Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:40, реферат

Краткое описание

Под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) следует понимать совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих способов реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание различного рода услуг и иные виды международного сотрудничества. В свою очередь, внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию и кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции - Таможенное регулирование.doc

— 725.50 Кб (Скачать файл)

Требования по стандартизации и унификации вытекают из потребности совместимости всех подсистем и элементов между собой и автоматизированными системами других ведомств. В настоящее время в рамках ЕАИС внедрены и используются следующие основные отраслевые стандарты:

  • состав и структура нормативно-справочной информации (НСИ);
  • положение о фонде программных средств ГНИВЦ;
  • формат электронной копии ГТД (ГТДэ);
  • состав и формы отчетных документов, формируемых таможенными органами;
  • порядок сбора, контроля, передачи и обработки первичной таможенной информации и другие стандарты.

Требования по защите информации от несанкционированного доступа включают как требования по защите средств вычислительной техники и систем телекоммуникации, так и требования по защите автоматизированной системы. Формулирование и реализация требований по защите информации от несанкционированного доступа производятся в соответствии с ГОСТ 34.003-90, ГОСТ 34.601-90 руководящими документами Гостехкомиссии.

Требования по сохранности информации предполагают реализацию физической и системной защиты информации на всех этапах сбора и передачи данных таможенной системы путем:

  • резервирования информации;
  • наличия процедур восстановления данных;
  • организации хранения и порядка использования документов и магнитных носителей;
  • наличия регламента и протоколирования случаев корректировки и удаления данных;
  • использования ведомственных и защищенных каналов связи;
  • регулирования доступа в помещения обработки и хранения информации.

Требования к производительности и оперативным характеристикам системы диктуются с одной стороны минимизацией времени выполнения операций в процессах таможенного оформления и контроля, жестким соблюдением регламентных сроков представления информации в вышестоящие органы, центральному аппарату и Правительству, а с другой стороны – большими объемами хранимых и обрабатываемых данных. Таким образом, требования к производительности в ЕАИС одни из самых высоких для класса экономических информационных систем.

Требования к видам обеспечения включают требования к нормативно-методическому, математическому, информационному, программному и техническому обеспечению. Конкретные требования формируются исходя из целей и задач разрабатываемых подсистем.

 

Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО)

 

АСТО – комплексная автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, включающая в себя самостоятельные программные модули, автоматизирующие операции, выполняемые должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с нормативно-правовыми актами ФТС России. АСТО осуществляет информационную поддержку принятия решений инспекторами в ходе осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу посредством обработки электронных копий документов, необходимых для таможенных целей, а также анализа информации, содержащейся в базах данных ЕАИС.

С использованием АСТО производится таможенное оформление и таможенный контроль как товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в торговом обороте, так и товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами в упрощенном (льготном) режиме.

 

АСТО должна минимально состоять из следующих модулей:

  • модуль контроля за доставкой и транзитом товаров и транспортных средств;
  • модуль контроля товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, на временном хранении;
  • модуль основных операций таможенного оформления и таможенного контроля;
  • модуль декларирования в электронной форме;
  • модуль таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами в упрощенном (льготном) порядке;
  • модуль контроля условного выпуска товаров;
  • модуль оформления результатов фактического контроля (таможенного досмотра);
  • модуль ведения НСИ;
  • модуль обмена данными и взаимодействия с внешними системами.

Все программные модули, входящие в АСТО выполняют следующие функции:

а) прием требуемых электронных копий документов;

б) проведение форматно-логического контроля электронных копий документов, представленных к таможенному контролю, на соответствие определенным нормативным актам, структуре и формату данных;

в) анализ НСИ, в том числе нормативно-методических актов и ориентировок, автоматическая выработка рекомендаций инспектору о необходимости и последовательности осуществления тех или иных действий в процессе таможенного контроля;

г) выявление рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, выработка рекомендаций должностному лицу по локализации фактов нарушений и дальнейших действиях;

д) формирование, корректировка и печать электронных форм документов;

е) формирование отчетов, установленных нормативными актами ФТС России или необходимых инспектору;

ж) протоколирование всех технологических операций.

 

Рассмотрим типовой порядок выполнения технологических операций должностными лицами таможенного органа1 в процессе выполнения основного таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в торговом обороте (рис.4.3). Представленная технология не распространяется на случаи декларирования товаров в электронной форме.

