Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

    В 1998-2000гг. Президенту  Российской Федерации, в Совет  Федерации и Государственную  Думу, в Правительство Российской  Федерации, Конституционный Суд  Российской Федерации, Верховный  Суд Российской Федерации, Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  и Генеральному прокурору Российской  Федерации, руководителям заинтересованных  министерств и ведомств, в средства  массовой информации помимо ежегодных  докладов о деятельности Уполномоченного  по правам человека в Российской  Федерации были направлены также  четыре специальных доклада Уполномоченного,  посвященных тем сферам нашей  действительности, где систематически  нарушаются права человека:

    - О нарушениях  прав граждан, страдающих психическими  расстройствами;

    - О нарушении  уставных правил взаимоотношений  между военнослужащими при отсутствии  между ними отношений подчиненности;

    - О конституционном  праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания  и жительства в Российской  Федерации;

    - О нарушениях  прав граждан сотрудниками Министерства  внутренних дел Российской Федерации  и уголовно-исполнительной системы  Министерства юстиции Российской  Федерации.

Уполномоченный по правам человека в Российской федерации  выступает в качестве непосредственного  представителя государства в  общении с населением, в том  числе с представителями его  самых малообеспеченных слоев. Занимаясь  разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

    Основная масса  дел, связанных с восстановлением  нарушенных прав граждан, рассматривается  на основе поступающих по почте  письменных заявлений обращений  и жалоб граждан на решения  или действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных  служащих.

    У граждан есть  также возможность обратиться  непосредственно в группу приема  заявителей Аппарата Уполномоченного,  позвонить по "горячей телефонной  линии" и получить необходимые  консультации.

    Важной формой  работы, позволяющей получить "из  первых рук" представление  о ситуации с правами человека  на местах является организация  работы "выездных приемных" в  тех субъектах Российской Федерации,  откуда поступает наибольшее  количество жалоб. В 2000 году  Уполномоченный лично посетил  многие регионы Российской Федерации,  в том числе Чеченскую Республику  и другие районы Северного  Кавказа, непосредственно примыкающие  к зоне вооруженных столкновений  в Чечне, отдаленные северные  территории, включая Чукотский автономный  округ.

    С начала деятельности  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации (с мая  1998 года) к нему поступило свыше  52 тыс. жалоб и обращений граждан.

Около 5 тыс. россиян обратились непосредственно в группу приема заявителей в г. Москве.

Во время выездов в  субъекты Российской Федерации Уполномоченным и сотрудниками его рабочего аппарата были проведены беседы с более  чем 2500 гражданами, принято 1200 заявления.

    Уполномоченному  поступает корреспонденция практически  из всех субъектов Российской  Федерации, из государств-участников  Содружества Независимых Государств  и стран Балтии, из государств  дальнего зарубежья.

    Жалобы и обращения  граждан свидетельствуют о том,  что ситуация с правами человека  остается в России крайне напряженной.  Наибольшее число жалоб (более  40 процентов) связано с уголовной  проблематикой. Около 12 процентов  обращений касаются вопросов  гражданского права и жилищного  законодательства, 9 процентов -трудовых  отношений, 6 процентов - социальных  и пенсионных проблем, около  5 процентов - нарушений в области  конституционных процедур и административного  права. Письма военнослужащих, а  также членов их семей составляют  чуть более 4 процентов, жалобы  от беженцев и вынужденных  переселенцев - около 2 процентов, 1 процент  обращений посвящен вопросам  международного права, 7 процентов  - другим проблемам.

    Жалобы и обращения  рассматриваются либо непосредственно  Уполномоченным, сотрудниками его  рабочего аппарата, либо, по представлению  Уполномоченного, соответствующими  государственными органами и  органами местного самоуправления. Удалось добиться восстановления  нарушенных прав примерно одного  из шести обратившихся. Достичь  этого было бы невозможно без  заинтересованной помощи со стороны  Федерального Собрания Российской  Федерации, Администрации Президента  Российской Федерации, федеральных  органов исполнительной власти, органов прокуратуры и суда, органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления, других  заинтересованных организаций.

    Те заявления,  по которым не удается сразу  добиться положительного результата, берутся на контроль работниками  аппарата Уполномоченного. Работа  в отношении этих документов ведется до достижения конкретного результата в восстановлении нарушенных прав заявителей.

    Первые итоги  работы института Уполномоченного  свидетельствуют, что защита прав  граждан меньше всего нуждается  в шумных показательных акциях. Требуется ежедневный, кропотливый  труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контроль  за выполнением принятых решений.  Права граждан удается восстановить  примерно по каждой шестой  принятой к производству жалобе. Это коснулось в основном вопросов  трудовых правоотношений, предоставления  на законных основаниях жилья,  социальных льгот и пособий,  а также пересмотра отдельных  судебных решений, защиты человека  в уголовной и уголовно-исполнительной  сферах.

    По инициативе  Уполномоченного по правам человека  в Российской Федерации в 1999-2000 году были:

    -восстановлены  права более 1,5 млн. военнослужащих  на бесплатный проезд в пригородном  железнодорожном транспорте;

    -восстановлены  права более 20 тыс. прапорщиков  (мичманов) запаса на выплату ежегодной  компенсации на санаторно-курортное  лечение;

    -восстановлены  права более 1100 вдов военнослужащих  на получение второй пенсии - за  мужа, погибшего в войне с Финляндией  или в войне с Японией.

