Таможенные платежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Тарифное регулирование для России, богатой природными ресурсами, имеющей гигантский потенциал для развития, создаёт мощную корневую систему, которая обеспечивает устойчивый рост экономики России. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф представляет собой наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, и за счет этого, повышая или понижая их, государство регулирует внешнеторговый оборот.

Содержание

Введение

Глава 1. Законодательно-правовое регулирование таможенно-тарифной деятельности

1.1 Основные положения федеральных законов и «О таможенном тарифе» № 5003-I и «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ

1.2 Динамика таможенных платежей в Российской Федерации на экспортную продукцию

1.3 Динамика таможенных платежей в Российской Федерации на импортную продукцию

Глава 2. Анализ и оценка влияний изменений таможенных платежей на внешнеэкономическую деятельность

2.1 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по экспортным операциям

2.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям

2.3 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по таможенным платежам

Глава 3. Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран Таможенного Союза

3.1 Особенности применения Единого таможенного тарифа в условиях Таможенного Союза

3.2 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

3.3 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана

Заключение

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

таможенные платежи.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

Проследим за динамикой  пошлины на ввоз сахара-сырца с  июня по декабрь, и обратим внимание на его импорт в Россию в том  же периоде. В июне ввозная пошлина  повышается в 4 раза до $200 за тонну (график 14). [49] В этом же месяце Физические объемы импорта резко падают до 131,9 тыс. тонн. В июле пошлина продолжает расти, и достигает самого высокого значения за 2010 год - $239 за тонну. Импорт сахара-сырца в этом месяце падает до 0,4 тыс. тонн (диаграмма 4). На графике 14, с августа по октябрь, наблюдается  достаточно низкая ввозная пошлина. В итоге, с октября и до конца  года ставка ввозной пошлины на сахар  сырец составляет $140 за тонну. Посмотрим, что происходит с ввозом сахара-сырца  в Россию с июля 2010 года. На диаграмме 4 видно, что во втором полугодии  происходит постепенное наращивание  объемов импорта. Естественно здесь мы можем сделать вывод о том, что увеличение импорта тесно связано со снижением ввозной пошлины.

Импорт сахара-сырца  в РФ в марте 2011 года резко вырос  по сравнению с январем и февралем до 504,8 тыс. тонн (диаграмма 5).

График 15. Импортные  пошлины в начале 2011 года ($ за тонну)

Диаграмма 5. Импорт сахара в начале 2011 года (тыс. тонн). Источник: постановления правительства РФ

В первом квартале общий  физический объем импорта вырос  на 67,8% - до 615,2 тыс. тонн против 366,7 тыс. тонн за аналогичный период 2010 года. [24] Резкий рост импорта можно объяснить  снижением ввозной пошлины в  марте до $50 за тонну. В январе-феврале  ввозная пошлина составляла $140 за тонну (график 15). [49]

Отечественная сырьевая база сахарной промышленности невысока. Кроме того, уровень менеджмента, технологической и финансовой дисциплины свеклосеющих хозяйств в стране находится  на столь низком уровне, что для  отечественных сахарных заводов  работа с импортным сырьем оказывается  более выгодной. Однако введение ограничений  на импорт подталкивает их к вертикальной интеграции со свеклосеющими хозяйствами, к инвестициям и реструктуризации этого сектора сельского хозяйства. Ограничения импорта, показали справедливость данного утверждения: многие заводы начали вкладывать средства в технологии и менеджмент в соответствующих  сельхозпредприятиях. Поэтому введение временных тарифных квот нацелено на расширение именно этой положительной  тенденции.

В то же время необходимо понимать, что сахарное производство не может работать исключительно  на отечественном сырье: это объясняется  и технологическими факторами, и  ограниченной эластичностью предложения  в сельском хозяйстве России сегодня. Поэтому слишком высокий уровень  защиты от импорта сахара-сырца также  нежелателен.

2.3 Анализ влияния  динамики таможенных тарифов  по таможенным платежам

Общие положения о  таможенных платежах даны в главе 9 Таможенного кодекса Таможенного  Союза.

Рассмотрим таможенные платежи. Согласно статье 70 ТК ТС, к  таможенным платежам относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную  стоимость, взимаемый при ввозе  товаров на таможенную территорию таможенного  союза;

акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров  на таможенную территорию таможенного  союза;

таможенные сборы.

Проведем исследование влияния динамики таможенных тарифов  по таможенным платежам на примере  Дальневосточного таможенного управления.

