Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и методических основ управления и анализа рисками как действенного механизма ускорения таможенного оформления и повышения качества таможенного контроля. Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• изучение теоретических основ системы управления рисками;
• изучение применения системы управления рисками и её роли в таможенных органах;
Введение………………………………………………………………………………………….2
Глава 1
Правовое регулирование и цели управления рисками при осуществлении таможенного контроля………………………………………………………………………...4
1.1 Понятие рисков в таможенной деятельности. Термины, использующиеся в системе управления рисками в таможенных органах……………………………………………….…..9
1.2 Основные функции, задачи таможенных органов при применении системы управления рисками и схема применения системы управления рисками………………….13
1.3 Источники информации, используемые для выявления рисков………………………18
1.4 Методики выявления рисков…………………………………………………………….20
Глава 2
Система управления рисками и применение механизмов минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
2.1 Внедрение системы управления рисками в таможенных органах………………………22
2.2 Цели применения системы управления рисками…………………………………………26
2.3 Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками. Меры по минимизации рисков………………………………...…………………………………………27
Глава 3
Анализ применения системы управления рисками при таможенном оформлении и контроле товаров и транспортных средств
3.1.Этапы анализа риска в таможенной деятельности……………………………………….38
3.2. Основные проблемы и перспективы использования системы управления рисками при таможенном контроле и оформлении товаров и транспортных средств…...………………39
Заключение…………………………………………………………………………………….42
Список литературы……………………...……………………………………………………
д) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, в том числе в разрезе регионов деятельности таможенных органов и субъектов ВЭД;
е) разработка общероссийских, региональных и зональных профилей рисков, в том числе срочных профилей рисков, а также обобщение, анализ и доведение до таможенных органов отдельных профилей рисков, проекты которых разработаны РТУ и таможнями;
ж) контроль исполнения таможенными органами общероссийских, региональных и зональных профилей рисков, анализ их эффективности, а по результатам анализа - их актуализация или отмена;
з)
выработка предложений об изменении
стратегии таможенного
и) разработка ориентировок, доведение их до таможенных органов, а также
осуществление анализа их применения и актуальности;
к) организация на постоянной основе обучения должностных лиц РТУ и таможен методологии выявления рисков и управления ими.
Функции региональных таможенных управлений при применении СУР:
а) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых осуществляется в регионе деятельности РТУ, в том числе в разрезе регионов деятельности подчиненных таможенных органов и субъектов ВЭД, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности РТУ;
б) разработка проектов региональных и зональных профилей рисков, а также проектов ориентировок и доведение их до ФТС России;
в) контроль исполнения подчиненными таможенными органами профилей риска, разработанных ФТС России, самостоятельно и подчиненными таможнями, анализ их эффективности, а по результатам анализа - формирование и направление в ФТС России предложений по их актуализации и (или) отмене;
г) выдача заключений по таможенной стоимости в рамках специального порядка контроля таможенной стоимости в соответствии с порядком, установленным правовыми актами ФТС России;
д) осуществление таможенного контроля в случае выявления при таможенном
контроле профилей рисков, содержащих указание подразделениям РТУ;
е) подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом
особенностей региона деятельности РТУ и направление их в ФТС России;
ж) разработка и направление в ФТС России для согласования целевых методик
выявления рисков;
з) разработка и направление в таможенные органы в регионе деятельности РТУ
срочных профилей рисков и ориентировок, если это установлено правовым актом ФТС России для РТУ.
Функции таможен при применении СУР:
а) анализ таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, таможенное оформление которых осуществляется в регионе деятельности таможни, в том числе в разрезе регионов деятельности подчиненных таможенных постов (ОТОиТК таможни) и субъектов ВЭД, осуществляющих свою деятельность в регионе деятельности таможни;
б) разработка проектов зональных профилей рисков, срочных профилей рисков, а
также проектов ориентировок и их доведение параллельно и одновременно до
координирующих и структурных подразделений РТУ и ФТС России;
в) применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска;
г) контроль исполнения подчиненными таможенными постами (ОТОиТК таможни) мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;
д) принятие решений по таможенной стоимости в рамках специального порядка контроля таможенной стоимости в соответствии с порядком, установленным правовыми актами ФТС России;
е) осуществление таможенного контроля в случае выявления при таможенном
контроле профилей рисков, содержащих указание подразделениям таможни;
ж) проведение по направлениям деятельности анализа эффективности профилей рисков и ориентировок, разработанных ФТС России, РТУ и самостоятельно, а по результатам анализа - формирование и направление в ФТС России предложений по их
актуализации и (или) отмене;
з) подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом
особенностей региона деятельности таможни и направление их в РТУ и ФТС России;
и) направление в РТУ и ФТС России для утверждения целевых методик выявления рисков.
Функции таможенных постов (ОТОиТК таможен) при применении СУР:
а) применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска;
б) использование метода сверки сведений о товарах и транспортных средствах,
содержащихся в таможенных документах и их электронных копиях, с
соответствующими сведениями, содержащимися в дополнительных источниках (электронное уведомление о направлении товаров, данные экспортной или таможенной декларации иностранного государства и т.д.);
в) применение мер по минимизации рисков, которые могут применяться таможенным постом (ОТОиТК таможни) по собственному решению;
г) фиксация результатов применения мер по минимизации рисков в соответствии с порядком, установленным правовыми актами ФТС России, а также в электронном виде с последующим их доведением до таможни, РТУ и ФТС России;
д) выработка предложений о необходимости формирования проекта зонального профиля риска, срочного профиля риска, ориентировки и доведение их до координирующего подразделения таможни, а при необходимости и до соответствующих структурных подразделений таможни;
е) подготовка предложений по выявлению и управлению рисками с учетом
особенностей региона деятельности таможенного поста (ОТОиТК таможни) и
направление их в таможню.