    - более 1 млн.  пенсионеров-"северян", пенсии  которых исчисляются с применением  индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). На основании заявления  Уполномоченного о нарушениях  законодательства Российской Федерации  о социальной защите ветеранов,  инвалидов, пенсионеров и других  граждан, Указом Президента Российской  Федерации от 17 октября 2000 года  № 1762 с 1 ноября 2000 года им увеличены  ежемесячные размеры пенсий на 100-200 рублей;

    - более 100 тыс.  участников Великой Отечественной  войны, ставших инвалидами вследствие  общего заболевания получили  право на льготы, установленные  для инвалидов Великой Отечественной  войны Федеральным законом "О  ветеранах". Министерство труда  и социального развития Российской  Федерации на основании обращения Уполномоченного 13 ноября 2000 года направил разъяснения органам социальной защиты субъектов Российской Федерации о распространении этих льгот на всех участников войны, ставших впоследствии инвалидами.

    По результатам  анализа информации о типичных  нарушениях прав человека и  гражданина в России, обобщения  итогов рассмотрения жалоб Уполномоченным  готовятся соответствующие документы.  Они направляются должностным  лицам, государственным органам  и органам местного самоуправления. Обращения, заключения и ходатайства  Уполномоченного в защиту прав  и свобод граждан направляются  Президенту Российской Федерации  Председателю Правительства Российской  Федерации, в Государственную  Думу и Совет Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации,  к министрам юстиции и внутренних  дел Российской Федерации, в  Генеральную прокуратуру, Верховный  Суд, Конституционный Суд Российской  Федерации, к руководителям органов  исполнительной власти субъектов  Федерации.

    В министерства  и ведомства, к чьей компетенции  отнесены вопросы защиты прав  граждан, направляется аналитическая  информация о соблюдении прав  и свобод человека и гражданина, о конкретных случаях массового  и грубого нарушения прав граждан,  а также свои замечания и  предложения общего характера,  относящиеся к проблеме обеспечения  прав и свобод, совершенствования  законодательства и административных  процедур.

    В рабочем аппарате  Уполномоченного проводится анализ  и обобщение корреспонденции  на предмет выявления наиболее  типичных случаев нарушения прав  человека. Результаты таких обобщений,  в свою очередь, обнаруживают  необходимость внесения изменений  в действующее законодательство  Российской Федерации и ее  субъектов. Отслеживаются также  ситуации, связанные с массовыми  и грубыми нарушениями прав  граждан. В этом случае, а также  в случаях, имеющих особое общественное  значение или связанных с необходимостью  защиты интересов лиц, не способных  самостоятельно использовать правовые  средства защиты (инвалиды, престарелые,  несовершеннолетние, лица, находящиеся  в местах лишения свободы), Уполномоченный принимает активные меры в пределах своей компетенции, закрепленной Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

    Значительное  место в деятельности Уполномоченного  занимает работа по правовому  просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам  разъясняются те формы защиты, которые они могут использовать, в частности, в какие административные, судебные и другие органы они  вправе обратиться, оказываются  юридические консультации.

    Уполномоченный  оказывает консультационную помощь  гражданам, желающим реализовать  свое конституционное право обратиться  в международные органы по  правам человека (Европейский Суд,  Комитет ООН по правам человека  и другие).

 

26. Понятие и классификация  конституционных прав, свобод и  обязанностей

Главное содержание института  основ правового статуса человека и гражданина составляют конституционные  права, свободы и обязанности.

Прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо дать определение субъективного права1 и юридической обязанности.

Согласно постулатам общей  теории права субъективное право - это  юридически закрепленные вид и мера возможного поведения лица, а юридическая  обязанность - юридически закрепленные вид и мера его должного поведения.

Субъективные права и  юридические обязанности разнообразны по своей природе, что обусловлено  многообразием общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Субъективные права и юридические обязанности  получают свое закрепление в различных  отраслях права (в гражданском, уголовном, трудовом, семейном и др.), каждая из которых устанавливает права  и обязанности в сфере отношений, составляющих ее предмет.

Однако ведущая роль в  общей системе прав, свобод и обязанностей принадлежит тем, которые получили конституционное закрепление.

Особенности конституционных  прав, свобод и обязанностей заключаются  в следующем:

1. Конституционные права,  свободы и обязанности опосредуют  наиболее важные, наиболее значимые  отношения между личностью и  государством, без которых нормальная  жизнедеятельность как отдельного  человека, так и государства в  целом невозможна.

2. Конституционные права,  свободы и обязанности получают  правовое закрепление в Основном  Законе государства, тем самым  они обладают высшей юридической  силой и имеют повышенную государственно-правовую  охрану.

3. Конституционные права,  свободы и обязанности, в отличие  от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других  отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с  наличием у лица какого-либо  статуса (например, собственника  имущества, индивидуального предпринимателя,  трудящегося и т. д.).

4. Конституционные права,  свободы и обязанности являются  юридической базой для всех  иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные  положения в той или иной  сфере регулирования общественных  отношений. Например, из права    человека на жилище вытекают  все права и обязанности, закрепленные  нормами жилищного права.

Многообразие конституционных  прав и свобод требует их классификации.

Классификацию конституционных  прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным  основаниям.

1. В зависимости от  субъекта обладания конституционные  права и свободы можно классифицировать  на права, свободы человека  и права, свободы гражданина. Отличие  первых от вторых заключается  в том, что права человека  являются естественными, неотчуждаемыми  и принадлежат каждому от рождения  независимо от того, является  ли он гражданином какого-либо  государства или нет, а права  гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства).

В Конституции РФ различие между правами человека и правами  гражданина проводится в формулировках  соответствующих статей. Для обозначения  субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются  «граждане Российской Федерации» и  «граждане».

2. По форме осуществления  конституционных прав и свобод  можно выделить конституционные  права и свободы, реализуемые  в индивидуальном и коллективном  порядке. Так, только в коллективном  порядке может быть реализовано  право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право  на свободу публичных мероприятий  (ст. 31), право на объединение (ст. 30).

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