Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………
35) информацию, полученную в результате расследования уголовных дел и дел об административных правонарушениях;
36)
информацию, содержащуюся в правовых
актах, изданных по
37) информацию, представленную субъектами ВЭД на добровольной основе;
38) информацию, содержащуюся в актах законодательства Российской Федерации, регулирующих таможенную и внешнеэкономическую деятельность;
39)
иные источники информации, в
том числе собственные
1.4 Методики выявления рисков
I. Общие положения
Целевая методика выявления рисков должна состоять из пронумерованных разделов, описывающих источники используемой информации,
порядок проведения отбора данных, результаты отбора данных, порядок проведения анализа полученных данных, порядок оценки степени риска и иные действия, проводимые при выявлении и анализе рисков.
В основном тексте Целевой методики следует избегать использования
специализированных понятий, не относящихся к таможенному делу, все выполняемые действия должны быть описаны в словесной форме. Для удобства обработки информации Целевая методика может сопровождаться приложением с описанием алгоритмов, разработанных с использованием языков программирования.
II. Общие сведения, необходимые для проведения анализа данных
1.
В Целевой методике выявления
риска должны содержаться
-
используемые информационные
- перечень подлежащих сравнению показателей таможенного оформления и иной информации и алгоритмы сравнения такой информации;
-
ожидаемый экономический
-
иные ожидаемые результаты
- правила определения степени риска.
2.
Порядок отбора данных должен
состоять из описания
III. Описание порядка проведения анализа данных
3. Описание порядка проведения анализа данных должно содержать последовательность выполняемых при проведении анализа действий, а также используемые для анализа шкалы градации степени риска с разграничением полученных результативных данных по количественным показателям с отнесением значений количественных показателей к различным степеням риска. Одновременно могут применяться несколько шкал градации степени риска, а также может быть проведено их совмещение с целью определения более конкретизированных показателей области и индикаторов риска в местах пересечения указанных шкал.
4.
Результаты проведенных
IV. Заключительные положения
5. Разработанную Целевую методику подписывает лицо, осуществлявшее ее
разработку и составление, а также:
в РТУ - начальник (заместитель начальника) соответствующей службы РТУ;
в таможне - заместитель начальника таможни, курирующий соответствующее структурное подразделение.
Целевая методика, разработанная структурным подразделением таможни, согласовывается с координирующим подразделением таможни. Целевая методика, разработанная структурным подразделением РТУ, согласовывается с координирующим
подразделением РТУ.
6. Целевая методика направляется в координирующее и структурное подразделение ФТС России, по направлению деятельности которого она разработана, письмом таможенного органа.
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах
Внедрение системы управления рисками в таможенной службе России осуществляется в четыре этапа, каждый из которых характеризуется введением в действие новых нормативных актов, проведением соответствующих организационных мероприятий, основанных на использовании новых информационных и кадровых ресурсов.
Первый этап внедрения системы управления рисками – «Подготовительный». На этом этапе, в течение 2003 года были созданы предпосылки и заложен фундамент организации работ по созданию системы управления рисками. Организационно указанные вопросы были возложены на Главное управление организации таможенного контроля (ГУОТК) ФТС России в том числе и функция координации деятельности структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен на данном направлении работы. В указанном главке был создан отдел координации и применения системы управления рисками. Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069 утверждена Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации.
Второй этап - «Начальный» - 2004 год, закреплено методологическое обеспечение работы таможенных органов по внедрению системы управления рисками – введен в действие Плана-графика первоочередных мероприятий по разработке и внедрению системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля в 2004 году (утвержден приказом ГТК РФ от 26.03.2004 № 367).
Названный План-график разработан во исполнение правовых норм ст. 358 Таможенного кодекса РФ, Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации и решения коллегии ГТК России «О готовности таможенных органов РФ к работе в условиях введения в действие новой редакции Таможенного кодекса РФ». В мероприятиях Плана - графика были заложены основные направления деятельности таможенных органов, которые необходимо развивать для эффективного применения системы управления рисками в процессе таможенного контроля:
-
систематизация деятельности
-
стандартизация оборота
-
упорядочение проводимой
-
выявление причин и фактов
несоблюдения таможенного
-
применение мер по повышению
эффективности таможенного
-
установление механизма
- формирование профилей рисков и системы контроля за их применением;
- разработка единообразных
-
разработка и
При
этом, в основе мероприятий организационно
- правового характера лежали разработка
положения об отделе координации
и применения системы управления
рисками ГУОТК ФТС России и
типовых положений
-
проведение анализа
-
разработку технологии
-
разработку форм доведения
-
оптимизацию существующих и
-
разработку методик оценки
Информационно
- техническое обеспечение
-
анализе существующих
-
анализе существующих в ЕАИС
ФТС России информационных
- модернизации существующих, а также разработке и внедрении новых программных средств для обработки информации в целях выявления рисков;
- организации сбора, обработке, рассылке, хранении и анализе информации об участниках внешнеторговой деятельности путем формирования Центрального реестра субъектов ВЭД.
Третий этап внедрения системы управления рисками - «Совершенствование» – в таможенной службе России начат в конце 2005 года. Его эффективность зависит от реализации мероприятий, предусмотренных Планом на 2005 год, утвержденным приказом ФТС России от 10.03.2005 № 180. Указанным планом было предусмотрено три основных направления деятельности:
Организационные мероприятия - внесение изменений в типовые положения о подразделениях ФТС России, координирующих подразделений РТУ и таможен в части прав, обязанностей и ответственности при использовании системы управления рисками, а также с учетом особенностей, изложенных в технологии действий должностных лиц таможенных органов при применении указанной системы (приказ ФТС России от 03.12.2004 № 358 и Решение коллегии ФТС России 21 октября 2004 года, утвержденное приказом ФТС России от 11.11.2004 № 261).
Технологические и методологические мероприятия, направленные на обеспечение должностных лиц технологическими схемами и методологией действий при осуществлении таможенного контроля в соответствии с системой управления рисками в таможенных органах России:
- составление перечня правовых актов ГТК и ФТС России, РТУ и таможен, противоречащих Концепции системы управления рисками, и представление соответствующих отчетов руководству ФТС России;
-
подготовка на базе отмененных
правовых актов
-
разработка и доведение
-
анализ информации, содержащейся
в отчете о результатах
-
разработка соответствующими
-
оптимизация существующих и
-
разработка единой методики
-
разработка порядка
-
подготовка и издание
-
подготовка предложений и
Мероприятия по информационно-техническому обеспечению направлены на модернизацию и внедрение программных средств, обеспечивающих автоматизацию деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками:
- анализ научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях использования их результатов в системе управления рисками;
-
анализ существующих в Единой
автоматизированной системе
-
анализ существующих
- модернизация существующих, а также разработка и внедрение новых программных средств для реализации методик обработки информации в целях выявления рисков;
-
сбор, обработка, хранение и
-
реализация пилотных проектов
в рамках создания системы
управления рисками (