Инспектором таможенного органа осуществляется прием от таможенного брокера (декларанта) документов в составе: грузовая таможенная декларация (ГТД), декларация таможенной стоимости (ДТС), контракт, паспорт сделки, сведения об уплате таможенных платежей (платежный документ) и другие документы, требуемые для таможенных целей. ГТД и ДТС представляются также в электронном виде (ГТДэ, ДТСэ) на магнитном носителе или по электронной почте, если в таможенном органе принят такой способ обмена данными с брокером. Инспектор проверяет правильность заполнения бумажных документов, проводит сопоставление сведений, содержащихся в электронных копиях и бумажных документах со сведениями, содержащимися в других базах данных и НСИ. В случае выявления нарушений или несоответствий ГТД не принимается к таможенному оформлению.

Принятые ГТД регистрируются в журнале. В некоторых таможенных органах используется регистрация исключительно в электронном журнале, в некоторых – и в электронном, и в бумажном. Под регистрацией понимается присвоение ГТД регистрационного номера. Формат номера ГТД имеет вид:

XXXXXXXX/ДДММГГ/NNNNNNN,

где XXXXXXXX – код таможенного органа, зарегистрировавшего ГТД,

ДДММГГ – дата регистрации ГТД,

NNNNNNN – номер по порядку. Нумерация начинается с единицы  с начала года.

Номер проставляется в документах и их электронных копиях. Электронные копии записываются в базу данных зарегистрированных ГТД таможенного органа. Далее должностными лицами производится процедура основного таможенного контроля. На любом из этапов контроля должностными лицами может быть произведен досмотр товаров, а также взяты образцы для проведения экспертизы товаров.

В части определения правильности кода товара проводится контроль достоверности и полноты сведений, содержащихся в электронных копиях ГТД и иных документах, в целях идентификации товара, также классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Решения о классификации кодов товаров в соответствии с ТНВЭД принимаются в рамках своих полномочий таможенными органами разного уровня. Решения, принятые ФТС России, размещаются на интернет-сайте www.customs.ru. Инспектор, проанализировав предоставленную информацию, принимает решение о классификации кода, либо формирует запрос о предоставлении дополнительных документов. При необходимости вносятся изменения в ГТД (ГТДэ).

Контроль правильности заявленной страны происхождения товаров производится, в частности, для принятия решений о предоставлении тарифных преференций (льгот) и определения сумм таможенных платежей, подлежащих к уплате. Для этого необходимо ознакомиться с документами (решения, сертификаты, контракт и др.) и принять решение о правильности указанной страны.

Контроль лицензий и квот направлен на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, устанавливающего запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров. Инспектор производит проверку наличия и правильность заполнения реквизитов разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля.

Сведения о предоставлении лицензий, квот, товарах требующих обязательной сертификации передаются в ГНИВЦ ФТС министерствами и ведомствами в электронном виде. ГНИВЦ осуществляет рассылку данных в виде НСИ в таможенные органы. В процессе таможенного контроля должностным лицом производится анализ документов и НСИ. При необходимости оформляется запрос на предоставление дополнительных документов.

В части валютного контроля производится сопоставление ГТД и данных, содержащихся в контрактах, паспортах сделки и документах, подтверждающих расчеты с иностранным контрагентом за декларируемые товары.

При контроле правильности определения таможенной стоимости обеспечиваются проверка выбора метода оценки стоимости на основании представленных документов и НСИ, расчет величины стоимости за единицу товара, проведение при необходимости временной (условной) и окончательной корректировок таможенной стоимости (КТС), оформление бумажной и электронной копии КТС, внесение изменений в ГТДэ.

Этап контроля таможенных платежей – один из самых трудоемких и значимых в процессе таможенного оформления. В его составе операции по:

  • проверке у участника ВЭД наличия задолженностей по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку, пеням за просрочку уплаты таможенных платежей, штрафам;
  • начисление таможенных платежей и пеней (при необходимости), сопоставление и проверка сведений в ГТД (если есть КТС) о начисленных и подлежащих уплате платежах (гр.47, В) ;
  • проверка обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • проверка наличия электронного документа, подтверждающего поступление средств в качестве уплаты таможенных платежей представленной ГТД;
  • списание сумм таможенных платежей, пеней и сумм, начисленных при корректировке таможенной стоимости, с лицевого счета участника ВЭД;
  • оформление и контроль таможенных приходных ордеров при уплате платежей в кассе таможенного органа.

В процессе контроля таможенных платежей изменения вносятся как в БД ГТД, так и в базы данных лицевых счетов, платежных документов, учета задолженностей и т.д. При необходимости сведения об оформляемых товарах, суммах платежей, состоянии счета и т.д. передаются в вышестоящий таможенный орган.