Одной из составляющих доходной части федерального бюджета  являются таможенные платежи. По оценкам  специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. Проанализировав сведения таблицы 3, очевидно, что в 2006 году наблюдается  увеличение сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный  бюджет на 28% по сравнению с 2005 годом. Такая же тенденция продолжается в 2007 году (+22%) и в 2008 году (+27%). Однако в 2009 году отмечается резкий спад данного показателя на 56 %.

Сведения о таможенных платежах, перечисленных в федеральный  бюджет, по данным ДВТУ в 2005-2009 годах  представлены в таблице 3.

Таблица 3

Сведения о таможенных платежах (тыс. руб.), перечисленных  в федеральный бюджет в период 2005-2009 гг.

 
  2005 2006 2007 2008 2009  
Всего в  бюджет (тыс. руб.) 74 473,79 102 767,50 131 226,83 180 763,15 115 821,11  
В том числе:            
вывозная  пошлина (тыс. руб.) 24 780,31 32 291,00 35 306,73 55 558,37 47 330,29  
ввозная пошлина (тыс. руб.) 20 876,42 26 695,99 34 322,08 44 337,22 25 278,61  
НДС (тыс. руб.) 24 467,66 32 322,25 44 923,97 60 674,64 35 623,42  
Акциз при  ввозе(тыс. руб.) 1 071,63 1 080,19 1 721,38 2 568,45 256,86  
Таможенные  сборы (тыс. руб.) 3 277,78 1 139,06 1 329,97 1 425,49 1 011,65  
             

Источник: официальный  сайт Дальневосточного таможенного  управления.

Рис. 1. Динамика перечисления платежей в федеральный бюджет ДВТУ за 2005-2009 гг. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления.

На рис. 1 приведена  динамика уплаты таможенных платежей по видам. Наглядно можно увидеть, что  с 2005 года по 2008 год наблюдается увеличение поступления платежей в федеральный  бюджет на 23 460,80 тыс. руб. В 2009 году происходит резкий спад уплаты таможенных платежей.

Можно сделать вывод, что перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко снизилось  из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном  федеральном округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных пошлин на новые  автомобили была повышена с 25 до 30 процентов  от таможенной стоимости. Специфическая  составляющая пошлины в евро за 1 куб. см. увеличена в зависимости  от объема двигателя.

При этом подержанные  автомобили, эксплуатирующиеся не более 5 лет, облагаются также по повышенным ставкам: вместо прежних 25 процентов - 30-35 процентов от таможенной стоимости  при одновременном росте специфической  ставки пошлины. Больше всего это  оказало влияние на Приморский край. Из-за этого во Владивостокской таможне  оформлялось меньше автотранспортных средств, что значительно снизило  суммы уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи  определяются как сумма ввозной  и вывозной таможенной пошлины, НДС, акциза, сборов за таможенное оформление и прочих поступлений.

Несомненно, в 2009 г. наибольший удельный вес в структуре таможенных платежей ДВТУ занимает таможенная пошлина - 66%, которая подразделяется на ввозные  пошлины - 23% и вывозные - 43%. Практически  все товары, ввозимые в Российскую Федерацию, облагаются НДС, вследствие чего его доля составляет 33%. 1% структуры  берут на себя таможенные сборы и  иные платежи и всего 0% - акциз (рис. 2).

Рис.2. Структура таможенных платежей ДВТУ в 2009 г. Источник: официальный  сайт Дальневосточного таможенного  управления

Анализируя динамику вывозной таможенной пошлины (рис. 3) с 2005 по 2008 гг., а ею облагаются вывозимые  за пределы таможенной территории Российской Федерации биологические ресурсы (рыба, моллюски, ракообразные), минеральные  ресурсы, изделия из них и лом (нефтепродукты, древесина, черные и цветные металлы), можно заметить наметившуюся тенденцию увеличения поступлений данных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации.

Рис. 3. Динамика изменения  вывозной таможенной пошлины в ДВТУ за 2005-2009 гг. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления

Согласно рисунку 4 ежеквартально с 2005 по 2008 гг. происходит увеличение поступлений таможенных платежей в Федеральный бюджет Российской Федерации в виде ввозной таможенной пошлины и НДС, которым облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с принципом национального режима по отношению к иностранным товарам.

