Институт федерализма: политико-правовые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:23, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Изучение и анализ проблем федерализма в России представляет собой важнейшее направление как политической, так и юридической наук, связанных с решением комплекса крупных по своему масштабу задач укрепления конституционного строя.

Вложенные файлы: 1 файл

институт федер-ма.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)


3

 

На правах рукописи

 

 

 

ГАЙДУК Вадим Витальевич

 

 

 

 

ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛИЗМА:

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

 

 

Специальность 23.00.02 – политические институты и процессы,

этнополитическая конфликтология,

национальные и политические процессы и технологии

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2008

Диссертационная работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

 

 

Научный консультант -                             БОЛТЕНКОВА Любовь Федоровна,

доктор юридических наук, профессор.

 

Официальные оппоненты:               СТОЛЯРОВ Михаил Венедиктович,

доктор политических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Татарстана;

 

КЕРИМОВ Александр Джангирович,

доктор юридических наук, профессор;

 

ХАЛИПОВ Вячеслав Филиппович,

доктор философских наук, профессор,

заслуженный деятель науки России.

 

 

Ведущая организация -                        Российский университет дружбы

народов, кафедра политических наук

 

Защита состоится 26 июня 2008 г., в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.14 по политическим наукам в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г. Москва, пр. Вернадского, д. 84, 1 уч. корпус, ауд. 3340.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Автореферат диссертации размещен на сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (http://vak.ed.gov.ru) 26 марта 2008 г. и на Интернет-сайте ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (http://www.rags.ru) 26 мая 2008 г.

 

Автореферат разослан  26 мая 2008 г.

 

Ученый секретарь

диссертационного Совета                                                         С.А. Пистрякова


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. Изучение и анализ проблем федерализма в России представляет собой важнейшее направление как политической, так и юридической наук, связанных с решением комплекса крупных по своему масштабу задач укрепления конституционного строя.

В настоящее время с учетом специфики изучения новейшей российской истории и противоречивости политико-правовых процессов на постсоветском пространстве продолжает оставаться недостаточно разработанным институт федерализма. Это, во многом, связано с тем, что процесс совершенствования федеративных отношений и формирования соответствующего законодательства, адекватного целям и задачам современного общества, носит незавершенный характер. Идеи федерализма все в большей степени осознаются и воспринимаются гражданами как ведущий фактор строительства демократических правовых государств, как необходимое условие дальнейшего развития системы прав и свобод человека и гражданина, укрепления институциональных структур правового демократического государства и гражданского общества.

              Теория федерализма относится к группе универсальных государственно-правовых теорий, развивающих и обогащающих практику государственного строительства будь то в России, или в любом другом государстве – федеративном, претендующем быть таковым, и даже унитарном. Именно в силу универсальности, многогранности теория федерализма находит себе возможность воплощения в разных государствах, причем, одновременно, параллельно. Разумеется, реальное воплощение элементов федерализма в разных государствах, приводит к возникновению особенностей, специфики. Процесс осмысления специфики конституционного строительства в России сталкивается с рядом теоретико-методологических проблем, и, в частности с необходимостью разработки категорий, образующих устойчивую и, в то же время, постоянно развивающуюся политическую систему.

Представляется, что данная задача актуальна не только для России, но и ряда других государств на постсоветском пространстве (может быть даже для них в большей степени). Ведь то, что в России уже сложилось, в других государствах, возможно, найдет применение гораздо позже. Такая политическая потребность в настоящем времени и в будущем актуализирует необходимость разработки, уточнения многих понятий.

К таким понятиям относится, прежде всего, понятие «института федерализма». Автор диссертации связывает его с системой политических и правовых традиций, идей, взглядов, определяющих общественный и государственный строй и выраженных в нормах, обычаях и правовом сознании этого общества.

Сегодня институт федерализма развивается далеко не в простых условиях. Разрушение и трансформация многих идеологических, нравственных и правовых ценностей на постсоветском пространстве и в современной России вызывают необходимость консолидации политического и правового сознания, политической и правовой культуры общества. Именно поэтому, по мнению автора диссертации, федерализм может стать сегодня такой ценностно-ориентирующей теорией, которая выступает объединяющей идеей и важным элементом правосознания граждан.

Рост значимости федеративных проблем, а также их постоянная актуализация, вызваны фундаментальными процессами, происходившими и происходящими в России, среди которых следует выделить:

- сформировавшийся новый опыт государственного строительства и правового регулирования после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, усиление ее роли в проведении политико-правовых реформ;

- возрастающее значение Конституции Российский Федерации в обеспечении единого экономического и правового пространства страны; укрепление основ конституционного строя; создание системы приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством;

- достижение такого уровня политико-правового развития, при котором новые для России конституционные институты действуют все более эффективно, например, некоторые институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт федерализма, институт конституционного контроля и другие;

- активизация теоретической мысли в сфере конституционного регулирования, федеративного устройства, приток новых идей, выработанных на современном отечественном опыте;

- вовлечение России в активный международный обмен федеративными идеями и ценностями «ближнего» и «дальнего зарубежья», необходимость совершенствования политико-правовых основ государственности в условиях геополитических «вызовов» и др.

              Важнейшей российской внутригосударственной проблемой, требующей осмысления, является тенденция свёртывания процесса федерализации, практика унитаризации и централизации, имевшая место в исторический период, начиная с 2000-2002 гг. Однако, в настоящее время, в условиях трансформации политической системы, смены главы государства и, в целом, обновления политико-правовой надстройки в России на гражданское общество возлагается серьёзная задача концентрации позитивных демократических сил и планомерного внедрения федералистской идеи в государственно-правовую и социальную материю, развитие института федерализма.

              В данном процессе немаловажную и даже значительную роль сыграет наука. Поэтому, вектором развития России должна стать не политическая целесообразность, не интерес каких-либо лоббистских сил, а общесоциальная справедливость, критерии которого разрабатываются наукой. Именно её достижения должны лечь в основу формирования института федерализма и государственного строительства в целом.

              В постсоветском политическом поле серьёзную роль играет российский фактор во взаимоотношениях между странами бывшей советской федерации, в которых сказываются разносторонние и разнонаправленные тенденции и проблемы. На них отражаются как положительные приобретения, так и отрицательные результаты строительства новых моделей государственности в постсоветский период. К первым можно отнести обретение странами СНГ независимости, что вызвало процесс особой самоидентификации, причём не только национальной, а также планомерной интеграции в мировые процессы. Ко вторым можно отнести углубляющийся экономический кризис в странах СНГ, несбывшиеся надежды этих стран относительно свобод и демократии, распад СССР привёл к становлению авторитарных режимов, по методам властвования, не сильно отличающихся от советских.

              Серьёзным вызовом времени являются сложные геополитические процессы, связанные с активизацией США в постсоветском пространстве, проблемы, связанные с управляемыми ею, через различные фонды, так называемыми «оранжевыми», «розовыми» революциями. Альтернативой подобной глобализации может стать постепенное строительство глобального сообщества, основанного на сотрудничестве, взаимопомощи и справедливости, что и составляет суть федерализма.

              Наступает эпоха транснациональных обществ и государств. Геополитическое положение России определяется исходя из признания многополярности мира, её срединным месторазвитием между востоком и западом, севером и югом. России, в новом глобализующемся мире, необходим союз с государствами такими, как Китай, Индия, а также странами мусульманского мира, выступающими против прозападной (проамериканской) модели глобализма – либерального глобализма.

Однако необходимо не столько противостояние отрицательным проявлениям западной модели глобализации, сколько использование конструктивного опыта западного федерализма, в целях развития института федерализма в России, а также на уровне СНГ, ибо само по себе противостояние, противоборство – не свойство федерализма.

              Вне зависимости от наличия проблем в постсоветском пространстве, СНГ продолжает своё существование. Некоторую активизацию этого процесса доказывает неофициальный саммит стран СНГ (февраль 2007 г.), на котором участвовали все представители государств-участников. В дальнейшем для активизации роли данного межгосударственного образования, необходимы решительные шаги в сторону использования института Федерализма, инкорпорации в Российскую цивилизацию Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Будущее СНГ на новом витке развития будет определяться пониманием наднациональной и надгосударственной роли СНГ, осознанием особой миссии России в региональном объединении и интеграции в глобальные процессы[1].

              Таким образом, при последовательном и поступательном развитии СНГ, с использованием элементов федерализма, закладывается основа для становления особого геополитического региона, соседствующего с не менее весомым и значимым – европейским, в общемировой политической интеграции, основанной на идеях федерализма.

              Важным источником актуализации данной темы является то обстоятельство, что проводимая на данном историческом этапе в Российской Федерации политическая и административная реформы, осуществляются с учетом опыта и традиций прошлого. В связи с этим исключительную важность представляет концептуальное обеспечение проводимых преобразований с позиций прошлого, настоящего и будущего России, чему и служит институт федерализма.

Институт российского федерализма рассматривается автором диссертации с точки зрения его исторического развития, традиций и практики применения его основных идей. Однако, как уже отмечалось, Россия развивается не в изоляции от проблем и нужд мирового и, прежде всего, постсоветского пространства. Как российская практика накладывает свой отпечаток на процессы в государствах СНГ, так и их внутренние процессы «заставляют» хотя бы на уровне науки корректировать, уточнять, развивать различные аспекты федерализма. Однако последнее делается российскими учеными недостаточно.

В связи с этим, актуальность изучения института федерализма в данный период возрастает не только с теоретико-познавательных позиций, но и в прикладном плане, поскольку многие предлагавшиеся ранее проекты политико-правовых преобразований созвучны с реалиями сегодняшнего дня и способствуют утверждению принципиально новых федеративных ценностей, в режиме политического и идеологического плюрализма.

Федералистская идея в процессе своего эволюционного развития выходит за рамки государственного устройства и начинает превращаться в форму общественного устройства, вбирая под свою регулятивную компетенцию большое множество общественных отношений – начиная с местных публичных отношений и заканчивая деятельностью национально-культурных автономий и различных общественных движений. 

В условиях построения правового демократического государства, федерализм, как один из его основных принципов (так как федерализм – это и вертикальное направление разделения государственной власти), является своеобразным плацдармом для внедрения данной идеи в политико-правовую жизнь и общественные отношения.

Достаточно важным представляется необходимость анализа теории и практики политико-правового развития в контексте воплощения в жизнь тех или иных федеративных конструкций, соотношения между декларированными и юридически оформленными элементами института федерализма и их каждодневного воплощения.

Информация о работе Институт федерализма: политико-правовые исследования