Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
В Конституции Российской Федерации 1993 года нормы рассматриваемого института содержатся в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 17–64).
Сохраняя в качестве исходных
принципы, провозглашенные в Декларации
прав и свобод человека и гражданина,
Конституция вместе с тем, по сравнению
с прежней, юридически более точно
раскрывает содержание многих прав и
свобод. Прежде всего следует подчеркнуть,
что определяющая для данного
института норма-принцип о
Введена статья о допускаемых пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень тех прав и свобод, которые не подлежат такому ограничению.
Усилена правовая защита норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения гл. 2 к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Конституция не выделяет в
качестве отдельной главы нормы
об обязанностях граждан. Не упомянуто
о них и в названии главы (как
это было в последней редакции
прежнего Основного Закона), хотя нормы
такого рода в ней содержатся. Данный
подход можно объяснить тем, что
конституционное провозглашение прав
и свобод человека и гражданина является
центральной самостоятельной
22. Принципы правового статуса человека и гражданина
Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:
1. Центральное место занимает
принцип равноправия (ст. 19). Равноправие
означает, что каждому члену общества
государство гарантирует
Принцип равноправия включает в себя следующие положения:
1) правовой статус человека
и правовой статус гражданина
с точки зрения равноправия.
Суть этого положения сводится
к тому, что как член гражданского
общества каждый человек
2) равенство конституционных
прав и свобод человека и
гражданина независимо от их
фактических различий (пола, расы, национальности,
языка, происхождения,
3) равноправие мужчины
и женщины. Необходимость
4) равенство всех перед
законом и судом. Равенство
всех перед законом -
Законодательство Российской
Федерации допускает в
Положение о равенстве всех перед судом означает:
- наличие единой для
всех судебной системы,
- справедливое разбирательство
его дела независимым и
- равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;
-
процессуальное равенство
5) равноправие в социальном
государстве. Российская
2. Непосредственное действие
прав и свобод. Данный принцип
получил впервые свое
Принцип непосредственного
действия конституционных прав и
свобод тесно связан с общим
принципом высшей юридической силы
и прямого действия Конституции
РФ (ст. 15), что означает возможность
человека и гражданина осуществлять
конституционные права и
3. Неотчуждаемость основных
прав и свобод как принцип
правового статуса человека
4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. В общем виде принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод содержится в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ о том, что любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).
Вместе с тем Конституция РФ содержит положения о законных ограничениях прав и свобод человека и гражданина в строго определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом.
5. Осуществление человеком
своих прав и свобод не должно
нарушать права и свободы
6. Гарантированность прав
и свобод означает обязанность
государства обеспечить
7. Приоритет норм международного
права в области прав и свобод
человека и гражданина. Данный
принцип правового статуса
В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля за их соблюдением.
Важнейшими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г,.. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.
23. Уполномоченный
по правам человека в
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.
До Первой мировой войны
институт уполномоченного представлял
собой некую скандинавскую
Сегодня более чем в
ста странах мира есть уполномоченные
по правам человека. Опыт их работы в
странах Восточной Европы (Польше,
Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает,
что создание таких структур в
большинстве случаев
В Российской Федерации идея
учреждения института Уполномоченного
по правам человека впервые получила
юридическое выражение в
Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.
До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.
Работа над Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении с поправкой, предусматривающей включение кандидатур в список для тайного голосования на должность Уполномоченного двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.
Основное требование Совета
Федерации состояло в том, чтобы
право Уполномоченного
После процедур согласования
Федеральный конституционный
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