Институт федерализма: политико-правовые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:23, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Изучение и анализ проблем федерализма в России представляет собой важнейшее направление как политической, так и юридической наук, связанных с решением комплекса крупных по своему масштабу задач укрепления конституционного строя.

Вложенные файлы: 1 файл

институт федер-ма.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

14. Развитие Евразийского региона, частью которого является СНГ, зависит от эффективности интеграции России и государств, разделяющих  модель глобализации, основанную на многополярности мира.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее автором внесен определенный вклад в разработку теории федерализма, способствующий дальнейшему развитию институтов публичной власти и гражданского общества, в условиях федеративного государства и государства, становящегося на путь федерализма. Полученные результаты стали определенным вкладом в научную разработку проблем политологии, науки теории государства и права, конституционного права, истории политико-правовой мысли и могут быть использованы для дальнейшего научного анализа как теоретических основ права и государства, так и практики федеративного строительства в России.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как «Политология», «Теория права и государства», «Конституционное право России». Выводы и рекомендации способствуют более полному и глубокому пониманию конкретных проявлений и тенденций института федерализма в России.

Проведенный анализ расширяет и углубляет знание истоков российского федерализма, позволяет уточнить подходы к решению современных политико-правовых проблем России, совершенствовать конституционное законодательство, дает возможность принимать более взвешенные решения при разработке конституционных реформ на современном этапе.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Предварительная разработка темы и отдельных положений диссертации была проведена при подготовке автором научных монографий: «Федеративное государство: конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федераций и ее субъектами» (М., «Палеотип», 2004 г.), Федерализм, как конституционно-правовая основа российской государственности (Уфа, БАГСУ, 2007 г.), Институт федерализма: вопросы теории (М., «Note Bena», 2008 г.).

Результаты диссертационного исследования используются в процессе научно-исследовательской и преподавательской деятельности в ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», других ведущих ВУЗах России, а также в докладах и выступлениях диссертанта на научных и научно-практических конгрессах, конференциях и семинарах.

Структура работы. Поставленная проблема, объект, предмет и цели диссертации предопределили внутреннюю логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, объединяющих шестнадцать параграфов, заключения, списка используемых источников и научной литературы.

 

 

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется степень ее научной разработанности, указываются объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы, ее теоретическая и методологическая база, сформулированы научная новизна и основные положения, выносимые на защиту, показана их теоретическая и практическая значимость, отмечаются результаты апробации проведенного исследования.

Глава первая - «Возникновение и эволюция института федерализма» - аргументирует концептуальный замысел диссертации и посвящена теоретическим (§ 1) и методологическим (§ 2) аспектам института федерализма, вопросам генезиса теории федерализма (§ 3), анализу современного мирового опыта федеративного строительства (§ 4).

Прежде всего, автор, рассматривая вопрос о сущности института федерализма, дает его научную дефиницию. Сущность федерализма автор диссертации связывает с сущностью самого человека, со временем разросшегося в многомиллиардное человечество.

Сущность человека, обусловленная его социальной природой, в качестве одного из своих проявлений имеет стремление к социализации и институциональному бытию. Именно это детерминирует возникновение различных социальных институтов от семей до государств, развитие которых привело к возникновению особого политико-правового института – института федерализма.

Одним из важнейших вопросов института федерализма является проблема семантики. Вне зависимости от наличия различных подходов, тем не немее, институт федерализма можно определить как категорию, выходящую за рамки государственности и находящуюся на стыке различных отраслей знания.[26]

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Человечество не может жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин в силу объективной необходимости.

Социальный институт - совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальными институтами являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации.

Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты - племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной.

Эволюция социально-политического института – государства приводит к тому, что в период буржуазно-демократических революций, в процессе институционализации (возникновение стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах) возникает идея федерализма, которая была впервые воплощена как форма государственного устройства в политико-правовом опыте США. В дальнейшем данный институт стал развиваться и совершенствоваться.

В процессе исследования, диссертант приходит к выводу, что понятие федерализма как социального института является настолько многогранным, что при попытках изучения и анализа этого феномена необходимо четко определить, что, собственно говоря, в каждом конкретном случае является предметом изучения.

В исследованиях феномена федерализма ведущее место принадлежит политико-правовым аспектам изучения. Но также важными являются и экономические, политические, этноконфессиональные, этнокультурные и социальные составляющие федерализма.

Сущность института федерализма выявляется в категориях социальных отношений и их последствий. При данном подходе в социологическом анализе института федерализма предметом исследования могут являться такие социальные феномены, как субъективные представления о федерализме различных социальных категорий населения; их отношение к идеям федерализма в том субъективном смысле, который каждый индивид вкладывает в это понятие (что, впоследствии, может объективироваться на поведенческом уровне); выявление типических социальных групп населения в их отношении к идеям федерализма и т.д. Словом, все то, что можно условно объединить понятием «социальная база федерализма».

Важной проблемой института федерализма является проблема семантики. Диссертант даёт разграничение данного понятия от сходных и близких с ним политико-правовых явлений.

Категорию «институт федерализма» следует отождествлять с понятием федерализм в узком смысле. Институт федерализма – это, прежде всего, социальный институт и, следовательно, он обладает всеми свойствами, присущими общественным институтам. Федерализм же – это категория характеризующая определённую идею, учение о федеративном государстве, а с другой стороны – широкое социальное явление, основанное на началах самоуправления и субсидиарности.

Федерализм также рассматривается и как образ жизни, как способ сочетания единства и децентрализации в общественных отношениях различных форм государственности – от конфедерации и федерации до региональных государств и местного самоуправления.

Иногда федерализм рассматривается также и как теория федеративной формы государственного устройства, а конкретное федеративное государство – в качестве ее реализации и воплощения. При таком подходе институт федерализма как государственно-правовое явление фактически отождествляется с научной теорией об этом явлении, конституционно-правовая действительность и ее отражение в научном знании отождествляются, что мы считаем методологически неверным.

В ряде работ институт федерализма исследуется одновременно как принцип, режим и форма государственного устройства (И. А. Умнова)[27]. Федерализм также понимается как принцип, режим и форма государственного устройства, позволяющие обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях (М. В. Глигич-Золотарева)[28]. Однако эти два понятия можно и различать между собой, так как второе понятие выделяется из других форм государственного устройства.

Мы считаем, что использование понятия «федерализм» как синонима «федерации» просто недопустимо, т.к. в широком смысле федерализм включает в себя совокупность двух основных элементов: формы государственного устройства и идеи, положенных в основу федеративного устройства, которые воплощаются в соответствующих политико-правовых принципах.

Отсутствие единого определения этих понятий приводит к тому, что в настоящее время в научной литературе получило распространение более расширенное толкование, что приводит к более расплывчатому пониманию терминов. Так, децентрализация, регионализация и автономизация административно-территориальных образований той или иной страны иногда выдаются за федерализацию или за форму федеративного государства. В то же время важнейшие ее черты – такие как разделение государственной власти по вертикали и организация взаимодействий двух уровней власти, почти не рассматриваются отдельными учеными. Такая политика, в итоге не воплощается в конкретных социальных институтах федерализма.

Мы считаем, что понимание института федерализма, даже в его узком смысле, должно носить комплексный характер. И, поэтому, данный институт нельзя рассматривать только в рамках одной конкретной науки. Необходимы системное всеобъемлющее и всеохватывающее исследование и построение целостной модели федерализма, которая включает элементы всех научных дисциплин, изучающих федерализм. При таком подходе федерализм исследуется как системное явление, включающее в себя политическую, экономическую и правовую составляющие.

Анализ различных научных интерпретаций категории «федерализм» выявляет, что данным термином разными учеными обозначаются различные похожие понятия. Мы же можем в основном согласиться с тем (как пишет В. А. Черепанов)[29], что федерализм как политико-правовое явление необходимо отделить, произвести сужение данного понятия и ограничить объем, во-первых, политико-правовой материей и, во-вторых, теми правовыми явлениями, которые относятся именно к федеративному, а не к иному (унитарному или конфедеративному) устройству государства, в тоже самое время не отрицая федерализм как форму общественного устройства, воплощённого в разных проявлениях института федерализма. В этом смысле необходимо обратить внимание на особую методологическую роль федерализма и способность воздействия учения на политико-правовую материю.

Федерализм рассматривается не только, как методологическое понятие, но и как явление, имеющее методологическое значение для всей политико-правовой науки и общества. В диссертационном исследовании федерализм рассматривается как соединение этих двух подходов. С одной стороны, федерализм может выступать как способ, с помощью которого изучается как предмет политико-правовой науки, с другой – федерализм имеет широкую мировоззренческую интерпретацию, определяя не только формальные рамки взаимодействия государственной власти и гражданского общества, но и являясь ориентиром в развитии всего общества.

Диссертант отмечает, что методология института федерализма тесным образом связана с методологией науки, но не совпадает с ней. Методология федерализма определяется как система, которая не сводится к составляющим ее компонентам, а имеет свои собственные закономерности развития. Благодаря этому происходит планомерное разделение властей по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную и по вертикали между федерацией и её субъектами, что закладывает основы для эффективного функционирования системы сдержек и противовесов и создаёт режим ограниченности государственной власти.

Диалектическая взаимосвязанность федералистской идеи и теории правового государства обуславливает методологическую природу федерализма в вопросах установления первенства закона перед властью, права перед политикой. Безоговорочное и полное господство права, его норм, ценностей и идеалов предполагает неукоснительное выполнение закона со стороны всех субъектов политических отношений и, в особенности, федералистских отношений, составляющих базу института федерализма.

Информация о работе Институт федерализма: политико-правовые исследования