Досрочные трудовые пенсии по старости по условиям труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является комплексное научное исследование вопросов теории и практики досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации и разработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности.
Для достижения названной цели решены следующие задачи:
1. сформулировать определение понятия и функции досрочных трудовых пенсий по старости;
2. выявить условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда;
3. исследовать и выявить особенности определения размеров досрочных трудовых пенсий по старости, их назначения, перерасчета и корректировки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА I Понятие досрочных трудовых пенсий по старости
по условиям труда, их функции и виды………………………………...6
1.1 Понятие досрочных трудовых пенсий по старости
по условиям труда, их функции и виды………………………………...6
1.2 Классификация досрочных трудовых пенсий
по старости по условиям труда………………………………………….13

ГЛАВА II Правовое регулирование досрочного
пенсионного обеспечения по условиям труда………………………….14
2.1 Условия назначения досрочных трудовых пенсий
по старости ……………………………………………………………….14
2.2 Определение размера пенсии………………………………………..34
2.3 Назначение и выплата пенсии………………………………….…….43
2.4 Перерасчет и индексация пенсии …………………………………...53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом В.Ш. Трудовые пенсии.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Учитывая, что  основанием для перерасчета в  соответствии с п. 3 ст. 17 Закона о  трудовых пенсиях является сумма  расчетного пенсионного капитала, территориальными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, решения о перерасчете  трудовой пенсии принимаются после подтверждения поступления страховых взносов органами федерального казначейства Минфина России. При этом при перерасчете страховой части трудовой пенсии наряду с поступившими страховыми взносами за 2002-2006 гг. во внимание могут быть приняты подтвержденные в установленном порядке страховые взносы текущего года, уплаченные до даты обращения за перерасчетом.57

Перерасчет  производится со сроков, предусмотренных  п. 1 ст. 20 Закона о трудовых пенсиях, а именно с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете трудовой пенсии.

Бывает так, что с целью повышения в  будущем суммы пенсии пенсионер  отказывается от получения установленной  ему СЧ части трудовой пенсии по старости (полностью или в части). В таком случае он должен не получать СЧ не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения СЧ трудовой пенсии или со дня предыдущего перерасчета размера этой части указанной пенсии. Не полученные пенсионером за указанный период суммы СЧ трудовой пенсии по старости зачисляются на его индивидуальный лицевой счет. Перерасчет размера СЧ трудовой пенсии по старости согласно заявлению пенсионера производится по вышеприведенной формуле. Однако следует отметить, что в настоящее время данная норма является «мертвой», то есть на практике не применяется, так как отсутствует технология, позволяющая воплотить данную норму.

Лицам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, которые  предусмотрены статьей 10 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001, после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения указанной части указанной пенсии, либо со дня последнего перерасчета ее размера, произведенного в соответствии с настоящим пунктом.

Перерасчет  размера накопительной части  трудовой пенсии производится по формуле:

НЧ = НЧп + ПНп / Т, где

НЧ - размер накопительной  части трудовой пенсии;

НЧп - установленный  размер накопительной части трудовой пенсии по состоянию на день, непосредственно  предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПНп - сумма дополнительных пенсионных накоплений, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации и учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения накопительной части трудовой пенсии, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии, произведенного в соответствии с настоящим пунктом;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты  трудовой пенсии по старости, определяемого  по состоянию на день, с которого производится указанный перерасчет.

Перерасчет размера трудовой пенсии всегда носит субъективный характер и зависит исключительно от тех изменений, которые происходят в жизни конкретного пенсионера. Поэтому  и сроки перерасчета (пп.1, 3,5 ст.20 Закона от 17.12.2001) определяются в зависимости от даты обращения пенсионера за перерасчетом размера своей пенсии либо от даты наступления соответствующих обстоятельств, непосредственным образом его касающихся. Принципиально важно отметить, что перерасчет страховой части трудовой пенсии во всех случаях возможен только в соответствии с волеизъявлением пенсионера.58

Закон о трудовых пенсиях предусматривает также  индексацию всех трудовых пенсий. Индексация означает приспособление пенсионных выплат к изменяющимся условиям жизни общества. Она осуществляется разными способами: с учетом роста индекса оплаты труда и с учетом индекса роста цен на потребительские товары и услуги. Иными словами, индексация – это один из способов повышения уровня трудовых пенсий, специфическая разновидность перерасчета размера трудовой пенсии.59

Что отличает индексацию от других видов перерасчета размера пенсии?

Во-первых, индексация всегда носит централизованный характер, то есть проводится "в силу закона", не требует наступления каких-либо обстоятельств индивидуального характера и не обусловливается наличием волеизъявления пенсионера.

Во-вторых, индексация всегда носит общий и равноправный характер, то есть проводится в отношении всех без исключения получателей трудовых пенсий на абсолютно равных основаниях.

В-третьих, осуществление индексации не влечет за собой определения размера трудовой пенсии, как это в той или иной части имеет место при осуществлении обычного перерасчета или корректировки размера пенсии. При индексации установленный размер пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация, умножается (индексируется) на определенную величину (индекс), утверждаемую Правительством РФ в виде дробного числа.60

Различные части  трудовой пенсии (базовая, страховая, накопительная) индексируются по разным основаниям.

 Размер базовой части трудовой пенсии индексируются с учетом темпов предполагаемого роста инфляции, но в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год. Так, с 01.02.2002 коэффициент индексации БЧ трудовой пенсии установлен в размере 1,065, с 01.08.2002 – 1,09, с 01.02.2003 – 1,06, с 01.08.2003 – 1,08, с 01.04.2004 – 1,0384268, с 01.08.2004 – 1,0628, с 01.03.2005 – на 240 руб., с 01.08.2005 – 1,06, с 01.04.2006 – 1,085, с 01.08.2006 – 1,062.

Размеры БЧ всех видов трудовых пенсий наряду с индексацией  в целях поэтапного приближения  к величине прожиточного минимума пенсионера могут устанавливаться  отдельными федеральными законами одновременно с  принятием федерального закона и  федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Размер страховой  части трудовой пенсии индексируется  в следующем порядке:

1) при росте  цен за каждый календарный  квартал не менее чем на 6 процентов  - один раз в три месяца с  1-го числа месяца, следующего  за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;

2) при меньшем  уровне роста цен, но не менее  чем на 6 процентов за каждое  полугодие - один раз в шесть  месяцев, то есть с 1 августа  и 1 февраля, если в течение  соответствующего полугодия не производилась индексация в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;

3) в случае  роста цен за соответствующее  полугодие менее чем на 6 процентов  - один раз в год с 1 февраля,  если в течение года не производилась  индексация по кварталам и  полугодиям.

Коэффициент индексации размера СЧ трудовой части определяется Правительством РФ исходя из уровня роста  цен за соответствующий период и  не может превышать коэффициента индексации размера БЧ трудовой пенсии за тот же период.

Если годовой  индекс роста среднемесячной зарплаты в стране превысит суммарный коэффициент индексации страховой части пенсии в этом же году, то с 1 апреля следующего года производится дополнительное увеличение (с учетом роста доходов ПФР).

Индексация  базовой и страховой частей трудовых пенсий проводится на основе данных Госкомстата России о темпах роста инфляции и об уровне роста цен за предыдущий квартал, представляемых в ПФР, ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (распоряжение Правительства РФ от 22.04.02 N 543-р).

Размер НЧ трудовой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 июля года, следующего за годом, на который  приходится её назначение или перерасчет, с учетом доходов от инвестирования средств  пенсионных накоплений и  изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии про старости.

Корректировка размера трудовой пенсии по старости, по существу, тоже означает перерасчет размера страховой части трудовой пенсии, однако имеет свои специфические  особенности, повлекшие необходимость  ее видового обособления.

Корректировка не требует какого-либо согласия со стороны пенсионера, а производится по инициативе пенсионного органа в  случае выявления им расхождений  между сведениями об уплаченной за конкретное застрахованное лицо сумме  страховых взносов, которые были представлены работодателем в пенсионный орган и на основании которых был определен размер страховой части трудовой пенсии, и данными индивидуального (персонифицированного) учета о фактической сумме этих взносов, поступивших в ПФР.

Почему законодатель предусмотрел данную новеллу в пенсионном праве? Проблема состоит в том, что «разноска» сведений о суммах поступивших страховых взносов по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц (то есть формирование их расчетного пенсионного капитала) может производиться  только по окончании календарного года на основании представленных страхователем в территориальные органы ПФР сведений индивидуального (персонифицированного) учета и имеющихся в их распоряжении данных о суммах начисленных страховых взносов и суммах поступивших за календарный год страховых взносов, подтвержденных данными органов федерального казначейства Минфина России. Все это может иметь место не ранее 1 июля следующего года.61

Выявление расхождений  между сведениями работодателя и  данными индивидуального (персонифицированного) учета  влечет за собой необходимость уточнение величины расчетного пенсионного капитала, что в свою очередь является основанием для корректировки размера только одной из частей трудовой пенсии, а именно страховой части пенсии.

Корректировка в отличие от обычного перерасчета  никак не зависит от желания или  поведения пенсионера, то есть всегда носит объективный характер. Соответственно этому и срок осуществления корректировки  определяются не индивидуально, а централизовано для всех пенсионеров с 1 июля года, следующего за годом, на который приходилось назначение или перерасчет размера страховой части трудовой пенсии.

Кроме того, корректировка  во всех случаях производится путем  определения размера страховой  части трудовой пенсии заново по формулам, предусмотренным п.5 ст.14 Закона №173-ФЗ.

 

 Заключение.

При изучении вопросов правового  регулирования досрочных трудовых пенсий по старости по условиям труда я пришла к выводу, что несмотря на то, что новое пенсионное законодательство принято сравнительно недавно, оно уже обросло подзаконными актами. Основной причиной этого является низкое качество подготовки принимаемых законов, содержащих неточности и ошибки. Очевидным является факт, что все реальные жизненные ситуации невозможно описать в едином универсальном законе. Поэтому должны приниматься иные законы, а по некоторым вопросам – подзаконные акты. В тоже время нельзя признать нормальным, когда пробелы и неточности законов восполняются ведомственным подзаконными актами. Огромное количество документов, которыми в течение многих лет обрастала существующая ранее пенсионная система, необходимо привести в соответствие с вновь принятыми законами. Многие законы, связанные между собой, принимаются с очевидным опозданиями. Таким образом, считаю необходимым принять кодифицированный акт по вопросам пенсионного обеспечения, обязательный для применения всеми органами государственной власти.

 Для урегулирования имеющихся пробелов и проблем в данной отрасли необходимо провести следующие мероприятия:

  1. В связи с большим объемом Списков необходимо пересмотреть Списки №1 и 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в сторону их максимального сокращения. Оставить только те должности  профессии, на которых вредный фактор нельзя исключить по объективным причинам  (например, на работе под землей). При этом нужно установить более высокий процент отчисления страховых платежей в ПФР, так как вредные факторы должны компенсироваться увеличение заработной платы и, соответственно, пенсии. 
  2. Наделить территориальные органы ПФР функциями по отождествлению характера работы работника (в каждом конкретном случае) характеру работы, предусмотренной Списками, при незначительном расхождении в наименованиях.  В дальнейшем по наиболее часто встречающимся профессиям производить законодательное урегулирование по представлению пенсионных органов.
  3. Не соответствующей принципам социальной справедливости считаю норму, ограничивающую выплату базовой части трудовой пенсии по старости в увеличенном размере лицам, имеющим на своем иждивении более трех нетрудоспособных членов семьи. В данном случае не соблюден принцип соразмерности суммы увеличения базовой части и количества иждивенцев, так как при наличии этой нормы лица, имеющие 4 и более нетрудоспособных иждивенцев, находятся в неравном положении по сравнению с другими пенсионерами. Поэтому увеличение базовой части трудовой пенсии, при наличии на иждивении у обратившегося за назначением пенсии нетрудоспособных членов семьи, следует производить за каждого нетрудоспособного иждивенца независимо от их количества.
  4. Норма, вводящая ограничения соотношения среднемесячного заработка пенсионера, учтенного по данным индивидуального (персонифицированного) учета за 2000-2001 года, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, величиной равной 1,2, является дискриминационной. В пользу этого свидетельствует тот факт, что в указанный период страховые взносы, уплаченные с заработной платы застрахованного лица, зафиксированы на его индивидуальном лицевом счете и очевидно, их ограничивать не следует.
  5. Перерасчет размера страховой части трудовых пенсий по старости в соответствии с ч.3 ст. 17 Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ необходимо производить автономно в массовом порядке по прошествии календарного года без заявлений получателей этих пенсий и исходя из сумм страховых взносов уплаченных работодателем, так как для его проведения необходимым является только наличие сведений индивидуального (персонифицированного) учета, то есть сумм страховых взносов уплаченных в Пенсионный фонд РФ.

Информация о работе Досрочные трудовые пенсии по старости по условиям труда