Совершенствование правового статуса таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:50, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы исследования заключается в чрезвычайной важности таможенной политики в современной экономической жизни. Таможенные органы играют решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………….9
1.1. Понятие, статус и функции таможенных органов…………..…………9
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности таможенных органов…………………………………………………………………………..….22
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТАМОЖЕННО-ПРАВОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ……………………………………….……25
2.1. Административные процедуры в деятельности таможенных органов………………………………………………………………………………25
2.2. Виды деятельности таможенных органов……………………………..35
ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ………………..……………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..………..62

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа (ТП)..doc

— 991.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующим законодательством  в структуру понятия вреда, причиненного незаконными действиями или решениями, таким образом, включаются следующие  элементы:

— моральный вред, причиненный  в результате принятия таможенными органами и их должностными лицами незаконных решений и совершения противоречащих законодательству действий (бездействия);

— реальный ущерб (утрата или повреждение  имущества, а также расходы, которые  понесены либо будут понесены лицом, право которого нарушено, для его восстановления);

— упущенная выгода (недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Следует отметить, что вред, причиненный  физическому или юридическому лицу, подлежит возмещению главным распорядителем средств федерального бюджета (т.е. Федеральной таможенной службой) за счет казны Российской Федерации.

В литературе указывается, что для  возмещения вреда необходимо установление следующих юридических фактов: незаконность действий или решений; наличие самого вреда и доказанность его размеров; причинно-следственная связь между ними; установление вины должностного лица в причинении вреда; принятие истцом мер к предотвращению вреда73.

Представляется, что одним из оснований для предъявления к таможенным органам исков указанной категории является незаконное привлечение лиц к административной ответственности. К сожалению, в правоприменительной деятельности отсутствуют дела о требованиях возмещения вреда, адресованных таможенным органам. На наш взгляд, физическим и юридическим лицам необходимо в полной мере реализовывать свое конституционное право.

Следует отметить, что названные  виды деятельности таможенных органов  не существуют автономно, изолированно друг от друга. В отдельных случаях часть полномочий, отражающих ту или иную сторону их работы, тесно соприкасается, пересекается, сближается. Так, меры государственного принуждения, применяемые в процессе правоохранительной деятельности таможенных органов, могут быть и финансово-правовыми. Таможенные органы, применяя меры финансово-правового принуждения (например, пеню), реализуют свои полномочия в рамках как финансовой, так и правоохранительной деятельности.

Многогранность видов деятельности, осуществляемых таможенными органами, позволяет установить критерии для их классификации:


— по содержанию: финансовая, административная, правоохранительная, информационная;

— по форме осуществления: нормотворческая, правоприменительная, юрисдикционная, договорная;

— по территориальной подведомственности: деятельность ФТС на всей территории страны, деятельность региональных таможенных управлений в федеральных округах, деятельность таможен на подведомственных им территориях;

— по отраслевой принадлежности: уголовно-процессуальная, финансово-правовая, административная, международная, гражданско-правовая74.

Таким образом, спектр разнообразных  сторон деятельности таможенных органов  позволяет позиционировать их как  вполне самостоятельное звено в  системе федеральных органов  исполнительной власти. Вся работа таможенных органов нуждается в качественном правовом обеспечении. В настоящее время новые подходы к деятельности таможенных органов в целом определены, однако они установлены, как правило, международными стандартами и концептуальными документами. Реализация таких основ должна проводиться посредством своевременных коррективов национального законодательства, регулирующего различные направления деятельности таможенных органов. Только в этом случае позволительно будет добиваться эффективных результатов деятельности таможенных органов и их должностных лиц.

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПРАВОВОГО СТАТУСА  ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ  В РОССИИ

Реализация Концепции  развития таможенных органов Российской Федерации сформировала основу для  обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через формирование универсальных инструментов и установление показателей эффективности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней среды и внутренней политики государства.

Основным стратегическим ориентиром таможенной службы Российской Федерации является обеспечение  экономической безопасности в сфере  внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и содействие внешней торговле.

К основным направлениям развития таможенной службы Российской Федерации относятся:

а) таможенное регулирование;

б) осуществление фискальной функции;

в) правоохранительная деятельность;

г) предоставление государственных услуг и осуществление контрольно-надзорных функций;

д) содействие интеграционным процессам и международному сотрудничеству75.


Деятельность таможенной службы Российской Федерации происходит под воздействием факторов, оказывающих  не только положительное влияние  на ее развитие, но и создающих предпосылки  к появлению угроз, что может  негативно отразиться на реализации некоторых мероприятий Стратегии развития таможенных органов.

Влияние общих экономических факторов на деятельность таможенной службы Российской Федерации обусловлено тенденциями, формирующимися в современной мировой  экономике. С одной стороны, происходит процесс глобализации мирового хозяйства, ужесточающий мировую конкуренцию, а с другой - рост региональной интеграции как способа улучшения конкурентоспособности отдельных стран и регионов76.


