Таможенное право и таможенная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:48, курс лекций

Краткое описание

Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Вложенные файлы: 1 файл

tamozhennoe_pravo.docx

— 101.96 Кб (Скачать файл)

5 Таможенное право и таможенная политика.

Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической  и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей  и задач общей экономической  стратегии правительства.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные  таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового  лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения  вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в страну валютных ресурсов.

Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и  обязательств данной страны применительно  к зарубежным странам, возникшее  в результате осуществления внешнеэкономической  деятельности.

Задачей таможенной политики является также защита экономики  России от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции. На мировом  рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым  параметрам значительно превосходят  отечественных производителей.

Таможенная политика выполняет  также фискальную функцию: уплачиваемые таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы, таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. О значении этой задачи таможенного регулирования  говорят бюджетные задания по таможенной пошлине и иным таможенным платежам.

Таможенное право Российской Федерации

Таможенное право - комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. 
Таможенное право является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного права. 
Норма таможенного права - это установленное или санкционированное государством правило, направленное на регулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любым правовым нормам, нормам таможенного права характерны следующие признаки: 1) всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу; 2) общеобязательность, т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенных правоотношений; 3) за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ. 
Предметом таможенного права являются общественные отношения, которые возникают в связи с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. Нормы таможенного права регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортных средств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли. 
Основным для таможенного права является административно-правовой метод - метод властных предписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесь существуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой.

Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика  определяется тем, что правоотношения возникают, функционируют и развиваются  только на основе таможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты - носители юридических прав и обязанностей. 
Указанные правоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Каждый субъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е. каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения. 
В качестве объекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанности его участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. 
Субъекты правоотношений - это их конкретные участники. Субъектами таможенного права являются: 1) таможенные органы; 2) государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; 3) юридические лица; 4) физические лица. 
Названные субъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты. 
Специальные субъекты таможенного права - это таможенные органы и государственные служащие таможенных органов.

 

6 таможенное право и  таможенное дело

Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, связанных с перемещениемтоваров и транспортных средств через таможенную границу.

Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов.

Общее руководство таможенным делом в РФ осуществляет Правительство Российской Федерации.[1]

Непосредственная  реализация большинства функций  государства в области таможенного  дела возложены на Федеральную таможенную службу (бывш. Государственный таможенный комитет, ГТК), осуществляющее свою деятельность в соответствии с установлениями законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

ФТС (совместно  с таможенными органами РФ) выполняет  следующие основные функции:

  • обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;
  • обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;
  • применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
  • осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;
  • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
  • содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности население, жизни и здоровья человека, защите животных и растении, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
  • обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;
  • выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.

Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом ТС,ФЗ 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" и включает четыре уровня: Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

В настоящее  время в России действует 8 региональных таможенных управлений (Центральное, Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское, Дальневосточное, Уральское и Северо-Кавказское) и 725 таможенных учреждений (109 таможен и 616 таможенных постов).[2] На 2013 г. число таможен составляет около 80, каждый год ситуация меняется.

 

8 система таможенного  законодательства

Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области  ввоза, вывоза и транзита товаров  и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению  и контролю перемещения товаров  через государственные границы.

В систему законодательства таможенного права как отдельной  правовой отрасли входят правовые акты, в которых содержатся нормы таможенного  права. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные  акты Президента и Правительства  РФ, министерств, государственных комитетов  и других федеральных органов  исполнительной власти. Нормы таможенного  права содержатся также в некоторых  актах региональных таможенных управлений. Эти нормативно правовые акты называются источниками таможенного права  и составляют его законодательную  систему. К источникам таможенного  права можно отнести те международные  договоры и соглашения в сфере  таможенного дела, которые признает и в которых участвует Российская Федерация, например,

 Конституция занимает  особое место среди других  источников таможенного права.  Будучи основным законом России, она предопределяет характер  таможенного права в целом.  В этом состоит главная особенность  Конституции как источника таможенного  права

Следующий по значению источник таможенного права – законы. Среди  них надо выделить: а) таможенные кодексы; б) другие законы, в которых содержатся нормы таможенного права.

Правительство Российской Федерации  также осуществляет нормотворческую  деятельность в области таможенного  дела. Оно издает по этим вопросам различные  нормативные акты: постановления, распоряжения, утверждает различные правила и  другие виды актов в данной сфере.

Постановлением Правительства  РФ от 23 декабря 1993 года «О порядке перемещения  физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»  были предусмотрены единые ставки таможенных платежей и упрощен порядок перемещения  указанными лицами названных товаров.

 
Принятый в 2003 г. новый ТК РФ практически  полностью основывается на международно-правовых положениях Международной конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола 1999 г., к присоединению к которой  в настоящее время стремится  Россия. 
 

9 Общая характеристика таможенных органов РФ

Новый Таможенный кодекс ориентирует таможенные органы на выполнение функций по защите экономики страны, ее товаропроизводителей и потребителей, на осуществление  политики разумного протекционизма.

Таможенный орган - представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую, иерархически построенную систему, в которую входят:

1)  Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

2) региональные таможенные  управления;

3) таможни;

4) таможенные посты. 

Таможенным органам присущи  следующие основные признаки.

Во-первых, будучи органами исполнительной власти, входящими в структуру  федеральных органов, они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность. Конституционные нормы предопределяют публично-правовой характер деятельности таможенных органов.

Исполнительно-распорядительные отношения в государстве нацелены на исполнение законов и решений представительных органов. С помощью исполнительной власти ведется исполнительно-распорядительная деятельность государственного аппарата. Как органы исполнительной власти таможенные органы выполняют государственные задачи.

Во-вторых, согласном. Зет. 1 ТК, деятельность таможенных органов происходит под общим руководством Правительства РФ, перед которым ГТК отчитывается о своей деятельности. Президент России полномочен создавать, реорганизовывать, ликвидировать любой центральный федеральный орган исполнительной власти, в том числе и федеральное таможенное ведомство, а также назначать и освобождать от должности его руководителя.

В-третьих, являясь органами специальной компетенции, таможенные органы реализуют свои полномочия в  сфере перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств.

, немаловажной особенностью  таможенных органов является наличие официальных символов: флага, вымпела и эмблемы, описание которых утверждается Президентом РФ (ст. 404 ТК). При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу.


 

10 Региональное таможенное управление, его структура, основные задачи.

Региональное таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона.

Основными задачами РТУ являются:

  • Реализация таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона.
  • Разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации.
  • Разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности страны.
  • Обеспечение в подведомственном регионе защиты экономических интересов России в пределах компетенции таможенных органов.
  • Организация таможенного дела в подведомственном регионе.
  • Организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил.
  • Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью подведомственных таможенных органов.
  • Обеспечение своевременности и полноты поступления таможенных платежей.
  • Содействие развитию внешнеэкономических связей на территории подведомственного региона; и ряд других.

Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить все 101 функцию представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приведенными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений:

  1. Функции по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона.
  2. Функции по организации и осуществлению таможенного дела в подведомственном регионе.
  3. Функции по организации, координации и осуществлению контроля за взиманием таможенных платежей на территории подведомственного региона.
  4. Функции по организации, координации и контролю за осуществлением таможенного контроля нижестоящими таможенными органами.
  5. Функции по организации, координации и контролю за деятельностью нижестоящих таможенных органов по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
  6. Функции по осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля.
  7. Функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о таможенном деле в подведомственном регионе.
  8. Функции по обеспечению развития таможенной инфраструктуры в подведомственном регионе.
  9. Функции по организации и осуществлению кадровой работы в таможенных органах подведомственного региона.

Информация о работе Таможенное право и таможенная политика