В случаях использования особых порядков декларирования (например, с подачей неполной ГТД) состав операций основного таможенного оформления и контроля может отличаться от типовой технологии. В любом случае в конце процесса – принятие решения о выпуске товаров. Таможенным инспектором проставляется в бумажной ГТД (графа Д) штамп «Выпуск разрешен» («Выпуск запрещен»), который заверяется личной номерной печатью (ЛНП) инспектора. В документы и их электронные копии вносятся все необходимые записи и отметки. После этого товар может быть вывезен за пределы Российской Федерации при экспорте или выпущен в свободное обращение при импорте.

Работа с таможенными документами внутри АСТО при этом не заканчивается. Дважды в день осуществляются регламентные передачи выпущенных ГТДэ с таможенного поста в таможню по каналам связи (если пост не использует единую базу данных таможни). Перед передачей данных средствами АСТО производится окончательный полный форматно-логический контроль ГТДэ, подлежащих передаче. Верные ГТДэ по каналам связи передаются в таможню, ошибочные – исправляются с возможным привлечением декларанта и внесением изменений в бумажные документы.

 

В состав информационного обеспечения АСТО входят:

1) Первичные документы  на бумажных носителях. К ним  относятся ГТД, ДТС, КТС, документы  контроля доставки (ДКД), книжки МДП, таможенные приходные ордера (ТПО), товаро-сопроводительные и товарно-транспортные документы, контракты, паспорта сделки (ПС), счета, инвойсы, документы об уплате таможенных платежей, разрешения, сертификаты, лицензии, регистрационные документы и др., требуемые для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

2) Электронные копии ГТД, ДТС, КТС, ДКД, ТПО (оперативная информация). Базы данных оперативной информации  в АСТО в основном в трех  видах:

  • dbf-файлы (формат Clipper, dBaseIII);
  • dbf-файлы (формат Visual FoxPro);
  • база данных MS SQL Server.

Структура БД оперативной информации в АСТО должна предоставлять возможность для хранения и обработки всех видов электронных копий документов. Проектирование структуры производится с учетом средств реализации и используемой СУБД. В связи с этим структуры внутри разных систем таможенного оформления могут различаться. Передача данных из АСТО в вышестоящий таможенный орган осуществляется в dbf-файлах2, состав и структура которых определяется приказами ГНИВЦ.

3) НСИ в электронном  виде. Состав и структура НСИ определяется отраслевым стандартом. Содержание нормативно-справочной информации, используемой для целей таможенного оформления и таможенного контроля – приказами ФТС России. Справочники и классификаторы, содержание которых определено приказами ФТС России или иными нормативными документами ведутся и распространяются ГНИВЦ. В табл. 4.1 приведен краткий перечень НСИ, используемой в процессах таможенного оформления и контроля. Внесение изменений в эту часть НСИ в таможенных органах не допускается. Часть НСИ, ведение которой является прерогативой таможенного органа, ГНИВЦ не распространяется. Введенные данные таможенными органами должны передаваться в таможню, РТУ и ГНИВЦ для создания единой базы данных ЕАИС.

Классификаторы и справочники ведутся и рассылаются в виде dbf-файлов фиксированной структуры. Системами таможенного оформления и другими подсистемами ЕАИС может использоваться внутренний формат, отличный от dbf. В этом случае предусматривается конвертация данных в нужный формат.

 

В настоящее время в таможенных органах эксплуатируются следующие системы таможенного оформления:

  • АСТО (разработчик Контакт-Софт, г.Белгород).
  • АИСТ РТ21 (разработчик ЭКСИ-Софт, г.Санкт-Петербург).

Рассмотрим особенности представленных систем таможенного оформления.

АСТО и ее модули, в частности автоматизированное рабочее место таможенного инспектора (АРМ ТИ), были первыми программными средствами таможенного оформления и таможенного контроля (1990-1991г). Программные средства разработаны с использованием системы программирования Clipper и были предназначены для эксплуатации в среде MS DOS. В настоящее время АСТО при проведении необходимой настройки может функционировать в Windows 95, 98, NT, 2000, XP и т.д. Программное средство поддерживает DOS-интерфейс, и с точки зрения интерфейса пользователя не соответствует современному уровню разработок. Тем не менее, таможенники, использовавшие АСТО, находят его интерфейс достаточно удобным вследствие высокой эргономичности, настраиваемости и близости экранных форм ввода и корректировки к формам первичных документов.

Информация о работе Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации