Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:59, дипломная работа
Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Тарифное регулирование для России, богатой природными ресурсами, имеющей гигантский потенциал для развития, создаёт мощную корневую систему, которая обеспечивает устойчивый рост экономики России. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.
Таможенный тариф представляет собой наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, и за счет этого, повышая или понижая их, государство регулирует внешнеторговый оборот.
Введение
Глава 1. Законодательно-правовое регулирование таможенно-тарифной деятельности
1.1 Основные положения федеральных законов и «О таможенном тарифе» № 5003-I и «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ
1.2 Динамика таможенных платежей в Российской Федерации на экспортную продукцию
1.3 Динамика таможенных платежей в Российской Федерации на импортную продукцию
Глава 2. Анализ и оценка влияний изменений таможенных платежей на внешнеэкономическую деятельность
2.1 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по экспортным операциям
2.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям
2.3 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по таможенным платежам
Глава 3. Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран Таможенного Союза
3.1 Особенности применения Единого таможенного тарифа в условиях Таможенного Союза
3.2 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
3.3 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана
Заключение
Приложения
Основными целями Единого таможенного тарифа являются:
рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза;
поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории Таможенного союза;
создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;
защита экономики
Таможенного союза от неблагоприятного
воздействия иностранной
обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.
Одновременно с
утверждением Единого таможенного
тарифа и единой Товарной номенклатуры
внешнеэкономической
о механизме применения тарифных квот, системе льгот и преференций;
о параметрах «специальных» режимов («промышленной» сборки и «промышленной» переработки);
о перечне «чувствительных» товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом;
о перечне товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода будут применяться более низкие или более высокие ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа.
Вступили в силу
международные договоры в области
таможенно-тарифного
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.;
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г.;
Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, от 12 декабря 2008 г. ;
Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г.;
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 г.
Тарифное регулирование
внешнеторговой деятельности осуществляется
в соответствии с Таможенным кодексом
Таможенного союза и с
Формирование Единого
таможенного тарифа осуществляется
государствами-членами
Полномочия по формированию единого таможенного тарифа передаются наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза. С 1 июля 2010 года начала функционировать единая таможенная территория Белоруссии, Казахстана и России. Тогда же был снят таможенный контроль на российско-белорусской границе, а через год будет снят на российско-казахстанской. А не позднее 1 января 2012 года должно быть сформировано Единое экономическое пространство.
Единый таможенный
тариф предусматривает
Основой для единого таможенного тарифа стали тарифы, применяемые в России (около 90%), в том числе и временные пошлины, введенные в рамках антикризисных мер. Это касается, в частности, импортных пошлин на автомобили для юридических лиц, которые увеличиваются для Белоруссии и Казахстана.
В то же время российский
режим промышленной сборки автомобилей
распространяется на все страны Таможенного
союза, а собираемые сейчас в РФ иномарки
с 1 января 2010 года могут беспошлинно
ввозиться в Казахстан и
Унифицируются также нормы, действующие в отношении беспошлинного ввоза из третьих стран оборудования для реализации приоритетных инвестиционных проектов. Эта льгота может быть также распространена на материалы и сырье, если их аналоги не производятся в странах-участницах Таможенного союза. Беспошлинный ввоз во всех трех странах будет действовать и в отношении оборудования для производства детского питания.
Беларусь и Казахстан
согласились также с
На всей территории Таможенного союза начинает действовать и норма о беспошлинном ввозе золота и платины в слитках, покупаемого Центробанками стран-участниц. Раньше такой режим действовал в России и Беларуси, с 1 января 2010 г. к нему присоединился и Казахстан.
Также Казахстан и Беларусь с 1 января 2010 года перешли на расчет пошлины на сахар-сырец, исходя из среднемесячной цены на него на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже, как это делает Россия уже на протяжении нескольких лет.
Кроме того, с начала
года начинает действовать единый перечень
товаров, к которым применяются
запреты или ограничения на ввоз
или вывоз государствами-
При ввозе товаров
на таможенную территорию Таможенного
союза могут применяться
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством Таможенного союза;
ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
ввозимых в рамках международного сотрудничества государств-членов Таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также Соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.
В рамках тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, устанавливаются тарифные квоты - меры регулирования ввоза на единую таможенную территорию Таможенного союза отдельных видов товаров, предусматривающие применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.