На рисунке 4 также  можно заметить пропорциональный рост данных платежей, особенно это заметно  начиная со второго квартала 2006 г. и по четвертый квартал 2008 г. Это  объясняется тем, что базой начисления НДС является величина таможенной стоимости  и ввозной таможенной пошлины. Но 2009 году резко уменьшилась сумма  НДС и ввозной таможенной пошлины, перечисленной ДВТУ в Федеральный  бюджет.

Рис. 4. Динамика изменения  ввозной таможенной пошлины и  НДС в ДВТУ за 2005-2009 гг. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления

С 2005 по 2008 гг. динамика перечисления акциза, а им облагаются ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации автомобили и мотоциклы, алкогольные напитки, табачная продукция, и таможенных сборов на рисунке 5 можно  предположить тенденцию увеличения поступления средств в Федеральный  бюджет Российской Федерации.

Но в 2009 году перечисления акциза и таможенных сборов наблюдается  снижение поступления средств в  Федеральный бюджет Российской Федерации.

Таким образом, можно  сделать вывод, что размер таможенных платежей напрямую зависит от таких  факторов, как:

доля таможенной пошлины:

- режим, под который  помещается товар при перемещении  его через таможенную границу  Российской Федерации;

- сезон перемещения  товара и страна происхождения  товара: применение минимальной,  преференциальной и максимальной  ставки таможенной пошлины;

- количество товара  в натуральном выражении и  ставка пошлины при взимании  специфической таможенной пошлины,  таможенная стоимость и процентная  ставка адвалорной пошлины, а  сама ставка пошлины может  дифференцироваться в зависимости  от степени переработки товара. Зависимость изменения сумм таможенных  платежей от товарооборота наглядно  показывают рисунки 2.1 и 2.2 [приложение 2];

Рис. 5. Динамика измен. акциза и таможенных сборов в ДВТУза 2005-2009 гг. Источник: официальный сайт Дальневосточного таможенного управления

для акциза - количество товара в натуральном выражении  и ставка акциза, указанная в Налоговом  кодексе Российской Федерации;

для НДС - основа начисления налога и ставка налога на соответствующий  товар;

для сборов: за оформление - исходя из заявленной таможенной стоимости  декларируемых товаров; за таможенное сопровождение - исходя из вида транспорта и протяженности пути доставки; за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного  органа - таможенные сборы уплачиваются в зависимости от веса хранимых товаров  и непосредственно срока хранения.

Можно сделать вывод, что одной из составляющих доходной части федерального бюджета являются таможенные платежи. По оценкам специалистов таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Поступления таможенных платежей в  федеральный бюджет в 2009 году составило 115 821,11 тыс. руб. По данным ДВТУ, наблюдалась  тенденция увеличения сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный  бюджет за 2005-2008 гг.

Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет резко  снизилось из-за сложившейся ситуации в Дальневосточном федеральном  округе в 2009 году. Адвалорная ставка импортных  пошлин на новые автомобили была повышена с 25 до 30 процентов от таможенной стоимости.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ  ЕДИНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАН ТАМОЖЕННОГО  СОЮЗА

3.1 Особенности применения  Единого таможенного тарифа в  условиях Таможенного Союза

Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Беларуси, Казахстана и России из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности таможенного союза. [23]

Ключевая идея создания Таможенного союза - это единый таможенный тариф (ЕТТ) и отсутствие таможенных барьеров внутри единой таможенной территории Таможенного союза. Создан институт реализации единой таможенной и торговой политики. Таможенные пошлины на товары из третьих стран будут синхронизированы, а сам таможенный контроль будет  осуществляться по внешней границе. Что касается товаров, произведенных  в России, Белоруссии и Казахстане, то они вообще не будут облагаться таможенными пошлинами.

Согласно решению  Межгоссовета ЕврАзЭС, Таможенный союз формируется в три этапа:

предварительный - до 1 января 2010 г.,

первый - до 1 июля 2010 г.

второй - до1 июля 2011 г.

С 1 января 2010 г. заработал  Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) - России, Беларуси и Казахстана, а  к 1 июля 2011 г. будут завершены все  процедуры по созданию у трех стран  единой общей таможенной границы. Таким  образом, уже совсем скоро на постсоветском  пространстве Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России станет действительно  единой таможенной территорией, внутри которой, от белорусско-польской до казахстанско-китайской  границы, все товары смогут передвигаться  свободно и беспошлинно. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни  на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начал действовать с 1 января 2010 г.

Информация о работе Таможенные платежи