Совершенствование правового статуса таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования заключается в чрезвычайной важности таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………….9
1.1. Понятие, статус и функции таможенных органов…………..…………9
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов…………………………………………………………………………..….22
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………….……25
2.1. Административные процедуры в деятельности таможенных органов………………………………………………………………………………25
2.2. Виды деятельности таможенных органов……………………………..35
ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ………………..……………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..………..62

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа (ТП)..doc

— 991.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………….9

1.1. Понятие, статус и функции таможенных органов…………..…………9

1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов…………………………………………………………………………..….22

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………….……25

2.1. Административные процедуры в деятельности таможенных органов………………………………………………………………………………25

2.2. Виды деятельности таможенных органов……………………………..35

ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА  ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ………………..……………………….48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………59

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..………..62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Таможенные органы являются неотъемлемой частью экономической  и внешнеторговой политики государства. Таможенные органы активно содействуют  обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и  стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе  производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Также данная тема представляет некоторый интерес в свете вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Это потребовало значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.

Актуальность данной темы исследования заключается в чрезвычайной важности таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таможенная политика является мощным рычагом, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

- участие в реализации  торгово-политических задач по  защите российского рынка, стимулированию  развития национальной экономики;

- содействие проведению  структурной перестройки;

- обеспечение наиболее  эффективного использования инструментов  таможенного контроля и регулирования  товарообмена на таможенной территории  Российской Федерации и другие  задачи экономической политики  нашего государства.

Вступивший в силу 6 июля 2010 года Таможенный Кодекс Таможенного союза регулирует компетенцию таможенных органов, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и др.

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию  внешнеторгового обмена (объема, структуры  и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Совокупность институтов, участвующих в формировании и  осуществлении таможенной политики, а также набор форм и методов  ее осуществления, порядок использования  компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования образуют понятие механизма таможенной политики.

Объектом настоящего исследования являются таможенные органы Российской Федерации.

Предметом исследования выступает правовое положение таможенных органов как субъектов таможенного права.

Цель работы состоит в рассмотрении действующей системы таможенной политики, направленной на регулирование экономической и внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотрении правового статуса таможенных органов, изучении административных процедур в деятельности таможенных органов и определении видов деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели выделяются следующие задачи исследования:

- дать общую характеристику  таможенным органам Российской Федерации, раскрыть понятие, определить статус, цели и задачи таможенных органов Российской Федерации;

- охарактеризовать правовые  основы таможенных органов Российской  Федерации;

- рассмотреть административные  процедуры в деятельности таможенных органов Российской Федерации;

- изучить виды деятельности таможенных органов Российской Федерации;

- выработать практические  рекомендации по совершенствованию  правового статуса таможенных  органов в России.

Теоретической базой исследования явились труды таких авторов как: Агишева Е.Н., Бакаева О.Ю., Баландина Г.В., Габричидзе Б.Н., Денисов С.А., Корняков К.А., Литовченко А.А., Мартинкевич Г.Г., Прусакова Н.В., Рассолов М.М., Смирнов СЛ., Тимошенко И.В., Халипов С.В., Чермянинов Д.В. и другие.

Нормативной базой исследования выступили: Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральные законы и иные нормативно – правовые акты.

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1.1. Понятие, статус и функции таможенных органов

Проблематика настоящего исследования обуславливает необходимость определения понятия «таможенный орган», выявления его признаков, отграничивающих его от смежных понятий. В настоящее время российской правовой доктриной не выработано единого четкого определения дефиниции «таможенный орган». Б.Н. Габричидзе определяет таможенные органы как органы исполнительной власти, являющиеся по своему характеру правоохранительными, действующими от имени государства и наделенными правом применять государственное принуждение. Они выполняют свои задачи и функции в сфере таможенного дела и других, связанных с ним, областях управления с помощью присущих им форм и методов этой деятельности1. К.К. Сандровский, указывал что «таможенные органы можно определить как государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в специальной сфере государственного управления, связанной с пропуском через государственную границу различного рода грузов, в том числе багажа и валютных ценностей, а также транспортных средств, служащих для перевозки пассажиров и грузов»2. С.А. Денисов под таможенным органом понимает федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела. Выработать единого определения «таможенного органа» до сих пор не удалось и законодателю3.

Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ»  характеризует таможенный орган  как федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела, и  подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в Кодексе упоминаются таможенные органы иностранных государств4.

Прежде чем определить свое отношение к вышеизложенным определениям, необходимо определить тот объект, который они описывают, выявить существенные признаки, которые  отграничивают таможенные органы от иных органов государственной власти.

К основным признакам  правового статуса и деятельности таможенных органов, характеризующим  его юридическую природу следует  отнести следующие.

Таможенные органы осуществляют специфическую государственную  деятельность –  «таможенное регулирование». Согласно Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ5. Таможенное регулирование представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих государственное регулирование внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности. Таможенное регулирование проявляется в установлении порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Согласно законодательству государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенных тарифов) и нетарифного регулирования (например, квотирования и лицензирования). Одним из обеспечивающих механизмов таможенного регулирования, системы мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования (запретов и ограничений), является таможенное дело6.

Таможенное дело в  целом направлено на создание правовых, экономических и организационных  основ перемещения товаров и  транспортных средств через таможенную границу, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного и иного законодательства. В Российской Федерации таможенное дело представлено как совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования (запретов и ограничений), установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное дело относится исключительно к ведению федеральных органов государственной власти и непосредственно осуществляется таможенными органами РФ, составляющими единую систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления РФ, таможни и таможенные посты7.

Таможенные органы являются органами исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющими исполнительно-распорядительную деятельность. Законодательную и исполнительную власть в сфере таможенного регулирования осуществляют только федеральные органы власти. Вопросы таможенного дела находятся вне рамок компетенции субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» отнес таможенные органы к числу исполнительных органов власти8.

Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции, федеральных законов и иных правовых актов, и определения органа исполнительной власти (как государственной организации, являющееся частью системы органов государственной власти в РФ и учрежденную самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, осуществления функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством использования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающей соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих), можно сказать, что таможенные органы как органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.

Исполнительно-распорядительная деятельность таможенных органов проявляется  и реализуется в области перемещения  через таможенную границу товаров и транспортных средств, валютного контроля, по взиманию таможенных платежей, таможенному оформлению и контролю, борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил и т. д. Эти направления в совокупности с другими составляют основу деятельности таможенных органов9.

В ходе реализации перечисленных  направлений, таможенные органы выступают  как административно-исполнительные. Их распорядительная деятельность тесно  взаимосвязана с организационной. Оба эти вида деятельности тесно  взаимосвязаны и в совокупности составляют единое целое.

Федеральный закон «О таможенном регулировании  в Российской Федерации» существенно  ограничил регулирующую роль таможенных органов. Если ранее основная масса  отношений в области таможенного  дела регулировалась на уровне приказов и инструкций Государственного таможенного комитета, то теперь на таможенные органы возлагается в большей степени исполнительная функция. Предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, издает правовые акты в области таможенного дела лишь в случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства. Эти акты не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ10.

Информация о работе Совершенствование правового статуса таможенных органов