Совершенствование правового статуса таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования заключается в чрезвычайной важности таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………….9
1.1. Понятие, статус и функции таможенных органов…………..…………9
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов…………………………………………………………………………..….22
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………….……25
2.1. Административные процедуры в деятельности таможенных органов………………………………………………………………………………25
2.2. Виды деятельности таможенных органов……………………………..35
ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ………………..……………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..………..62

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа (ТП)..doc

— 991.00 Кб (Скачать файл)

Финансирование таможенных органов осуществляется за счет средств  федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством  Российской Федерации источников31.

Таможенные органы являются юридическими лицами, т.е. обладают гражданской  правоспособностью, имеют печати с  изображением Государственного герба  России, свое наименование, свою эмблему  и флаг.

В результате анализа основных подходов к определению понятия «таможенный орган», выработанных правовой доктриной, а также признаков, характеризующих правовую природу таможенных органов, нами предлагается следующее определение «таможенных органов» - под таможенными органами следует понимать правоохранительные органы исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющие в рамках единой, вертикально организованной системы государственных органов, таможенное регулирование в государстве, в пределах поставленных задач и закрепленных за ними властных полномочий.


 

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование деятельности таможенных  органов

Таможенное регулирование основано на единой таможенной политике, являющейся частью внутренней и внешней политики России, и направлено на: создание правовых, экономических и организационных основ таможенного дела; защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства; активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством; обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов; соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Порядок прохождения службы в таможенных органах, организация и основы правового положения их должностных лиц и работников определены ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»32.


Основным кодифицированным актом, регулирующим таможенное дело в Российской Федерации, является Таможенный кодекс таможенного союза.

Регулируемые нормами  таможенного законодательства отношения  имеют комплексный характер и  тесно связаны с нормами гражданского, финансового, административного, уголовного и других отраслей права33.

Таможенным законодательством  обеспечиваются единые таможенные правила  и процедуры, единый порядок перемещения  товаров через границу, устанавливаются  взаимные права и обязанности  хозяйствующих субъектов и таможенных органов, система мер ответственности за нарушение таможенных правил. Важным компонентом таможенного регулирования является установление федеральным законом таможенных тарифов - свода ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России, и систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, определяемой Правительством, исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Законом РФ «О таможенном тарифе»34 он определяется в качестве инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при перемещении через таможенную границу. К сфере таможенного дела относится также защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации (ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»35).

Составляя самостоятельный  предмет ведения Российской Федерации, таможенное регулирование осуществляется не только нормами российского законодательства, но и международными договорами, конвенциями, соглашениями (конвенции об упрощении таможенных формальностей 1923 г., о таможенных льготах для туристов 1954 г., Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ) и др.). Таможенное регулирование является предметом многочисленных двусторонних соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам между Россией и зарубежными государствами, их правительствами, в том числе о создании на территориях стран - членов СНГ таможенного союза и единого таможенного пространства.

Нахождение оптимальных  путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство  невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных  организаций. Учитывая это, Россия в  последнее время активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам36.

Термин «таможенное законодательство»  следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда «законодательство» охватывает не только Конституцию РФ и ее законы, но включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы издаваемые самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.


Для России, провозгласившей  в области таможенного дела принцип  гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой, служили основным ориентиром для построения нового законодательства. Кроме того, таможенное законодательство затрагивает сферу отношений, подпадающих под правовое регулирование другими законами.

Таким образом, напрашивается вывод, что основу таможенного законодательства составляют Таможенный кодекс Таможенного  союза и ФЗ «О таможенном регулировании  в РФ». Однако нельзя упускать огромного  количества иных нормативных актов  регулирующих родственные правоотношения и практику международного законодательства, ведь Российская Федерация ратифицировала у себя множество международных договоров и конвенций.


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1. Административные процедуры в деятельности таможенных органов

Повышенный интерес  к государственному регулированию  общественных отношений, возникающих  в сфере таможенного дела, со стороны  научного сообщества, а также участников внешнеэкономической деятельности обусловлен влиянием внутренних и внешних факторов, требующих совершенствования нормативной регламентации деятельности таможенных органов и лиц, участвующих во внешней торговле.

На сегодняшний день самыми масштабными и динамичными  процессами для Российской Федерации явились образование Таможенного союза и, как следствие, интеграция в Единое экономическое пространство. В этих условиях наиболее актуальными проблемами становятся гармонизация и унификация законодательств государств - участников Таможенного союза с учетом общепризнанных норм и принципов международного права в той мере, в какой это необходимо для функционирования Единого экономического пространства37.

В свете указанных  событий существует реальная необходимость  совершенствования нормативной  регламентации взаимодействия таможенных органов и лиц, участвующих во внешней торговле. Ведь от того, как определен порядок данных взаимоотношений, зависит не только реализация прав отдельных субъектов, но и экономика государства в целом.

