Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:13, контрольная работа
Действующее законодательство под таможенными платежами понимает налоги, сборы и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и в других установленных законодательством случаях.
Это определение таможенных платежей нуждается, по крайней мере, в двух уточнениях.
Во-первых, следует различать “таможенные платежи” и “платежи, предусмотренные таможенным законодательством”. Последнее понятие является более широким и включает в себя как сами таможенные платежи, так и некоторые другие обязательные платежи, осуществляемые в таможенной сфере, например: средства от реализации конфискатов, пени, штрафы и взыскания стоимости товаров, проценты за предоставление отсрочки либо рассрочки таможенного платежа, суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
В1.Таможенная пошлина в системе таможенных платежей
Таможенная пошлина
является одним из видов
Действующее законодательство
под таможенными платежами
Это определение таможенных платежей нуждается, по крайней мере, в двух уточнениях.
Во-первых, следует различать
“таможенные платежи” и “
Во-вторых, не
все таможенные платежи
Перечень таможенных
платежей, содержащийся в ст. 110 Таможенного
кодекса РФ, был расширен Временной
инструкцией о взимании
Все перечисленные
платежи взимаются российскими
таможенными органами и
Одни таможенные
платежи могут взиматься по
правилам, установленным только
федеральными законами, другие же
могут регулироваться
В2.Роль таможенных платежей в формировании доходов федерального бюджета Российской Федерации
В настоящее время таможенные платежи являются важным источником формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации. В 2011 году таможенные органы обеспечили поступление в бюджет Российской Федерации 5845,7 млрд. рублей. Это на 1 трлн. 546 млрд. рублей больше, чем в прошлом году. На 2011 год прогнозируемая сумма доходов бюджета, администрируемых таможенными органами, была установлена в размере 5826,5 млрд. рублей – то есть план выполнен на 100,3%. Для сравнения, в 2010 году ФТС России обеспечила поступление в федеральный бюджет платежей в объеме 4329,8 млрд. рублей. Таким образом, в 2011 году ФТС России превысила уровень прошлого года по данному показателю более чем на треть, что свидетельствует о достаточно большой зависимости доходов федерального бюджета от результатов внешнеторговой деятельности.
Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами, в том числе за счет эффективно организованного администрирования платежей, уплачиваемых при ввозе товаров, в частности – по НДС, ввозным таможенным пошлинам, акцизам и таможенным пошлинам, уплачиваемым физическими лицами. Ежедневно в федеральный бюджет поступало таможенных платежей в среднем 25,6 млрд. рублей. В среднем, каждый таможенник в 2011 году обеспечил поступление в федеральный бюджет более 90 млн. рублей.
Однако это не дает оснований полагать, что финансовому положению страны ничто не угрожает. Сложившаяся тенденция профицита бюджета и наличие социальных обязательств государства обусловили рост расходов, а будущие доходы непредсказуемы, поскольку по большей части зависят от мировых цен на нефть.
Таким образом, решение экономических, социальных, политических проблем, обеспечение функций государства напрямую зависят от мировой конъюнктуры рынка сырьевых товаров, системы таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации.
На таможенную службу возложена обязанность по наполнению доходной части федерального бюджета, что затягивает процесс завершения стадии институционального развития таможенных органов и одновременно служит «налоговым прессом" для участников внешнеторговой деятельности. Прогнозирование таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет в виде налоговых и неналоговых доходов, представляет собой необходимый фундамент для осуществления планирования – планирования на уровне государства (федеральный бюджет) и планирования внутри системы (контрольные показатели).
Финансово-экономический кризис резко изменил относительно спокойную ситуацию во внешней торговле России, и, соответственно, резко обострилась ситуация с формированием доходов федерального бюджета за счет доходов от ВЭД.
По данным таможенной статистики в 2011 году внешнеторговый оборот России составил $ 821,3 млрд. и по сравнению с 2010 годом возрос на 31,2%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – $ 698,8 млрд. (рост на 30,7%), со странами СНГ – $ 122,5 млрд. (рост на 34,2%). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере $ 210,7 млрд., что на $ 42,5 млрд. больше, чем в 2010 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось $ 176,8 млрд. (рост на $ 36,5 млрд.), со странами СНГ – $ 34,0 млрд. (рост на 6,1 млрд. долларов США). Экспорт России в 2011 году составил $516,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – $ 437,8 млрд. (рост на 29,7%), в страны СНГ – $ 78,2 млрд. (рост на 31,3%).
