Анализ имеющихся подходов к пониманию права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:49, реферат

Краткое описание

Право как категория философии и теории, будучи наполненной реальным содержанием, выполняет инструментальную роль.
В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 75.85 Кб (Скачать файл)

      Или другой  пример: согласно отраслевым принципам  законности, выраженным в Гражданско-процессуальном  кодексе РФ.6

      Одним из  основополагающих принципов является  сочетание убеждения и принуждения.

      Следует,  однако, иметь в виду, что убеждение  и принуждение, равно как и  их сочетание, не являются специфически  юридическими явлениями. Убеждение  и принуждение – универсальные  методы функционирования любой  разновидности общественной власти, осуществления всякого социального  управления. Их использование свойственно  всем известным разновидностям  социальных регуляторов – обычаям,  нравственным, корпоративным, религиозным  и другим социальным нормам.

      Отличительная  особенность убеждения, принуждения  и их сочетания в праве состоит  в том, что они связаны с  регламентируемой правовыми нормами  деятельностью государства, правовыми  формами выполнения им своих  функций. 

      Трудно  согласиться с давно бытующим  мнением некоторых ученых, согласно  которому правовые нормы «охраняются  силою общественного убеждения  и мерами государственного принуждения». Приведенное утверждение основано  на предположении, будто в способах  охраны права существует некое  искусственное разграничение прерогатив:

убеждение – компетенция  лишь общественных организаций, принуждение  – только государства.7

      В действительности  меры убеждения, воспитания, организации,  как и меры принуждения, применяются  в целях охраны норм права  от нарушений и государственными  органами, и общественными организациями.  Однако различие в том, что в первом случае убеждение и принуждение выступают как принципы права, специфически юридические меры правового регулирования, а во втором – как общесоциальные, морально-этические, корпоративные и др. методы (способы, приемы) регулирования общественных отношений.

Для права современной  России, развивающейся в направлении  формирования цивилизованного гражданского общества и правового государства, характерны, с одной стороны, выдвижение на первый план убеждения, с другой – некоторого сужения сферы применения государственного принуждения. Однако это ни в коей мере не означает ни какой-либо недооценки или умаления значения принуждения в праве, ни какого-либо сокращения сферы правового  регулирования в целом.

Напротив, как показывает опыт последнего времени, круг общественных отношений (в частности, имущественных, финансово-налоговых, жилищных, семейных, экологических и др.), охватываемых регулирующим воздействием юридических  норм, возрастает.

      Тесно связанным с рассмотренным выше и столь же распространенным в праве является принцип сочетания стимулирования и ограничений.

      Этот принцип  ориентирует на парное использование  обеспечения действия права, достижение  целей правового регулирования  разносторонних юридических средств,  таких как, с одной стороны,  правомочия, дозволения, охраняемые  законом интересы, льготы и иные  виды поощрения и т.д., с другой  – запреты, приостановления, наказания  и другие виды юридической  ответственности и т.п. Данный  принцип пронизывает всю правовую  материю.8

      Наряду  с общими принципами права,  изучение которых относится, к  предмету теории государства  и права, существуют также межотраслевые  и отраслевые принципы, специально изучаемые отдельными юридическими дисциплинами.

      В качестве  примеров межотраслевого принципа  можно сослаться на принципы  гласности и состязательности (в  гражданско-процессуальном и уголовно-процессуальном  праве), неотвратимости юридической  ответственности за совершение  правонарушения (практически для  всех отраслей права) и другие.

      Примерами  отраслевых принципов могут служить  принципы равенства сторон и  свободы договора – в гражданском  праве, принцип субординации (соподчиненности)  – в административном праве,  принцип презумпции невиновности  – в уголовном праве и другие.9

     

     

     

1.3. Социальная  ценность и функции права

      Ценности  — это специфические социальные  определения объектов окружающего  мира, выявляющие их положительное  или отрицательное значение для  человека и общества.  Понять  социальную ценность права —  значит уяснить, раскрыть его  положительную роль для личности  и общества. Социальная ценность  права выражается в следующем.

      Во-первых, с помощью права обеспечивается  всеобщий устойчивый порядок  в общественных отношениях.

      Во-вторых, благодаря праву достигается  определенность, точность в самом  содержании общественных отношений.  Правовое регулирование способно  охватить социально полезные  формы правомерного поведения,  отделить его от произвола  и несвободы.