В целях организации применения СУР уполномоченные должностные лица координирующих и структурных подразделений ФТС России, РТУ и таможен с учетом направления деятельности конкретных структурных подразделений осуществляют деятельность по следующей схеме:
а) организация мероприятий по сбору и представлению в таможенные органы
информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также о субъектах ВЭД;
б) сбор и обработка информации, полученной из различных источников, а также формирование и ведение информационных баз данных;
в) методическое руководство по вопросам анализа данных (сведений) для выявления рисков, их идентификации и оценке, формированию профилей риска, а также их проектов;
г) выявление и анализ признаков возможных нарушений таможенного
законодательства (рисков);
д) выработка по результатам анализа предложений по применению мер по
минимизации рисков, исходя из системы мер оценки рисков;
е) разработка проектов профилей риска (ориентировок) и подготовка согласованных с координирующим подразделением таможенного органа предложений в виде пояснительной записки к проекту профиля риска (ориентировки);
ж)
прогнозирование результатов и
возможных последствий
з) формирование проектов профилей риска и подготовка согласованных со структурными и координирующим подразделениями предложений о направлении профилей рисков в таможенные органы;
и) организация мероприятий по доведению профилей рисков и ориентировок в
электронном виде до таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление товаров (только координирующее подразделение ФТС России, ГНИВЦ ФТС России и РТУ (в части срочных профилей риска), если это установлено правовым актом ФТС России);
к) контроль применения таможенными постами (ОТОиТК таможни) мер по минимизации рисков;
л) проведение анализа эффективности мер по минимизации риска, содержащихся в профилях риска, а по его результатам - выработка предложений об отмене конкретных профилей риска либо об их актуализации;
м) подготовка предложений руководству ФТС России об изменении стратегии
таможенного контроля, а также о внесении изменений (дополнений) в действующие правовые акты ФТС России или об издании новых, направленных на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля;
н) внесение предложений руководству ФТС России о необходимости внедрения новых и совершенствования уже используемых информационных технологий;
о) оценка эффективности целевых методик выявления рисков;
п) согласование целевых методик выявления рисков и доведение их для
использования в работе до всех таможенных органов (только координирующее
подразделение ФТС России).
Основными задачами системы управления рисками являются:
1) создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
2) разработка методик (программ) по выявлению рисков;
3) определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
4) выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
5) оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
6) определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
7) разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
8) разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
9) контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
10)оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
11)накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.
1.3 Источники информации,
используемые для выявления
В целях выявления рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном контроле, должностные лица таможенных органов используют следующие источники информации, имеющиеся в таможенном органе:
1) базы данных электронных копий поданных, а также зарегистрированных и
оформленных ГТД;
2)
базы данных электронных
3) базы данных электронных копий деклараций таможенной стоимости (ДТС) и корректировок таможенной стоимости (КТС);
4) базы данных электронных копий таможенных приходных ордеров (ТПО);
5) базы данных автотранспортных средств;
6)
базы данных фактического
7) электронные справочники НСИ;
8)
базы данных электронных
9) центральный реестр субъектов ВЭД (ЦРСВЭД);
10) базу данных информационного обмена с Европейским бюро по борьбе с
мошенничеством (OLAF);
11) базу данных информационного обмена с Государственной таможенной службой Украины (ГТС Украины);
12)
базу данных информационного
обмена с Министерством
13) базу данных информационного обмена с Главным таможенным управлением Китайской Народной Республики;
14) базы данных информационного обмена с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);
15) базу данных внешней торговли ЕС;
16) базу данных внешней торговли стран - участниц СНГ;
17) базу данных по итогам внешней торговли МВФ;
18) базу данных внешней торговли ООН (Comtrade);
19)
базу данных международной
20) базы данных паспортов сделок;
21) центральную базу данных по валютному контролю;
22) образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных
органов, используемых для целей валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
23) базы данных информационного обмена с министерствами, федеральными службами и агентствами, а также иными организациями (по мере заключения соответствующих соглашений);
24) базы данных, содержащие информацию об уголовных делах и делах об
административных правонарушениях;
25) единый информационный банк данных правоохранительных органов для обмена информацией о физических и юридических лицах, подозреваемых в незаконном обороте и контрабанде оружия;
26) ценовую информацию, представленную таможенным органам производителями товаров;
27) базы данных, созданные самостоятельно;
28)
бумажные носители ГТД, ТД, ДТС,
КТС, актов таможенных
29) оперативную информацию;
30) обращения и жалобы граждан и юридических лиц;
31) запросы и информацию иных контролирующих государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений;
32) запросы депутатов федеральных и местных представительных органов
государственной власти;
33) информацию, полученную из средств массовой информации;
34)
информацию, полученную в результате
оперативно-розыскной