисками ГУОТК ФТС России и  типовых положений координирующих подразделений РТУ и таможен, а также внесение изменений в  положения о подразделениях ФТС  России и соответствующие должностные  инструкции в части прав, обязанностей и ответственности при применении системы управления рисками. Одновременно осуществлялись мероприятия направленные на:

- проведение анализа существующих  правовых актов в области таможенного дела на предмет их актуальности при применении системы управления рисками;

- разработку технологии взаимодействия  таможенных органов всех уровней при применении системы управления рисками;

- разработку форм доведения профилей  рисков до таможенных органов, также способы обратной связи (информирование вышестоящих органов о применении соответствующих форм таможенного контроля);

- оптимизацию существующих и разработку  новых методик обработки информации в целях выявления рисков, в том числе с использование новых программных средств;

- разработку методик оценки эффективности  применяемых форм таможенного контроля.

Информационно - техническое обеспечение системы  управления рисками строится на:

- анализе существующих программных  средств на предмет возможности их использования в системе управления рисками;

- анализе существующих в ЕАИС  ФТС России информационных потоков и данных в целях их использования в системе управления рисками;

- модернизации существующих, а также  разработке и внедрении новых программных средств для обработки информации в целях выявления рисков;

- организации сбора, обработке,  рассылке, хранении и анализе  информации об участниках внешнеторговой деятельности путем формирования Центрального реестра субъектов ВЭД.

Третий  этап внедрения системы управления рисками - «Совершенствование» – в таможенной службе России начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС  России от 10.03.2005 № 180. Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности:

Организационные мероприятия - внесение изменений в  типовые положения о подразделениях ФТС России, координирующих подразделений РТУ и таможен в части прав, обязанностей и ответственности при использовании системы управления рисками, а также с учетом особенностей, изложенных в технологии действий должностных лиц таможенных органов при применении указанной системы (приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358 и Решение коллегии ФТС России 21 октября 2004 года, утвержденное приказом ФТС России от 11.11.2004 № 261).

Технологические и методологические мероприятия, направленные на обеспечение должностных лиц  технологическими схемами и методологией действий при осуществлении таможенного  контроля в соответствии с системой управления рисками в таможенных органах России:

- составление перечня правовых  актов ГТК и ФТС России, РТУ  и таможен, противоречащих Концепции системы управления рисками, и представление соответствующих отчетов руководству ФТС России;

- подготовка на базе отмененных  правовых актов соответствующих  (проектов) профилей рисков;

-  разработка и доведение профилей  рисков до таможенных органов;

- анализ информации, содержащейся  в отчете о результатах применения прямых мер по минимизации рисков;

- разработка соответствующими подразделениями  ФТС России методик обработки результатов применения прямых мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;

- оптимизация существующих и разработка  новых методик обработки информации, содержащейся в ЕАИС ФТС России, в целях выявления рисков, в том числе с использованием программных средств;

- разработка единой методики оценки  эффективности применяемых форм таможенного контроля, содержащейся в профилях рисков;

- разработка порядка взаимодействия  подразделений таможенной инспекции с подразделениями координации и применения системы управления рисками;

- подготовка и издание таможнями,  РТУ и подразделениями ФТС  России целевых методик по  выявлению рисков, в том числе  в разрезе типовых критериев отнесения товаров, внешнеэкономических операций и лиц к группам риска;

- подготовка предложений и проведение  работы по обеспечению принципа выборочности, применения соответствующих форм таможенного контроля и мер по минимизации рисков в отношении отдельных категорий товаров, транспортных средств, документов и лиц.

Мероприятия по информационно-техническому обеспечению  направлены на модернизацию и внедрение программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками:

- анализ научно - исследовательских  и опытно-конструкторских работ в целях использования их результатов в системе управления рисками;

- анализ существующих в Единой  автоматизированной системе ФТС  России информационных потоков и данных в целях их применения при реализации системы управления рисками;

- анализ существующих программных  средств на предмет возможности их использования в системы управления рисками, подготовки предложений о необходимости их модернизации, интеграции  с другими программными средствами либо о прекращении их использования;

- модернизация существующих, а также  разработка и внедрение новых программных средств для реализации методик обработки информации в целях выявления рисков;

- сбор, обработка, хранение и доведение  до таможенных органов информации об участниках внешнеторговой деятельности, содержащейся в центральном реестре субъектов ВЭД, а также выработка рекомендаций по ее применению при осуществлении таможенного контроля;

- реализация пилотных проектов  в рамках создания системы  управления рисками (формирование и актуализация профилей рисков в электронном виде, а также разработка программного средства, позволяющего в автоматизированном режиме осуществлять выявление рисков на основе подготовленных методик и назначать проведение таможенного досмотра с применение генератора случайных чисел);

Информация о работе Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля