Интуитивное
право выступает регулятором
поведения человека и потому
рассматривается как реальное, действительное
право. К достоинствам данной
теории можно отнести то, что
она обращает внимание на одну
из важнейших сторон правовой
системы - психологическую. А недостатком,
на мой взгляд, является - односторонний
характер, отрыв от субъективной
реальности, невозможность в ее
рамках структурировать право.
А главное в ее рамках невозможно
отличать право от других социально-регулятивных
явлений.
4) Социологическая
теория
Социологическая
теория права, как одно из
направлений буржуазной науки,
внешне противоположное абстрактно-нормативному
и выступающее с его критикой, сложилось
в первой трети 20го века первоначально
в Европе. Но в последствии получило большое
распространение в США. Представителями
этой теории являются Дж. Дьюи, Р. Паунд,
Д. Фрэнк, Левеллин. Данная теория дает
следующее собирательное определение
праву: административные акты, судебные
решения и приговоры, обычаи, правосознание
судей и иных должностных лиц, правоотношения,
а также юридические нормы, значение которых
среди названных правовых средств воздействия
на поведение людей принижается. Способностью
творить право наделяются судьи: право
состоит из норм, которые устанавливает
суд и определяя права и обязанности сторон.21 Такое понимание права отдает
приоритетное значение, в регулировании
отношений в обществе, судьям и при этом
оговаривается, что таким образом право
приближается к реальной жизни, юридической
практике. Но существует при таком понимании
права возможность теоретического обоснования
и оправдания административного и судебного
произвола.
Каждая
и названных теорий имеет свои
преимущества и недостатки, их
появление и развитие обусловлены
естественным развитием человеческого
общества и свидетельствуют о необходимости
и социальной ценности права в жизни людей.
2.3. Два современных
подхода к
пониманию сущности
права
При всей
очевидности функций и роли
права в обществе его сущность,
природа и содержание продолжают
оставаться предметом дискуссий.
В настоящее время обсуждаются
в основном два подхода к
пониманию сущности права: традиционный,
или «запретительный», и либеральный,
опирающийся на идею «естественных»,
неотчуждаемых прав и свобод
личности.
Традиционный
подход фактически отождествляет
право с законом. Право представляется
системой общеобязательных норм
(правил) поведения людей, устанавливаемых
и поддерживаемых государством.
В принципе это «нормальная»,
так сказать, житейская трактовка
права, когда оно воспринимается
как некий свод запретов и
карательных санкций за их
нарушение. Суть такого понимания
права можно выразить принципом:
«запрещено все то, что не разрешено».22
Совсем иной
подход к пониманию сущности права выражает
концепция, условно названная нами либеральной,
которая возникла во второй половине XVIII
в. в рамках просветительской философии
и связана с именами Дж. Локка, Ш. Монтескье,
Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Ч. Беккариа и др. Она
исходит из убеждения, что в праве первичны
не запреты и репрессии, не ограничения
поведения человека, а наоборот, — его
права и свободы. Термину «право» было
как бы возвращено его подлинное содержание,
отражающее социальную природу права:
это, прежде всего, именно право человека
на жизнь, собственность, безопасность,
свободу совести, слова, перемещения и
пр. Иными словами, основой права, его первоначалом,
первоэлементом признаются естественные
права и свободы человека, которые должны
соблюдаться категорически, независимо
от любых, пусть даже самых целесообразных
требований момента. Никакой государственный
запрет и вообще никакое требование к
индивиду не должны покушаться на его
неотъемлемые права и свободы.
Историческую
подоплеку такого категорического
требования понять нетрудно: буржуазно-просветительская
мысль вела отчаянную борьбу
с усиливавшимся деспотизмом
феодально-абсолютистских государств,
в которых право, по сути
дела, являлось возведенной в
закон волей правителя, государя.
Естественно, что в этих условиях
процветали произвол и деспотизм.
Если их что и сдерживало, так
это чисто физические границы
производительных способностей
подданных и пределы мощи репрессивного
государственного аппарата. Допросветительская
правовая мысль также пыталась найти какие-то
ограничения тенденции сползания государств
к деспотизму, однако особых успехов не
достигла. Самым распространенным средством
борьбы с этим социальным злом был призыв
к разуму правителя, монарха, которому,
дескать, много выгоднее заботиться о
своих подданных, как доброму отцу о своих
многочисленных детях, ведь тогда и самому
государю будет обеспечена спокойная
жизнь.
