Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции - Таможенное регулирование.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

Перед началом личного досмотра таможенник обязан объявить  физическому  лицу  решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при   проведении досмотра  и  предложить добровольно выдать скрываемые товары. Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других  физических лиц и  возможность наблюдения за проведением личного досмотра должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским  работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического  лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

Личный досмотр должен  проводиться в корректной  форме, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. Досматриваемое  лицо  (его  законный  представитель) в ходе досмотра обязано выполнять законные требования таможенника и имеет право:

    • требовать объявления ему решения начальника таможенного органа о проведении личного досмотра;
    • ознакомиться со своими правами и обязанностями;
    • давать объяснения, заявлять ходатайства;
    • знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;
    • пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;
    • обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если были ущемлены права и законные интересы.

О проведении личного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Акт подписывается  должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого – медицинским работником. Второй экземпляр акта вручается досмотренному лицу (его законному представителю).

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Сегодня это только акцизные марки по алкогольным напиткам и табачным изделиям, но в перспективе предполагается использование специальных идентификационных знаков для любых товаров (где это возможно). Это позволит контролировать импорт отдельных категорий товаров.

Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Проведение осмотра жилых помещений не допускается. ТК ограничивает круг помещений и территорий, которые могут досматриваться при таможенном контроле. Осмотр помещений и территорий проводится  при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа, и  служебного удостоверения. В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц  государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. По результатам осмотра составляется акт. Второй  экземпляр акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Таможенные органы проводят таможенную ревизию – проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц. Таможенная ревизия проводится в двух формах: общей и специальной. Общая ревизия отличается от специальной только тем, что при ее проведении нельзя вмешиваться в деятельность предприятия. Общая ревизия может проводиться не более трех дней. Придя на предприятие, таможенник должен четко представлять, какую информацию он должен получить. Он не имеет права препятствовать, мешать производственной деятельности, налагать аресты, изымать и опечатывать товары, документацию и т.д. Общая ревизия может проводиться только у декларантов, импортеров и экспортеров, т.е. тех, кто непосредственно представлял документы и заключал внешнеэкономическую сделку.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе:

    • требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней;
    • осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых;
    • проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
    • проводить изъятие товаров либо налагать на них арест.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

В случаях, если для целей таможенного контроля необходимы специальные познания, назначаются экспертизы и исследования, которые проводятся специалистами таможенных лабораторий или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

При обнаружении таможенными органами незаконно перемещенных товаров, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение действующих запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение в порядке. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

В результате таможенного контроля на товары может быть наложен арест в трех случаях: 1) товары без наличия марок и специальных идентификационных знаков; 2) товары, на которые отсутствуют коммерческие документы и сведения об их выпуске; 3) товары, используемые не по назначению, в отношении которых представлены льготы по уплате таможенных платежей.

Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями ТК, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

 

Тема 9. Организация валютного контроля в Российской Федерации

Валютное регулирование и валютный контроль.

Валютное регулирование – это комплекс экономических мер целью которых является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

В системе валютного регулирования используются также следующие понятия.

    1. Валюта Российской Федерации –

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

    1. Иностранная валюта;

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

    1. Внутренние ценные бумаги;

А) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

Б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

    1. Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
    2. валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;
    3. валютные операции:

а) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

б) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (т.е. то же что и в п.а между нерезидентами);

в) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

г) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации (операции на счетах в РФ и за ее пределами, принадлежащих одному и тому же лицу);

д) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

Валютный контроль – мероприятия по контролю за валютными операциями, осуществляемые с целью соблюдения норм валютного регулирования.

Валютное регулирование и валютный контроль осущетвляются в рамках Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Основными принципами являются:

1) приоритет экономических  мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации;

4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.

Органами валютного контроля являются Центральный Банк и Правительство РФ. Агентами - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

 

Осуществление валютного контроля за экспортно-импортными операциями таможенными органами

Валютный контроль таможенными органами осуществляется:

  • во время таможенного оформления;
  • при наступлении срока зачисления на счет резидента сумм выручки от экспортируемых товаров;
  • при наступлении срока встречной поставки (импорта) в счет исполнения обязательств неризедентом по погашению платежей, перечисленных резидентом нерезиденту;
  • по окончании срока действия внешнеторгового контракта (договора).

Для целей валютного контроля используется документ – Паспорт  сделки. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Форма и правила заполнения ПС определяются Центральным Банком.

Паспорт сделки оформляется резидентом и уполномоченным банком. В нем содержатся:

  • сведения об уполномоченном банке (наименование, адрес).
  • сведения о резиденте (Наименование, адрес, ИНН, ОГРН);
  • сведения о контрагенте (Наименование, адрес, страна). Контрагентов может быть несколько;
  • сведения о контракте (номер, дата, сумма, валюта, срок завершения и др.);
  • сведения о разрешениях, выданных ЦБ или др. Органами.

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации