Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:48, курс лекций
Таможенная политика является неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).
2. Допускается совершение
операций, необходимых для обеспечения
их сохранности, включая
Протоколом от 16 апреля 2010 г. в статью 288 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
Статья 288. Срок временного вывоза товаров
1. Срок временного вывоза
товаров устанавливается
По письменному заявлению декларанта срок временного вывоза товаров может быть продлен таможенным органом с учетом пунктов 2 и 3настоящей статьи.
2. Для отдельных категорий
товаров в зависимости от
3. В случае передачи
иностранному лицу права
18 Реимпорт и реэкспорт товаров
, Реимпорт. Реимпорт — таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся на таможенную территорию РФ в установленные сроки без уплаты, таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенный режим реимпорта завершается выпуском товаров для свободного обращения.
Основные положения, определяющие применение таможенного режима реимпорта, содержатся в следующих документах:
ТК РФ (глава 20 § 1);
приказ ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 "Об утверж
дении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной дек
ларации".
В соответствии с пунктом 3 ст. 236 ТК РФ правительством РФ определяются:
порядок исчисления сумм субсидий и иных сумм, подлежа
щих уплате в отношении реимпортируемых товаров;
случаи взимания процентов с подлежащих уплате (то есть
возвращаемых) сумм субсидий и иных сумм по ставкам рефинан
сирования Центрального банка РФ.
Товары заявляются к таможенному режиму реимпорта в течение 3 лет с момента вывоза.
Моментом вывоза считается день, следующий за днем пересечения указанными товарами таможенной границы при их вывозе с таможенной территории РФ.
В отдельных случаях срок возможного реимпорта товаров может быть продлен ГТК России по мотивированному запросу заинтересованного лица, но только в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях.
3. Реимпортируемые товары должны находиться в том же со
стоянии, в котором они были на момент вывоза за пределы тамо
женной территории РФ.
В свою очередь, неизменность состояния предполагает:
а) соответствие наименования и кода товара по ТН ВЭД (реим
портируемого ранее вывезенному);
б) соответствие технических характеристик и иных условий,
относящихся к реимпортируемым товарам, аналогичным показа
телям ранее вывезенных товаров.
Суммы внутренних налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день принятия таможенной декларации при вывозе с таможенной территории РФ товаров, и таможенной стоимости товаров и (или) их количества, которые определены при вывозе товаров с таможенной территории РФ.
Подлежащие уплате при
реимпорте товаров суммы
Реэкспорт — таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.
Условия и порядок применения таможенного режима реэкспорта товаров установлен § 2 главы 20 ТК РФ. Кроме того, в соответствии с пунктом 3 ст. 240 ТК РФ федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим реэкспорта.
Как правило, под таможенный режим реэкспорта могут помещаться только иностранные товары, в том числе запрещенные к ввозу в РФ (то есть хотя и ввезенные, но не подлежащие выпуску на таможенной территории РФ).
В исключительных случаях под таможенный режим реэкспорта с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов могут помещаться российские товары (товары иностранного производства, выпущенные в РФ для свободного обращения). Реэкспорт таких товаров возможен при одновременном соблюдении следующих условий:
на день пересечения таможенной границы у товаров имелись дефекты либо они иным образом не соответствовали условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке и по этим причинам они возвращаются поставщику либо иному указанному им лицу;товары не использовались и не ремонтировались в РФ (за
исключением случаев, когда использование товаров было необхо
димо для обнаружения дефектов или иных обстоятельств, повлек
ших их возврат);
товары могут быть идентифицированы таможенными орга
нами;
товары вывозятся в течение шести месяцев со дня их вы
пуска для свободного обращения.
20 аможенная процедура отказа в пользу государства
См. комментарии к главе 43 ТК ТС
Статья 310. Содержание таможенной процедуры отказа в пользу государства
1. Отказ в пользу государства - таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства-члена таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.
2. Товары, помещенные под
таможенную процедуру отказа
в пользу государства,
Статья 311. Условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства
1. Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, а также запрещенных к обороту на территориях государств-членов таможенного союза.
