Институт федерализма: политико-правовые исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:23, автореферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Изучение и анализ проблем федерализма в России представляет собой важнейшее направление как политической, так и юридической наук, связанных с решением комплекса крупных по своему масштабу задач укрепления конституционного строя.

Вложенные файлы: 1 файл

институт федер-ма.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования представлена различными группами научных методов: общенаучными, общелогическими, частно-научными.

Диалектический, конкретно-исторический, социологический, системно-структурный методы позволили не только проанализировать и обобщить основные концепции федерализма, но и на их основе выстроить теорию федерализма, которая учитывала бы как исторические, политические, так и теоретико-юридические реалии и перспективы. Автор диссертации считает, что политические и правовые факты необходимо рассматривать в конкретных исторических условиях, учитывая социально-экономический, культурный и политический уровни развития страны.

Конкретно-исторический метод использован при сравнительном исследовании динамики формирования и эволюции содержания и понимания института федерализма в России.

Системно-структурный метод позволяет рассматривать федерализм как синергетическую саморазвивающуюся систему и проанализировать всю сложность и многогранность входящих в нее элементов. Данный метод также использован для рассмотрения государственных учреждений и правовых институтов России в их взаимосвязи и взаимозависимости, а также для определения места и роли каждого из них в системе российского федерализма.

Социологический метод позволил раскрыть причинно-следственные связи между явлениями политико-правовой действительности. Кроме того, данный метод обеспечивает сравнение политико-правовых и социальных институтов и их критическую оценку в системе российского федерализма.

В диссертации широко использован междисциплинарный подход, позволяющий выявить теоретические и историко-правовые аспекты понятия «институт федерализма».

Помимо вышеуказанных методов, приемов и способов изучения, в диссертации применялся также арсенал частно-научных методов исследования (сравнительно-правовой, нормативно-логический, формально-юридический, метод толкования и юридической герменевтики). Сравнительно-правовому анализу подвергнуты не только нормативно-правовые акты, изданные в различных исторических условиях, но и ряд конституционных теорий в России и Западной Европе.

              Эмпирическая база диссертационного исследования включает следующие типы источников: официальные нормативно-правовые акты (конституции, законы и др.) стран из используемой выборки, России и ее субъектов федерации, законодательство СССР и РСФСР; послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, программы политических партий, тексты выступлений политических деятелей, научные статьи и монографии, другая научная литература по теме исследования, как отечественная, так и зарубежная; материалы круглых столов, научных и научно-практических конференций; официальные и информационные Интернет-сайты исследуемых стран; верифицируемые данные средств массовой информации о политических процессах; электоральная статистика и материалы анализа избирательных кампаний в России и других исследуемых странах, в т.ч. в региональном разрезе; социологические данные российских и зарубежных организаций; демографическая статистика, включая данные переписей населения в России в 1989 и 2002 гг. в региональном и муниципальном разрезе; социально-экономическая статистика по России и другим странам в региональном разрезе; архив экспертных интервью, проведенных автором в России, регионах и других странах; собственная база данных диссертанта по политическим процессам в регионах; материалы полевых исследований, проведенных диссертантом в регионах России и других стран; опыт личного включенного наблюдения деятельности государственных и муниципальных органов, политических партий, отдельных политических акторов, проведения избирательных кампаний в регионах.

Особую группу источников представляют зарубежные научные монографии и публикации по проблемам формирования и эволюции российского и западного федерализма на иностранном языке, которые переведены автором диссертации и впервые использованы на русском языке.

Специальной информационно-правовой базой явились материалы Автоматизированной системы обеспечения законопроектной деятельности Государственной Думы (АСОЗД), официальные сайты органов государственной власти, сайт совместного проекта ЕС и России «Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации» – www.federalism.ru.

Основная гипотеза исследования. Формирование и развитие института федерализма является важнейшей предпосылкой становления подлинного федерализма в условиях сложносоставного общества и крупной территории государства (что особенно актуально для России). Оптимальное разграничение предметов ведения и полномочий является основой для стабильного развития Российской Федерации и регионов, необходимым условием достижения социального и межэтнического мира, целостности государства на базе универсального принципа компромисса.

Федеративное государство в процессе эволюционного развития выходит за пределы государственного устройства и трансформируется в форму общественного устройства, распространяясь на различные виды и формы общественных отношений – по вопросу субъектности органов местного самоуправления в системе федерализма, а также деятельности национально-культурных автономий и различных общественных движений.

Научная новизна диссертационной работы определяется авторским подходом к исследованию института федерализма через призму пространства, времени, политико-правовых теорий, оказавших воздействие на практику государственного строительства.

1. На основе проведенного анализа теории, истории и опыта федерализма диссертант уточнил определение понятия «институт федерализма», основанное на эмпирическом материале формирования федерализма в России, а также данных, полученных в результате экстраполяции знаний из других областей науки. Принята во внимание его общая трактовка как категории, выражающей отношения между властью, гражданским обществом и личностью.

2. Диссертант обосновал необходимость рассмотрения института федерализма как системы, представленной в трех взаимосвязанных элементах: федеративных идей; федеративных учреждений в их историческом становлении; федеративных норм в их практической реализации.

3. На основе проведенного исследования диссертант аргументирует вывод, что содержание, сущность, ценности федерализма могут играть методологическую роль.

4. Диссертант, анализируя практику государственного строительства в федеративных государствах, определяет разделение государственной власти между Федерацией и ее субъектами как распределение государственно-властных полномочий между различными уровнями государственного управления – федеральным и субъектов Федерации.

5. Автор диссертации формулирует конституционно-правовые принципы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами: суверенитет Федерации и самостоятельность в пределах конституционных полномочий ее субъектов, сочетание территориального и этнического принципов построения Федерации, «симметрии» и «асимметрии», субсидиарность, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, гарантированность взаимных прав и обязанностей.

6. Диссертант обосновал необходимость понимания института федерализма как комплексного межгосударственного явления в условиях глобализации человеческой цивилизации, использование иностранного опыта федерализма, в особенности при формировании Европейской федерации.

В результате исследования была обоснована необходимость организации межгосударственных отношений как в регионах, так на более глобальном уровне, исключительно на основе компромисса, опираясь на научные достижения политико-правовой науки и практики формирования федеративных государств и межгосударственных образований.

7. Диссертант доказал объективную необходимость конструктивной интеграции внутри СНГ, а также формирования межгосударственных образований в Евразийском регионе.

Диссертационное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту, в которых конкретизирована научная новизна исследования:

1. Институт федерализма - это система политико-правовых идей, взглядов, традиций и институтов, базирующихся на принципах согласия, мира, добровольных договоренностей, справедливости, - определяющих общественный и государственный строй, закрепляющий отношения власти, государства и личности, порождаемые конституционным опытом различных исторических стадий развития государства и общества и выраженные в политических документах, правовых нормах и обычаях, политико-правовом сознании этого общества. Это система представлений, определяющая границы активности государства и его органов в регулировании различных сфер общественной жизни.

2. Институт федерализма – система, выраженная, представленная  в трех взаимосвязанных элементах - федеративных идей; федеративных учреждений в их историческом становлении; федеративных норм в их практической реализации. На развитие этой системы оказывают влияние экономические, политические, географические, этнические факторы и исторические особенности развития государства и общества.

3. Институт федерализма - это относительно обособленная группа, комплекс политических норм, устанавливающая и регулирующая однородные общественные отношения в сфере делегирования, разграничения и осуществления государственной власти, предметов ведения (компетенции) и полномочий между органами государственной власти по вертикали (между Федеральным центром и субъектами Федерации), а также общественные отношения с участием представителей определённых национальных групп в этнически сложных обществах.