Темпы роста импорта товаров в Россию в 2011 г. вновь превысили темпы роста экспорта, однако объём экспорта в стоимостном выражении по-прежнему значительно превышает объёмы импорта – $ 516 млрд. против 305 млрд долл. США. В структуре экспорта продолжает увеличиваться доля топливно-энергетических товаров. По итогам 2011 г. она составила 69,2% экспорта России. Доля машин и оборудования в структуре импорта увеличилась до 48%, а вот доля продовольственных и сельскохозяйственных товаров в структуре российского импорта, напротив, снижается и по итогам 2011 г. не превышает 14%.
С точки зрения бюджетного планирования, определение источников доходной части федерального бюджета, и планирование их величин является первостепенной задачей государства. Для проведения государственной политики в целях обеспечения достойной жизни граждан необходимо наличие финансовой платформы, т.е. доходы должны быть направлены на экономическое развитие страны, обеспечение социального благополучия нации. Заметим, что на сегодняшний день роль таможенной службы в обеспечении социально-экономического развития страны выражается строчкой в федеральном бюджете государства с десятизначным числом.1
Стратегические цели развития нашей страны, определенные в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации, должны отражаться в бюджете государства, являющемся инструментом реализации таких стратегических целей, как повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности государства, создание условий для экономического роста в целях решения социальных проблем и занятие достойного места страны в мировом сообществе.
На сегодняшний день экономика России вступила в фазу рецессии, следует ожидать ослабления участия страны в мировой торговле, снижения роли торговли в развитии производства. В 2008 г. для России закончился период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, сопровождавшийся широким притоком валюты от экспорта энергоносителей, других сырьевых товаров, что способствовало экономическому росту.
Относительно истекшего благоприятного периода экономического развития России можно констатировать, что в стране не были созданы условия для перевода экономики с экстенсивного на инновационное направление развития. Поэтому преодоление кризиса будет сопряжено с высокими социальными издержками.
Мировой финансово-экономический кризис вызвал резкое падение мировых цен на основные товары российского экспорта, что обостряет проблему сбалансированности внешнеторгового сальдо, прежде всего в торговле со странами Запада, сужает налогооблагаемую базу для сбора таможенных платежей. Это создает реальную угрозу сокращения валютных резервов и в конечном итоге отражается на сбалансированности федерального бюджета уже в 2010 году. Это вынуждает Россию обратиться к внешним заимствованиям с вытекающими негативными последствиями.
Важными задачами таможенно-тарифного регулирования ВЭД России являются всемерное содействие повышению уровня конкурентоспособности производимой продукции, как для внутреннего, так и внешнего рынков, интенсивное участие в международном разделении труда.
Глубокая зависимость экономики России от внешнего спроса в ситуации мирового финансово-экономического кризиса обусловливает необходимость разработки новых подходов в таможенном регулировании ВЭД, прежде всего усиления роли защитных мер в отношении отечественных товаропроизводителей, приспособления экономики к кризисным условиям мирового рынка. Кризисные условия мирового рынка, острота внутренних социально-экономических и внешнеэкономических проблем требуют нового подхода к решению вопроса о присоединении России к Всемирной торговой организации.
В3.Функции таможенных платежей.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
1) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам);
2) протекционистскую (
3) балансировочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).
В4.Классификация таможенных платежей
Таможенные пошлины можно классифицировать по различным классификационным признакам. Приведем некоторые варианты классификации таможенных пошлин:
по объекту обложения: 1) импортные; 2) экспортные; 3) транзитные (накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);
по способу взимания: а) адвалорные (
по характеру происхождения: 1) автономные (
по специфичности применения: а) антидемпинговые
по времени действия: 1) генеральные; 2) временные; 3) сезонные;
по способу исчисления: а) номинальные (
по величине и последствиям: 1) запретительны
по количеству ставок для одного товара: а) простые; б) сложные.
Антидемпинговые таможенные пошлины могут быть как конвенциальными, так иавтономными. Их применение призвано не допустить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.
Информация о работе Таможенная пошлина в системе таможенных платежей