Решением Комиссии таможенного союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
2. Порядок отказа от
товаров в пользу государства
определяется законодательством
Беспошлинная торговля ( гл. 41 ТК ТС и гл. 38 Федеральный закона ) - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Согласно ст. 303 ТК ТС , под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза. На территории РФ на сегодня, такой Перечень установлен распоряжением Правительства РФ от 12.11.2003 № 1642-р и включает в себя следующие категории товаров: - товары, не предназначенные
для личного пользования или
потребления физическими - тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см); - товары, предназначенные
для реализации в первичных
упаковках, предназначенных - товары ТС, облагаемые
вывозными таможенными - изделий из рыбы
и ракообразных, моллюсков и других
водных беспозвоночных (включая
икру), упакованных для розничной
продажи и готовых к - икры осетровых
видов рыб в упаковке весом
нетто не более 0,25 кг, специально
маркированной в соответствии
с Конвенцией о международной
торговле видами дикой фауны
и флоры, находящимися под - лекарственных
препаратов (включая провитамины,
витамины, гормоны и антибиотики),
применяемых в медицинских - ювелирных и
других бытовых изделий из
драгоценных металлов и - сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических. Ввоз алкогольной продукции, табака и табачных изделий на таможенную территорию ТС возможен в соответствии с приказом ГТК РФ от 24.01.2001 № 80 "О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли" только при наличии на товарах наклеенных в установленном порядке акцизных или специальных марок. Такие марки наклеиваются еще до момента ввоза товаров на таможенную территорию ТС. Алкогольная продукция,
табак и табачные изделия, ввозимые
на таможенную территорию ТС, подлежащие
маркировке марками акцизного сбора
или специальными марками, ввозятся
и помещаться под таможенной процедурой
беспошлинной торговли без акцизных
и специальных марок при "Только для
продажи в магазине Порядок применения таможенных пошлин, налогов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку такие товары предназначены для реализации гражданам при их выезде за границу и фактически вывозятся за пределы таможенной территории ТС. К таким товарам
не применяются запреты и Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли выдается таможенным органом путем осуществления выпуска товаров в заявленной таможенной процедуре. Такие товары декларируются (заявляются к таможенной процедуре) владельцем магазина беспошлинной торговли (для этих целей магазин должен быть открытым в соответствии с установленным порядком) путем подачи ГТД, заполненной в соответствии: - правилами заполнения
ГТД при декларировании - правилами заполнения
ГТД при декларировании Одним из основных документов является уведомление о сроке открытия магазина беспошлинной торговли. Основным требованием,
относящимся к порядку и Магазины беспошлинной
торговли открываются в пунктах
пропуска через государственную
границу Российской Федерации. Помимо
непосредственно расположенных
по периметру государственной Открытие магазина беспошлинной торговли (ст.33 ТК ТС) осуществляется в соответствии с порядком установления режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при наличии регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю товарами, если обязательность их получения предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Владелец магазина беспошлинной торговли обязан предварительно уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого находится такой магазин, о сроке открытия магазина беспошлинной торговли. Уведомление подается в произвольной письменной форме в таможенный орган, в регионе деятельности которого открывается магазин беспошлинной торговли. Выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли (выдача таможенным органом разрешения на помещение товаров под эту таможенную процедуру), прибывших в адрес такого магазина, допускается только после получения таможенным органом такого уведомления. Уведомление подается, как правило, не позднее, чем за 15 дней до дня (даты) открытия, указанного в уведомлении. Получение уведомления о сроке открытия магазина беспошлинной торговли удостоверяется письмом таможни за подписью начальника таможни либо лица его замещающего, адресованном владельцу магазина беспошлинной торговли. направляется владельцу
магазина беспошлинной торговли по почте
или вручается непосредственно
его уполномоченному Требования к расположению, обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли установлены статьей 84 Федерального закона . Помещения магазина беспошлинной торговли, имеющие статус зон таможенного контроля, могут состоять из: - торговых залов; - подсобных помещений; - складов. Помещения должны быть
оборудованы таким образом, чтобы
обеспечить продажу товаров исключительно
в торговых залах магазина беспошлинной
торговли, а также сохранность
товаров и возможность Круг обязанностей владельца магазина беспошлинной торговли определен статьями 36 и 37 ТК ТС. При этом все обязанности сводятся к необходимости соблюдения условий, требований и ограничений таможенной процедуры беспошлинной торговли, порядка реализации товаров в магазине беспошлинной торговли, установленного в соответствии с ТК ТС, а также законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере розничной торговли товарами. Дополнительными обязанностями владельца магазина беспошлинной торговли являются ведение учета поступления и реализации товаров в магазине беспошлинной торговли и представления отчетности в таможенные органы, а также в случае закрытия магазина беспошлинной торговли в уведомлении об этом таможенных органов. Владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории ТС, в соответствии с требованиями и условиями, установленными законодательством Российской Федерации. В отношении владельца
магазина беспошлинной торговли также
применяется общее условие Закрытие магазина беспошлинной торговли не освобождает владельца магазина от соблюдения требований и исполнения обязанностей, установленных ТК ТС.
22 Правовая природа таможенных платежей.
|
Определение таможенной пошлины дает
Закон РФ от 21.05.1993 №5003–1 (ред. от 03.12.2008)
«О таможенном тарифе» (с изм. и доп.
от 09.01.2009) в п. 1. ч. 1 ст. 5: «пошлина – таможенная
пошлина, а также иные пошлины, предусмотренные
настоящим Законом. При этом таможенная
пошлина – обязательный платеж в федеральный
бюджет, взимаемый таможенными органами
при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации или вывозе товаров
с этой территории, а также в иных случаях,
установленных таможенным законодательством
Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности
в экономических интересах Российской
Федерации».
Таможенный тариф Российской Федерации
– свод ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу Российской Федерации и систематизированным
в соответствии с Товарной номенклатурой
внешнеэкономической деятельности (ТН
ВЭД)[7].
П. 4 Закона «О таможенном тарифе» установлено,
что в Российской Федерации применяются
следующие виды ставок таможенных пошлин:
– адвалорные, которые начисляются в процентах
к таможенной стоимости товаров, облагаемых
таможенной пошлиной. Например, 10% от таможенной
стоимости товаров.
– специфические, которые начисляются
в установленном размере за единицу товаров,
облагаемых таможенной пошлиной. Например,
по 4 евро за каждый килограмм товара.
– комбинированные, которые сочетают оба
предыдущих вида таможенного обложения.
Например, 10% от таможенной стоимости товара,
но не менее 4 евро за килограмм либо 10%
от таможенной стоимости товара и по 4
евро за каждый килограмм товара.
П. 1. ч. 1 ст. 5 Закона «О таможенном тарифе»
определяется, что к таможенным пошлинам
относятся ввозная таможенная пошлина,
включая сезонные пошлины, и вывозная
таможенная пошлина.
К особым пошлинам согл. ст. 7 Закона относятся:
1) специальная пошлина;
2) антидемпинговая пошлина;
3) компенсационная пошлина.
Специальная пошлина применяется в качестве
защитной меры, если товары ввозятся на
таможенную территорию Российской Федерации
в количествах и на условиях, наносящих
или угрожающих нанести ущерб отечественным
производителям подобных или непосредственно
конкурирующих товаров.
таможенная пошлина не уплачивается
при заявлении товара, например,
под следующие режимы:
· реимпорт;
· реэкспорт;
· транзит;
· временный ввоз и вывоз (в отношении
отдельных товаров);
· переработка под таможенным контролем;
· магазин беспошлинной торговли;
· таможенный склад;
· уничтожение;
· отказ в пользу государства и некоторые
другие виды таможенных режимов
в зависимости от характера внешнеторговой
операции выделяются таможенные пошлины:
· Ввозная;
· Вывозная;
· Транзитная.
По видам ставок таможенные пошлины бывают:
· Адвалорные;
· Специфические;
· Комбинированные.
В зависимости от страны происхождения
товаров:
· Базовые (при РНБ);
· Преференциальные (если предусмотрены
льготы);
· Максимальные (ставки увеличиваются
вдвое);
· Карательные.
По типам ставок:
· Постоянные;
· Временные.
Также существуют и другие классификации
таможенных пошлин, по иным основаниям.
Исследование правовой природы таможенной
пошлины позволяет сделать вывод о дуалистическом
характере ее сущности. Данная категория
рассматривается и как защитное средство,
и как источник получения государственных
доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина,
помимо регулирующего воздействия, несет
в себе и фискальную нагрузку.
24 Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.
Изменения в Таможенный тариф
вносятся Постановлениями Правительства
РФ, которые обязательно
В настоящий момент в РФ
действует таможенный тариф введенный
постановлением Правительства РФ от
26.11.2006 № 718, но в течение 2007-2010 в Постановление
было внесено много редакций.
Нормативный документ, содержащий систематизированный
перечень товаров с указанием
ставок таможенных пошлин, взимаемых
при перемещении товаров через
границу, называется таможенным тарифом.
Он состоит из:
ü таможенных
пошлин, их ставок и видов;
ü системы
группировки товаров;
ü таможенной
стоимости товаров и методов её определения;
ü тарифных
льгот, преференций и привилегий.
Таможенные тарифы и пошлины являются
основным инструментом торговой политики
государства, правомерность применения
которого признается международными нормами.
В зависимости от того, какая сторона торговой
политики считается важной, существуют
несколько дополняющих друг друга определений
таможенного тарифа:
· инструмент
торговой политики и государственного
регулирования внутреннего рынка страны
при его взаимодействии с мировым рынком;
· свод
ставок таможенных пошлин, применяемых
к товарам, перемещаемым через таможенную
границу, систематизированный в соответствии
с товарной номенклатурой внешнеэкономической
деятельности (ТН ВЭД);
· конкретная
ставка таможенной пошлины, подлежащей
уплате при вывозе или ввозе определенного
товара на таможенную территорию страны.
В этом случае понятие таможенного тарифа
полностью совпадает с понятием таможенной
пошлины.
Таможенные тарифы как инструмент торговой
политики используются с начала ХVIII в.
Несмотря на многократное снижение пошлин,
проведенное после Второй мировой войны,
таможенные тарифы играют существенную
роль в регулировании современной внешней
торговли, воздействуя на объем и структуру
импорта. Одной из важных функций таможенного
тарифа является защита национальных
производителей от иностранной конкуренции.
Сдерживание импорта осуществляется посредством
сравнительно высоких ставок пошлин и
прогрессивного увеличения размеров таможенных
сборов в зависимости от степени обработки
товаров.
Традиционная фискальная функция таможенных
тарифов — увеличение доходов государственного
бюджета — в большинстве экономически
развитых стран отошла на второй план
(таможенные пошлины, как правило, составляют
лишь несколько процентов в общей сумме
бюджетных доходов). Однако в ряде развивающихся
стран, особенно промышленно наименее
развитых, эта функция по-прежнему имеет
важное значение.
Таможенные тарифы изменяются в соответствии
с объективными процессами развития национальных
хозяйств и структурными сдвигами в международной
торговле.
Перестройка таможенных тарифов происходит
следующим образом; во-первых, уменьшаются
и частично отменяются ставки пошлин на
промышленные изделия; во-вторых, образуются
двусторонние или региональные таможенно-тарифные
объединения с беспошлинным режимом торговли
(всеми товарами или определенными группами
товаров) между странами-участницами;
в-третьих; прогрессирует унификация структуры
таможенных тарифов и отдельных областей
таможенного дела.
Таможенные тарифы широко используются
странами в процессе переговоров как инструмент
торговой политики для встречных тарифных
уступок. Так, в результате переговоров
в рамках ГАТТ / ВТО уровень таможенного
обложения развитых стран в связи с предоставлением
этих уступок сократился более чем на
70%.
Таможенные тарифы развитых стран, как
правило, являются многоколонными, т. е.
один и тот же товар может облагаться разными
по уровню пошлинами в зависимости от
страны происхождения. Колонка ставок
общего тарифа, содержащая наиболее высокие
пошлины, распространяется на государства,
не пользующиеся режимом наибольшего
благоприятствования. Колонка договорных
пошлин содержит значительно более низкие
ставки пошлин, закрепленные в результате
раундов многосторонних торговых переговоров
(например, в рамках ГАТТ / ВТО). Тарифы
могут содержать самостоятельную колонку
или столбец преференциальных ставок
в колонке договорных пошлин, действующих
в отношении развивающихся государств
или стран, с которыми данное государство
связано соглашениями о предоставлении
более благоприятного таможенного режима.