4. Федерализм в методологическом плане содержит теоретическое обоснование государственно-правовых процессов в их историческом развитии и практическом воплощении, а также влияет на принятие решений в сфере политико-правового регулирования общественных отношений. Практической функцией федерализма можно считать то, что из него выводятся критерии, по которым определяются системность и ценность новых институтов, а, в конечном счете, тенденций и целей конституционного развития, ориентируясь на мирные, ненасильственные процессы.

5. Разделение государственной власти между Федерацией и ее субъектами – это не что иное, как распределение государственно-властных полномочий между различными уровнями государственного управления.

Такой подход может обеспечить, с одной стороны, единство и целостность всего многонационального государства, с другой стороны, относительную самостоятельность образующих его территориальных и этнотерриториальных единиц, позволяющую более эффективно и оперативно управлять ими, учитывать своеобразие этнических и региональных условий. Разделение государственной власти между Федерацией и ее субъектами, по мнению диссертанта, является основополагающим признаком федеративной модели государственного устройства.

6. Конституционно-правовыми принципами разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами являются: суверенитет Федерации и самостоятельность в пределах конституционных полномочий ее субъектов, сочетание территориального и этнического принципов построения Федерации, «симметрии» и «асимметрии», субсидиарность, разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, гарантированность взаимных прав и обязанностей;

7. Договорные отношения между органами государственной власти различных уровней – определенный политико-правовой компромисс во взаимоотношениях федерального Центра и его субъектов - эффективное средство преодоления противоречий и центробежных тенденций. Именно так этот методологический постулат (по мнению автора) можно рассматривать применительно к России.

На современной фазе развития федерализма в России дальнейшее заключение Договоров и Соглашений между федеральным Центром и субъектами Федерации может обеспечить укрепление государственности.

8. Будущее российского федерализма диссертант видит в планомерном внедрении договорного начала в политико-правовые отношения, без нарушения принципов конституционно-договорного федерализма, с приоритетом Федеральной Конституции.

9. Перспективы развития института федерализма в России автор диссертации видит в нескольких плоскостях, а именно: расширение и углубление конституционных идей, с учетом исторических особенностей развития российского федерализма, расширение социальной основы и демократизация политического режима, основанного на взаимодействии институтов публичной власти и структур гражданского общества; совершенствование системы гарантий и защиты конституционного строя и Конституции Российской Федерации с помощью, как органов власти, так и развивающихся структур и институтов гражданского общества.

10. Определяя значение конституционной реформы для перспектив развития российского федерализма, автор диссертации делает вывод о том, что она возникает в противовес кризису, как процесс, способный вывести государство и общество из кризисной ситуации и привести к стабильному состоянию и общественному согласию. Важнейшим вопросом конституционной реформы является вопрос распределения полномочий между различными уровнями.

11. Необходимо разработать на федеральном уровне Концепцию развития федеративных отношений на ближайшую перспективу (до 2020 года), на базе которой, с учетом добровольности, проводить дальнейшее укрупнение субъектов Федерации (в соответствии с исторически сложившимися хозяйственно-экономическими районами России), с целью обеспечения большей эффективности управления Российской Федерации.

Закрепить в Концепции нормы допустимости слияния субъектов Федерации, а также численные пределы их укрупнения, во избежание тенденции к расширению властных амбиций, вследствие повышения уровня политического и экономического развития укрупненного субъекта Российской Федерации, что опасно для единства страны.

12. Главным условием поступательного развития мировой цивилизации является планомерное внедрение в практику межгосударственных отношений принципов федерализма, как единственной возможности избежать межгосударственные и межэтнические конфликты, на основе  гуманистической идеи социального компромисса. На этой основе должны выстраиваться межгосударственные отношения в различных регионах глобализующегося мира, будь то Европа или СНГ.

13. Приоритетным направлением развития СНГ должен стать вектор на большее сближение стран-участников, упрочение внутренней структуры Содружества и его субъектов, за счёт включения в его состав территорий, тяготеющих к России: Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия.

Информация о работе Институт федерализма: политико-правовые исследования