Мыслители
XVIII в. решительно отбрасывают
эти наивно-патерналистские взгляды,
но задача остается прежней:
найти нормативные ограничения
деспотической власти государства,
его огромной принудительной
силы. Стремительно развивающийся
капитализм утверждает новые
формы поведения людей и соответственно
иной тип личности
Принципиальное
методологическое различие традиционной
и либерально-просветительской концепций
сущности права заключено в
самом исходном пункте их построения.
В первом случае конечной целью
функционирования права считается поддержание
общего правопорядка, сохранение устойчивости,
стабильности, нерушимости правоотношений
в государстве. Права индивида производны
от этого общего правопорядка. В либерально-просветительской
же трактовке во главу угла ставятся права
и свободы отдельной личности. Считается,
что только на основе их категорического
соблюдения возможен общий правопорядок,
правовое состояние общества в целом.
В современных
условиях бесспорно превалирующей
является либерально-просветительская
трактовка сущности права, оказавшаяся
достаточно плодотворной. Именно
в этой философской традиции
появилось понятие правового
государства; именно в ней удалось
четко выделить основные правообразующие
признаки, то есть показать, чем
собственно право отличается
от бесправия.
Глава 3. Концепции
современных подходов к пониманию
права
3.1. Нормативный
подход к праву как средству
поддержания законности и стабильности
Нормативное
понимание права самое пригодное
для отражения его инструментальной
роли. Определение права как совокупности
охраняемых государством норм
позволяет гражданам и другим
исполнителям правовых предписаний
знакомиться с содержанием последних
по тексту нормативных актов
и соответственно сознательно
избирать вариант своего поведения.
Уже по одной этой причине
нельзя отвергать данный подход.
Нельзя связывать его с одними
именами (например, именем Вышинского),
забывая о других, или с одним
временем (например, временем культа
личности), не принимая во внимание
позитивную роль нормативистских воззрений
и нормативистской практики.
В наибольшей
степени нормативистская теория права
разработана Г. Кельзеном. У него право
поставлено в такую связь с государством,
что последнее само рассматривается как
персонифицированный правопорядок. Право
в названной теории представляет собой
иерархическую (ступенчатую) систему норм,
представляемую в виде лестницы (пирамиды),
где каждая верхняя ступенька обусловливает
нижнюю, а нижняя вытекает из верхней,
ей подчиняется.23
И если
верхней ступенькой являются
конституционные нормы, а далее
соответственно идут нормы обыкновенного
закона, нормы правительственного
акта, нормы инструкций министерств
и ведомств, вплоть до индивидуальных
актов, то принцип соответствия
одной нормы другой как раз
и означает утверждение строгого
режима законности.
Большинство
государств вынуждено признать
необходимость соотносить свое
законодательство и юридическую
практику с актами о правах,
международными соглашениями.
Правом
признается государственная воля,
выраженная в обязательном нормативном
акте, обеспеченном принудительной
силой государства.
Чистый
практик нормативного толка в
решении конкретного дела не
задумывается о классовой окраске
государственной воли. Это может
быть воля всего народа или
отдельной его части, воля большинства
или меньшинства, прогрессивных
или консервативных слоев общества.
Государственную волю могут сформировать
и единственно интересы правящей
элиты, расходящиеся с интересами
страны и даже государства
в целом.
Во взгляде
на действительность и решение
дела через юридические очки,
через призму принятых государством
нормативных актов – содержание
нормативного подхода к праву (одновременно
положительное и отрицательное).
1. Нормативный
подход больше, чем какой-либо
другой, подчеркивает определяющее
свойство права – его нормативность.
Иметь в виде руководства общее
правило – это благо, особенно
если оно всеобщее и устойчивое.
2. Нормативность
в данном подходе органически
связана с формальной определенностью
права, что существенно облегчает
возможность руководствоваться
правовыми требованиями.
3. Фиксированность
средств государственного принуждения
в случаях нарушения права.
4. Противостояние
режиму произвола и беззаконию.
5. Косвенная
ориентация на необходимость
возведения в закон надлежащей
(справедливой, моральной, прогрессивной
и т.п.) воли.
6. Ориентация
на подзаконное нормативное регулирование
общественных отношений в ходе
юридической практики.
7. Признание
широких возможностей государства
влиять на общественное развитие.
Последний
пункт в качестве положительного
обстоятельства не бесспорен.
