Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа
Целью работы является комплексное научное исследование вопросов теории и практики досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации и разработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности.
Для достижения названной цели решены следующие задачи:
1. сформулировать определение понятия и функции досрочных трудовых пенсий по старости;
2. выявить условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда;
3. исследовать и выявить особенности определения размеров досрочных трудовых пенсий по старости, их назначения, перерасчета и корректировки.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА I Понятие досрочных трудовых пенсий по старости
по условиям труда, их функции и виды………………………………...6
1.1 Понятие досрочных трудовых пенсий по старости
по условиям труда, их функции и виды………………………………...6
1.2 Классификация досрочных трудовых пенсий
по старости по условиям труда………………………………………….13
ГЛАВА II Правовое регулирование досрочного
пенсионного обеспечения по условиям труда………………………….14
2.1 Условия назначения досрочных трудовых пенсий
по старости ……………………………………………………………….14
2.2 Определение размера пенсии………………………………………..34
2.3 Назначение и выплата пенсии………………………………….…….43
2.4 Перерасчет и индексация пенсии …………………………………...53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………
Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве, от их общественно полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах.
Политическая функция позволяет государству через систему пенсионного обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. (Социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в которых говорится о достойном уровне жизни граждан.) Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения, и главным образом посредством части ее системы — пенсионного обеспечения.
Так, лица, работающие в особых условиях труда, подвергаются негативному воздействию различного рода факторов, вследствие чего, в организме происходят в большинстве случаев необратимые процессы, влияющие на здоровье человека, и в результате человек в значительной степени утрачивает способность к труду. Наличие предпенсионного возраста не позволяет лицу найти другую работу с достойной заработной платой, а здоровье не позволяет дальнейшее осуществление деятельности в особых условиях труда. Однако размер досрочной трудовой пенсии по старости свидетельствует о недостаточной эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, следующая — это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статуса граждан.9
От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.
Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы, в частности на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание.
Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов.
Отсутствие эффективной системы досрочного пенсионного обеспечения, влечет за собой существенное уровня средней продолжительности жизни в стране.
Социальная (социально-реабилитационная) функция пенсионного обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, лицам предпенсионного возраста трудно устроиться на работу в силу имеющихся у них ограничений. Следовательно, государство обязано создать такие всевозможные условия для того, чтобы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.
Наряду с указанными выше функциями социального обеспечения в литературе выделяют другие функции. Защитная функция проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам. Общество ставит задачу защитить их в трудной жизненной ситуации, оказать помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т.д.).
Также выделяется духовно-идеологическая функция пенсионного обеспечения. В ее состав входят идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции. На наш взгляд, моральную подфункцию духовно-идеологической функции следует рассматривать в виде самостоятельной морально-этической функции социального обеспечения. Ведь в основу существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала. Они по своей сути входят в содержание принципов, которые пронизывают отношения по пенсионному обеспечению. Пенсионное обеспечение как внешнее выражение должной деятельности социального государства осуществляет на практике его нравственное начало, воплощает его принципы. Это и дает нам основание определить возможность существования и выделения такой функции социального обеспечения.
На примере
функций пенсионного
1.2. Классификация досрочных трудовых пенсий по старости по условиям труда.
Досрочные трудовые пенсии по старости в связи с особыми условиями труда подразделяются на несколько категории. Основания классификации:
- по характеру работы,
- по субъектам.
По характеру работы можно выделить пенсии, назначаемые за работу:
По субъектам можно выделить пенсии, назначаемые:
ГЛАВА II Правовое регулирование досрочного пенсионного обеспечения по условиям труда
2.1. Условия назначения досрочных трудовых пенсии.
Условия (юридические факты), наличием которых законодатель обусловил возникновение права у застрахованного лица или нетрудоспособного члена его семьи на трудовую пенсию, классифицируются на общие (относящиеся ко всем видам трудовой пенсии) и специальные (применяемые только для определенного вида трудовой пенсии)11.
Общие условия возникновения права на трудовую пенсию установлены ст. 3 и п. 3 ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации»12.
К ним относятся:
1) наличие
российского гражданства (
2) постоянное проживание на территории РФ (данное условие необходимо для возникновения права на трудовую пенсию у лиц, которые не имеют российского гражданства);
3) наличие
статуса застрахованного в
4) наличие
средств, учтенных в
Специальные условия возникновения права на досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда установлены ст. 27 Закона.
Статья 27 устанавливает три специальных условия, при выполнении которых застрахованному лицу назначается трудовая пенсия по старости.
Для назначения трудовой пенсии по старости, помимо соблюдения общих условий, необходимо одновременное выполнение трех специальных условий: 1) достижение определенного возраста; 2) наличие определенной продолжительности страхового стажа; 3) наличие определенной продолжительности стажа на работах с особыми условиями труда.
Пункт 1 ст. 27 устанавливает возраст, при достижении которого может возникнуть право на трудовую пенсию по старости. Само по себе достижение пенсионного возраста еще не означает возникновения права на досрочную трудовую пенсию по старости. Для этого необходимо соблюдение всей совокупности общих и специальных условий. Но именно данное условие определило название вида пенсии, оно является наиболее характерным для трудовой пенсии по старости в ряду других необходимых условий.13
В соответствии со ст. 7 Закона трудовая пенсия по старости может быть назначена мужчинам по достижении возраста 60 лет, а женщинам по достижении возраста 55 лет. Этот возраст называется — "общеустановленный пенсионный возраст". Для категорий застрахованных лиц, предусмотренных в ст. 27 Закона, установлен пониженный пенсионный возраст для возникновения права на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.
В том случае, если застрахованное лицо хочет выйти на трудовую пенсию по старости ранее достижения установленного пенсионного возраста либо вообще независимо от возраста, то для этого необходимо располагать определенной продолжительностью страхового стажа, а также иметь установленную продолжительность стажа на определенных видах работ.
Так, например, пп.11, 12 п.1 ст.27 Закона установлено, что досрочная трудовая пенсия назначается независимо от возраста лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет; мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Таким образом, единственным условием для назначения досрочной пенсии по данным основаниям является наличие стажа на определенных работах.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.14
Для возникновения
права на трудовую пенсию по старости
наличия статуса
Страховой стаж требуется для возникновения права на трудовую пенсию по старости, кроме пп.4, 11, 12 п.1 ст. 27 Закона. Возникновение права на досрочную трудовую пенсию по данным подпунктам связано с наличием возраста и только стажа на определенных работах.
Продолжительность требуемого страхового стажа колеблется от 15 до 25 лет.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.15
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"16.
К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа - постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.
Под иной деятельностью
понимают выполнение работ или оказание
услуг по гражданско-правовым договорам,
создание произведений по авторским
договорам, занятие индивидуальной
предпринимательской
Вторым необходимым условием для включения названных периодов в страховой стаж является уплата страховых взносов в бюджет ПФР. При неуплате взносов они засчитываться в страховой стаж не будут.
Периоды работы и (или) иной деятельности за пределами России подлежат зачету в страховой стаж в двух случаях:
- если
это предусмотрено
- если уплачивались страховые взносы в ПФР в добровольном порядке.
Порядок и сроки уплаты в ПФР добровольных страховых взносов регулируются ст. 28 - 29 Закона об обязательном пенсионном страховании.
С 1 января 2002 г. уплачивать взносы в добровольном порядке могут не только граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории России, но и любые физические лица за других физических лиц.
Информация о работе Досрочные трудовые пенсии по старости по условиям труда