Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

 В Российской Федерации  действует также Закон от 22 марта  1991 г. «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках».* Закон определяет  организационные и правовые основы  предупреждения, ограничения и пресечения  монопольной дея-тельности и недобросовестной  конкуренции и направлен на  обеспечение условий для создания  и эффективного функционирования  товарных рынков, на борьбу с  местным сепаратизмом.

Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего  доминирующее положение, которые имеют  либо могут иметь своим результатом  ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих  субъектов или граждан, в том  числе такие действия, как изъятие  товаров из обращения с целью  создания или поддержания дефицита на рынке, повышения цен, включение  в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования  и т.д.

Законом запрещаются и  в установленном порядке признаются недействительными полностью или  частично достигнутые в любой  форме соглашения (согласованные  действия) конкурирующих хозяйствующих  субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (или могущих иметь) в  совокупности долю на рынке определенного  товара более 35 процентов, если такие  соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим  результатом существенное ограничение  конкуренции, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные, в частности, на установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

Закон запрещает органам  власти принимать акты и (или) совершать  действия, которые ограничивают самостоятельность  хозяйствующих субъектов, создают  дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных  хозяйствующих субъектов, если такие  акты или действия имеют либо могут  иметь своим результатом ограничение  конкуренции и (или) ущемление интересов  хозяйствующих субъектов или  физических лиц.

В Законе предусматривается  государственный контроль за соблюдением  антимонопольного законодательства при  приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Содействие формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции и  предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, а также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагаются на Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации.

Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится  обеспечивать свободу экономической  деятельности, предпринимательства  и труда, добросовестную конкуренцию  и общественную пользу, чтобы регулирование  государством хозяйственной жизни  осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения  строились на социальном партнерстве  между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

В условиях развивающейся  рыночной экономики в России производство и распределение благ осуществляются как частными, так и государственными предприятиями и учреждениями, включая  предприятия и учреждения субъектов  Российской Федерации.

Государство в различных  формах должно нести ответственность  за наиболее важные стороны организации  производства и распределения в  стране в целом, в особенности  за то, что в наибольшей степени  затрагивает интересы населения. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных  лиц (т.е. о занятости); о смягчении  последствий нестабильности в экономике (регулирование цен и т.п.) или  колебаний спроса на международном  рынке о снятии внутреннего напряжения в регионах и между теми или  иными сферами жизни и группами людей.

Для экономической системы  Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Регулирование  отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди  которых принадлежит конституционным  нормам – основе всего правового  регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование  отношений собственности имеет  свою специфику. Она выражается в  том, что главной задачей является , юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности  государством признаются и гарантируются.

 Конституция Российской  Федерации (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской  Федерации присуща собственность  в ее различных формах –  частной, государственной, муниципальной  и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации  как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности  вправе иметь землю граждане и  их объединения. Владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окру- жающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.  Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в  соответствии с Указом Президента Российской  Федерации от 27 октября 1993 г. «О регулировании  земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»* граждане и юридические лица – собственники земельных участков имеют право  продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный  участок или его часть в  качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с  иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую  собственность путем добровольного  объединения принадлежащих им земельных  участков, земельных долей (паев).

Российское государство  охраняет собственность в ее различных  формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, – указывается в ст. 8 Конституции, – признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности  охраняется законом.

Важнейшими направлениями  создания рыночного хозяйства в  России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе  к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики. Причем постепенный  отказ от государственного регулирования  экономики сопровождается ее коммерциализацией  и фактически капитализацией. Часто  этот процесс принимает уродливые  формы, однако – главное – создаются  принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция Российской Федерации  устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В России отношения собственности, не предусмотренные Конституцией, регулируются Гражданским кодексом и иными  федеральными законодательными актами, а также законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов, изданными  в пределах их полномочий.

 

Социальное государство. Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого уровня общественного  развития, который основывается на закрепленных правом принципах социального  равенства, всеобщей солидарности и  взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических  благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное  человека существо-

Социальное государство  в том понимании, которое вкладывает в него Конституция РФ, должно стремиться лишь к максимально возможному в  условиях демократической страны равномерному содействию благу всех граждан и  к максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот.

Социальное государство  стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный  минимум.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и  общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского  государства должна решаться в тесном единстве с его экономической  политикой.

Главная задача социального  развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов социального государства в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социального обслуживания; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

 

18. Духовные основы  конституционного строя Российской  Федерации

Идеологическое многообразие. Идеология является сложным духовным образованием. Она имеет определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой, а также вытекающие из этой системы  программы действий и механизмы  распространения идеологических установок  среди населения.

Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определенных социальных групп, идеология относится к  высшему уровню общественного сознания.

Для современного демократического общества характерен широкий спектр различных типов идеологии начиная  с крайне реакционных (неофашизм, расизм), неоконсервативных и либеральных  и заканчивая левым экстремизмом. Некоторые из этих экстремистских идеологических концепций правого или левого толка давно уже представляют серьезную опасность для нормального  существования отдельных стран  или даже всего человечества.

Серьезной угрозой для  демократических стран является также левый экстремизм, который  под флагом революционности утверждает право и методы индивидуального  террора.

Действующая Конституция  РФ закрепляет принцип идеологического  многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип прежде всего исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии, «Никакая идеология, - предусмотрено в Конституции (ч. 2 ст. 13), - не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Идеологическое многообразие означает свободное существование  в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей.

Светское государство. В  Конституции РФ (ч. 1 ст. 14) указывается, что Российская Федерация является светским государством.

Светским считается такое  государство, в котором не существует официальной, государственной религии  и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные  объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства.

Светский характер государства  обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

Как светское государство  Российская Федерация характеризуется  тем, что в ней религиозные  объединения отделены от государства  и никакая религия, согласно Конституции  РФ (ч. 1 ст. 14), «не может устанавливаться  в качестве государственной или  обязательной».

Отделение религиозных объединений  от государства означает, что государство  не вмешивается в определение  гражданином своего отношения к  религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или  лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести  и свободу вероисповедания.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