И если приводить его здесь,
то надо иметь в виду то
государство, которое выражает
интересы общества, служит им, ориентируясь
на такие ценности, как справедливость,
свобода, гуманность. Нормативное
понимание права хорошо служит
в те исторические периоды,
которые отличаются стабильностью.
Оно не вызывает нареканий
с точки зрения практики, если
законодательство обновилось, если
при этом соблюдены все демократические
процедуры, если в нормах отразились
передовые настроения широких
масс.
Отрицательное
в нормативном подходе проявляется в игнорировании
содержательной стороны права: положения
и степени свободы адресатов правовых
норм, субъективных прав личности, моральности
юридических норм, соответствия их объективным
потребностям общественного развития.
Сам по себе нормативный подход к праву
был бы неплох. Уязвимым его делает, как
это ни парадоксально, государство. В силу
разных причин в определенных обстоятельствах
оно удовлетворяется устаревшими нормами
или, хуже того, издает акты, идущие вразрез
с жизнью, принимает нормы, работающие
на консервативные силы.
3.2. Социологический
подход к праву как средство
обеспечения динамизма общественной
жизни
Социологический
подход концептуально сформировался
во второй половине XIX в., в рамках
школы «свободного права». Нормы права,
рассчитанные на свободную конкуренцию,
в новых условиях развития капитализма
перестали удовлетворять потребности
общественного развития. Суды вынуждены
были так интерпретировать законы, что
под видом толкования фактически устанавливались
новые нормы. Идеологи нового правового
мышления призвали к открытому и свободному
судейскому правотворчеству. Недоверие
к закону и законности – вот суть реалистического
подхода к праву.
На почве
критики старых законов после
Октябрьской революции социологический
подход пропагандировался и в
марксистской теории права (например,
взгляды П.И. Стучки).24 Утверждались совершенно новые
общественные связи, и их спешили объявить
правовыми, самим правом. Но поскольку
в то же время издавались декреты советской
власти и ставить их под сомнение в качестве
права марксистские политические деятели
не могли, то правом объявлялись одновременно
и новые законы, и новые отношения.
В последние
десятилетия получил распространение
взгляд на право как на деятельность
физических должностных и юридических
лиц, реализующих в той или иной форме
свои правомочия. В большей степени этому
способствовала компрометация лицемерного
юридического позитивизма сталинской
эпохи, когда писаное право (законодательство)
для многих оставалось на бумаге, а нарушения
конституционных норм являлись едва ли
не нормой жизнедеятельности отдельных
ведомств и многих ответственных работников.
Однако следует различать, как представляется,
консервативную и прогрессивную ветви
социологического подхода к праву.
Как бы
то ни было, для правореализующей
практики, для правоприменителей рассматриваемый
подход к праву менее предпочтителен,
поскольку он, скорее, дестабилизирует
правовой порядок, а не укрепляет его.
Он вносит неопределенность и сумятицу
в отношения субъектов правового общения.
Каковы причины этого? Каковы отрицательные
стороны правового реализма? Назовем три
основные:
– отсутствие
прочной юридической основы предпринимаемых
действий и уверенности в конечных
их результатах;
– решение
юридических дел в пользу экономически
и политически сильного, в ущерб
слабым, малообеспеченным, не стоящим
у кормила политической власти;
– опасность
некомпетентного решения и откровенного
произвола со стороны нечистоплотных
должностных лиц.
В условиях
нашей действительности, когда работники
правоохранительных органов не
прочь удовлетворить свои интересы
в обход и вопреки закону, трудно
даже вообразить, что было бы,
если бы они вообще не были
связаны никакими законами. У
нас очень мало материальных,
политических, юридических (процессуальных,
в частности) и моральных (общекультурных)
гарантий против произвола судей,
прокуроров и администрации. В
отношении всех должностных лиц,
милиции самый лучший принцип,
какой можно предложить, это, как
уже отмечалось, «дозволено только
то, что прямо разрешено законом».
Социологический подход к праву
очень хорош для исследователя
и для законодателя. Чтобы познать
право, издать полезный и эффективный
закон, надо изучать законодательство
в действии. Социально реализованное бытие
писаных норм – источник их постоянного
совершенствования. Жизнь права – источник
выявления пробелов в законодательном
регулировании общественных отношений.
Сами общественные отношения выступают
в разных ипостасях: они и предпосылка
(источник) права, и форма его реализации
(жизни), и критерий справедливости, ценности,
эффективности правовых норм. Рассмотрение
их непосредственно в качестве права обедняет
теорию и дезориентирует практику.