Определение условий и механизмов применения тарифных квот осуществляют государства-члены Таможенного союза.
В рамках тарифного
регулирования в целях
В отношении товаров,
происходящих из развивающихся стран-
В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
В рамках таможенно-тарифного
регулирования Комиссия Таможенного
союза выполняет следующие
осуществляет ведение единой ТН ВЭД;
устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин (включая сезонные);
вводит тарифные квоты и устанавливает порядок их распределения;
определяет единую систему тарифных преференций, включая:
перечень развивающихся стран-пользователей единой системы преференций Таможенного союза;
перечень наименее
развитых стран-пользователей единой
системы преференций
перечень товаров,
происходящих из развивающихся стран
и наименее развитых стран, в отношении
которых при ввозе на единую таможенную
территорию Таможенного союза
устанавливает порядок применения тарифных льгот.
Гибкость механизма введения ЕТТ заключается, во-первых, в том, что все решения принимаются совместно, во-вторых, в том, что для сложных вопросов предусматриваются переходные периоды. Скажем, единый таможенный тариф будет иметь некоторое небольшое количество исключений для исполнения ранее принятых обязательств. Например, у России есть обязательство по подготовке Олимпиады в Сочи. У Казахстана есть обязательство по выполнению ряда крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
3.2 Анализ влияния
Единого таможенного тарифа на
динамику внешнеэкономической
Для России отмена таможенных пошлин и введение ЕТТ означает более надежную защиту от внешней конкуренции, а также возможность сбыта товаров в странах-партнерах, которые еще не в состоянии покрыть внутренний спрос на промышленную продукцию собственным производством. Как уже отмечалось, Единый таможенный тариф начал действовать с 1 января 2010 года. Изменения Российского тарифа характеризуются в основном уменьшением ставок ввозных пошлин. Понижение ставок затронуло более 10% общего импорта, повышение ставок таможенных пошлин касается 350 позиций (3% общего импорта). Значительные изменения коснулись технологического оборудования, устройств и механизмов, на которые ставки были обнулены. [32]
Для того чтобы оценить, как повлияли изменения ввозных пошлин России, в связи с введением Единого таможенного тарифа, обратим внимание на его динамику импорта. Для начала, рассмотрим внешнюю торговлю России со странами дальнего зарубежья.
Согласно статистическим
данным, в первом квартале 2010 года объем
импорта в Россию из стран дальнего
зарубежья в стоимостном
Таблица 4
Внешняя торговля России
в 2010 году. Страны дальнего зарубежья (млн.
долл.) Данные о торговле с Республикой
Беларусь предоставлены Федеральной
службой государственной
2009 | 2010 | 2010 в % к 2009г. | |||||
Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | Экспорт | Импорт | ||
Январь | 15339,0 | 7533,6 | 24054,9 | 8079,0 | 156,8 | 107,2 | |
Январь-февраль | 30957,7 | 18146,2 | 50878,1 | 19993,0 | 164,3 | 110,2 | |
Январь-март | 48210,8 | 29496,9 | 80028,7 | 34637,4 | 166,0 | 117,4 | |
Январь-апрель | 65416,9 | 40863,7 | 108537,1 | 49757,6 | 165,9 | 121,8 | |
Январь-май | 84312,0 | 51078,0 | 135290,6 | 65051,7 | 160,5 | 127,4 | |
Январь-июнь | 105049,2 | 62619,6 | 162234,6 | 80562,2 | 154,4 | 128,7 | |
Январь-июль | 127220,6 | 74791,5 | 189114,8 | 97357,0 | 148,7 | 130,2 | |
Январь-август | 149898,8 | 86476,5 | 215514,6 | 116747,0 | 143,8 | 135,0 | |
Январь-сентябрь | 174274,7 | 100027,6 | 244120,0 | 135674,9 | 140,1 | 135,6 | |
Январь-октябрь | 200214,0 | 114562,0 | 272654,2 | 155579,2 | 136,2 | 135,8 | |
Январь-ноябрь | 225969,6 | 129154,2 | 301565,8 | 175350,5 | 133,5 | 135,8 | |
Январь-декабрь | 254855,8 | 145530,2 | 336784,3 | 197355,9 | 132,1 | 135,6 | |