Переход российской экономики на путь инновационного развития и модернизации предполагает расширение внешнеэкономических связей как источника экономического роста, внедрение передовых технологий, доступ к международным финансовым ресурсам, наполнение внутреннего рынка качественными потребительскими товарами, а также способствует выходу российских компаний на мировой рынок.

Негативное влияние  основных мировых экономических  факторов обусловлено возможностью ухудшения внутренней и внешней  конъюнктуры, снижения объемов внешнеторгового  оборота, замедления темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, спада промышленного производства, а также иными негативными явлениями.

Рост экономики в результате расширения и модернизации предприятий, расположенных в Российской Федерации, будет сопровождаться увеличением доли товаров российского производства на внутреннем рынке, что повлечет за собой сокращение объемов импорта при возрастающем объеме экспорта.

Воздействие интеграционного  фактора в значительной мере связано  со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что может изменить ситуацию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также динамику и структуру экспортных и импортных грузопотоков.

Прогнозируется, что в  среднесрочной перспективе этот важнейший фактор будет влиять на деятельность всех российских участников внешнеэкономической деятельности, определит не только направления совершенствования всей внешнеэкономической сферы, но и в целом приведет к изменениям в структуре бюджета страны.

Очевидно, что идеология формирования доходной части федерального бюджета должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности страны, усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, на борьбу с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации77.

Вместе с тем вступление Российской Федерации во Всемирную  торговую организацию послужит стимулом к дальнейшему упрощению таможенных процедур в рамках происходящих интеграционных процессов на основе дальнейшего развития информационных технологий.

Важнейшим фактором укрепления единого рынка, упрощения движения капиталов, рабочей силы и услуг, а также развития кооперации стало  создание Таможенного союза Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан.

Учитывая сложившиеся  условия интеграции Российской Федерации  в мировое сообщество, таможенная служба Российской Федерации будет  концентрировать свою деятельность на развитие системы таможенного администрирования, которая должна стать инструментом влияния на отечественный рынок в рамках законодательной базы.

В современных условиях таможенные органы Российской Федерации  содействуют реализации интересов  государства в сфере внешней  торговли, развитию российского производства, оказывают противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, преступлениям и административным правонарушениям, обеспечивают пополнение доходной части федерального бюджета, также содействуют созданию благоприятных условий для развития и интенсификации внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности путем сокращения времени, необходимого для совершения таможенных операций, повышения качества предоставляемых государственных услуг в области таможенного дела.

Упрощение таможенных формальностей  при перемещении товаров через  таможенную границу Таможенного  союза и сокращение времени на проведение таможенных операций требуют  адекватных мер по развитию и совершенствованию  таможенного контроля после выпуска.


Международное сотрудничество таможенной службы Российской Федерации  направлено на упрощение процесса перемещения  товаров и транспортных средств  путем гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации  в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой и осуществляется в рамках взаимодействия с таможенными и другими органами государственной власти иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями78.

Приоритетным направлением международной деятельности Федеральной  таможенной службы в последние годы стала работа, связанная с формированием  Таможенного союза и Единого  экономического пространства.

В настоящее время  Федеральная таможенная служба осуществляет активное взаимодействие с таможенными службами Республики Белоруссия и Республики Казахстан в целях решения проблемных вопросов, связанных с функционированием единой таможенной территории и практической реализацией механизмов Таможенного союза.

Взаимодействие осуществляется в рамках организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в том числе в целях контроля отдельных групп товаров либо отдельных характеристик товара.

Таможенная служба Российской Федерации предоставляет государственные услуги, опираясь на мировой опыт в области взаимодействия с бизнес-сообществом. На сегодняшний день в таможенных органах применяется 15 административных регламентов по исполнению государственных функций (предоставлению государственных услуг)79.

Эффективные и качественные государственные услуги в области  таможенного дела содействуют увеличению скорости таможенных процессов, снижают  издержки предпринимателей и конечного  потребителя товара, позволяют повысить безопасность в сфере внешнеэкономической деятельности, что способствует развитию бизнеса и торговой деятельности на территории Единого экономического пространства.

Продолжается активная работа по совершенствованию таможенных операций и процедур, направленная на минимизацию издержек участников внешнеэкономической деятельности. Ключевым элементом такой работы является взаимодействие таможенной службы Российской Федерации с бизнес-сообществом.

Дальнейшее развитие указанного направления играет приоритетную роль в обеспечении требований Всемирной торговой организации по обеспечению безопасности торговли и содействию бизнесу на основе повышения качества и результативности государственных услуг в области таможенного дела.

В целях обеспечения  экономической безопасности Российской Федерации, повышения качества таможенного администрирования и предоставления государственных услуг проводится работа по внедрению современных информационных технологий в деятельность таможенных органов, а также по модернизации информационно-программных средств, включая инфраструктуру, обеспечивающую безотказное функционирование всех компонентов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.

Для качественного выполнения таможенными органами возложенных  на них функций необходимо улучшить условия труда должностных лиц таможенных органов посредством обеспечения служебными площадями, техническими средствами таможенного контроля и средствами связи.

Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривается, что таможенные органы должны размещаться в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, а также транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам80.

Информация о работе Совершенствование правового статуса таможенных органов