      В-третьих,  право обеспечивает возможность  нормальных активных действий  человека, ибо препятствует незаконным  вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

      В-четвертых,  право в цивилизованном обществе  обеспечивает оптимальное сочетание  свободы и справедливости, когда,  образно выражаясь, и волки  сыты, и овцы целы.

      В-пятых,  на правовой основе формируются  институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная  политическая система, демократическая  избирательная система, свободная  «четвертая власть» (средства  массовой информации) и правовое  государство. В России пока  нет ни гражданского общества, ни правового государства, следовательно,  и право во многом не может  проявить свои ценностные свойства.

      Сущность  и социальное значение права  проявляются в его функциях. Они  отражают основные направления  воздействия права на общественные  отношения и поведение людей,  позволяют дать обобщающую характеристику  «работы» юридических норм.10 Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

      Помимо  социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

      1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Регулятивно-статическая функция реализуется с помощью управомочивающих и запрещающих норм и возникающих на их основе правоотношений пассивного типа. В подобных ситуациях субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

      2. С помощью  регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

      3. Охранительная  функция выделяет право из  других систем социальной регуляции,  поскольку осуществляется органами  государства, принимающими индивидуальные  властные решения, исполнение  которых гарантировано государственным  принуждением. Охранительная функция  способствует выработке в праве  как регуляторе общественных  взаимосвязей ценных для личности  и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации,  четких процедур.

      Охранительная  функция реализуется путем применения  специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном  режиме регулятивных норм. Последнее  имеет место при нарушении  субъективных прав и обращении  для их защиты в компетентные  государственные органы (право притязания).

      4. Оценочная  функция позволяет праву выступать  в качестве критерия правомерности  или неправомерности чьих-либо  решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его, обладателю, а также, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

      Особую  роль в реализации оценочной  функции играют охранительные  и поощрительные нормы, в которых  в общем виде содержится отрицательная  или положительная оценка тех  или иных возможных действий.

     

     

     

 

Глава 2. Основные направления понимания сущности права

2.1. Субъекты права

      Субъектами  права являются индивиды или  организации, которые на основании  юридических норм могут быть  участниками правоотношений, т. е.  носителями субъективных прав  и обязанностей.11

      Правосубъектность есть предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов — правоспособности и дееспособности.

      Правоспособность  — это предусмотренная нормами  права способность (возможность)  лица иметь субъективные права  и юридические обязанности.

      Дееспособность  — предусмотренная нормами права  способность и юридическая возможность  лица своими действиями приобретать  права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е. способность (возможность) лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

      Разграничение  право- и дееспособности характерно  в основном для гражданского  права, поскольку правоспособность  гражданина возникает в момент  ею рождения, а дееспособность  — по достижении определенного  возраста. Каким же образом осуществляются  права и исполняются обязанности,  если участником правоотношения  выступает недееспособное лицо? В таких случаях недостающие  элементы правосубъектности выполняются другими лицами. В гражданском праве существует институт представительства. Представитель своими действиями реализует права и исполняет обязанности от имени недееспособного участника правоотношения. В других правовых отраслях право- и дееспособность не разделяются, подразумевается, что они появляются у гражданина одновременно и его правовое положение характеризуется единой праводееспособностыо или, говоря иначе, правосубъектностью.

      Круг лиц,  обладающих правосубъектностыо, определяется специализированными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту государственной регистрации заключения брака вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.12

      Субъектами  права могут быть индивиды (граждане  Российской Федерации, иностранные  граждане, лица без гражданства,  лица с двойным гражданством), организации и социальные общности.13

      Граждане — самые многочисленные субъекты права, они вступают в различные правоотношения: гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые, процессуальные и другие. От социальной и правовой активности гражданина зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе, его успех в жизни.

Правовое положение граждан  России в целом характеризуется  наличием у них правового статуса, который включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ. Правовой статус российских граждан в полной мере соответствует стандартам прав человека, закрепленных в актах международного права. В силу ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно ст. 18 они являются непосредственно действующими. Права и свободы определяют смысл, содержание и порядок применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

      Конституция РФ закрепляет и гарантирует равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободу передвижения, выбора мест пребывания и жительства, свободу совести, мысли и слова, собраний, митингов и демонстраций, право на объединение, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательской деятельности, защиту права частной собственности, в том числе на землю. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, имеет гарантии социального обеспечения, право на жилище, на охрану здоровья, на образование, на свободу творчества, на судебную защиту прав и свобод. Конституция Росси устанавливает обязанности: платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество, нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

Информация о работе Анализ имеющихся подходов к пониманию права