Так же появляются новые возможности, а вместе с ними и новые угрозы. Возрастает и цена правовых ошибок. Поэтому так важны научные исследования приоритетных для права направлений.

К числу таких приоритетных направлений многие ученые относят  исследование административных процедур. Административные процедуры и контроль - это ключевые вопросы права. От того, как они регламентируются, зависит многое: уровень защищенности прав и свобод личности, эффективность государственного управления, развитие экономики, устойчивость государства в целом. Задача нормативно-правового закрепления административных процедур и контроля очень сложна, так как нужно сбалансировать различные интересы - общие и частные, тщательно просчитать последствия принимаемых решений. Если этого не сделать, административные процедуры и контроль из средств гармонизации отношений в сфере административного управления превратятся в непреодолимые барьеры, препятствующие реализации прав граждан и развитию общества в целом.

Необходимость практического  внедрения института административных процедур отмечали в своих научных работах многие авторы, в частности Е.Н.  Агишева связывает данную необходимость с потребностью формирования четких и единообразных правил деятельности органов публичной администрации в ходе реализации гражданами и юридическими лицами публичных прав и свобод, выстраивания прозрачных отношений в системе «человек – государство»38.

Определенный круг ученых, включая  Ю.А. Тихомирова понимает под административной процедурой урегулированную административно-процессуальными  нормами правоприменительную деятельность органов исполнительной власти, направленную на реализацию своих полномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданами и организациями и не связанную с рассмотрением споров или применением мер принуждения39.


Исследуя административные процедуры в сфере таможенного дела, Г.В. Матвиенко указывает на существование самостоятельной категории «таможенный процесс», включающей «процедуры и производства, которые регламентируют непосредственное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу: производство таможенного оформления и контроля, таможенные процедуры (таможенные режимы, специальные таможенные процедуры), производство таможенного обложения»40. Не останавливаясь на достаточно узком подходе к рассмотрению понятия «таможенный процесс», хотелось бы отметить, что автор довольно произвольно и противоречиво соотносит административные и таможенные процедуры. С одной стороны, Г.В. Матвиенко рассматривает таможенные процедуры как разновидность административных, указывая, что «внутренняя структура каждого из видов производств таможенного процесса характеризуется наличием, как административных процедур, так и их специфической разновидности - таможенных процедур», с другой стороны, подчеркивает только тесную связь с административными процедурами41.

Однако данный подход не согласуется с нормативным  содержанием таможенных процедур. Согласно Таможенному кодексу Таможенного  союза таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами42. Таможенные процедуры являются аналогом предусмотренных ранее действующим таможенным законодательством Российской Федерации таможенных режимов, которые рассматривались в юридической литературе в качестве специальных правовых режимов43. ТК ТС закрепляет 17 видов таможенных процедур (выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный склад, таможенный транзит и др.), перечень которых является закрытым. Исходя из вышеизложенного, таможенная процедура не может рассматриваться ни как административная процедура, ни как ее часть.

Таким образом, несмотря на определенную терминологическую  схожесть, дефиниции «таможенные  процедуры» и «административные процедуры» имеют разную целевую направленность, неодинаковое содержание, что не позволяет оперировать ими как схожими категориями.

Разделяем позицию ученых, отмечающих, что «административные  процедуры - это самостоятельный  институт административного права, целью которого выступает упорядочение совершения исполнительно-распорядительных действий органами публичной власти (должностными лицами) в связи с реализацией прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере государственного управления. Административные процедуры, применяемые при реализации функций государственного управления, разнообразны и зависят от того, в какой сфере конкретных субъектов они применяются и какой способ их закрепления, кроме того, они охватывают все многообразие административной деятельности органов публичного управления»44.

Представляется, что за определение административной процедуры  следует взять положение Правил, в которых административная процедура  закрепляется как логически обособленная последовательность административных действий при исполнении государственной функции, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках исполнения государственной функции45.

В зависимости от видов  решаемых задач в рамках компетенции  субъектов права подробная классификация  административных процедур дается Ю.А. Тихомировым, Э.В. Талапиной. В частности, они выделяют следующие административные процедуры:

1) организационные (распорядок  работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);

2) принятие решений  (правовых актов, устных решений и др.);

3) использование информации (документооборот, информационное  обслуживание);

4) решение функциональных  задач (экономических, финансовых  и др.);

5) делегирование полномочий;

6) совершение юридических  действий (лицензирование и т.п.);

7) проведение координации;

8) осуществление контроля;

9) деятельность в рамках  целевых программ;

10) рассмотрение обращений  граждан;

11) рассмотрение предложений  общественных объединений;

12) разрешение разногласий  и споров;

13) действия в экстремальных  ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);

14) порядок реорганизации  и упразднения организаций;

15) международные и смешанные  процедуры46.


Несмотря на многообразие административных процедур, административные процедуры, на урегулирование которых должно быть направлено принятие административных регламентов, имеют четкую предметно-функциональную направленность - исполнение государственных функций федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Совершенствование правового статуса таможенных органов