Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской  автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение  их в состав  края или области. В настоящее время в составе  Тюменской области находятся  Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и  Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный  Суд Российской Федерации в Постановлении  от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение  автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь  равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть  другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются  на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.

 

33. Понятие государственного органа Российской Федерации

Российская Федерация  осуществляет свою деятельность посредством  государственных органов. Органы государства  – это один из каналов, через который  народ, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), осуществляет свою власть.

Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются  следующими основными чертами.

1. Каждый государственный  орган наделен государственно-властными  полномочиями, позволяющими ему  решать в пределах предоставленных  ему прав определенные вопросы,  издавать акты, обязательные к  исполнению другими государственными  органами, должностными лицами и  гражданами, и обеспечивать исполнение  этих актов.

Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией Российской Федерации органами государственной  власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных  органов могут иметь различные  формы проявления в зависимости  от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции  государственных органов, под которой  следует понимать совокупность предметов  их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства  определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации  и ее субъектов, указами Президента Российской Федерации, постановлениями  Правительства Российской Федерации  и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими  нормативными правовыми актами.

Надо сказать, что властными  полномочиями в Российской Федерации  располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних  не носят государственного характера  и не осуществляются от имени Российской Федерации.

2. Каждый государственный  орган образуется в установленном  государством порядке. Так, порядок  выборов Президента Российской  Федерации определяется федеральным  законом (ст. 81 Конституции). Порядок  формирования Совета Федерации  и порядок выборов депутатов  Государственной Думы тоже устанавливаются  федеральными законами (ст. 96 Конституции).

3. Каждый государственный  орган уполномочивается государством  осуществлять его задачи и  функции. Так, согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 127) Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации  является высшим судебным органом  по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет  в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах  судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам  судебной практики.

4. Каждый государственный  орган действует в установленном  государством порядке. Например, согласно Конституции Российской  Федерации (ст. 114), порядок деятельности  Правительства Российской Федерации  определяется федеральным конституционным  законом. Федеральным конституционным  законом в соответствии с Конституцией  Российской Федерации (ст. 128) устанавливается  и порядок деятельности Конституционного  Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации и  иных федеральных судов.

5. Каждый государственный  орган является составной частью  единой системы органов государственной  власти Российской Федерации.  В Конституции Российской Федерации  (ст. 5) укалывается, что федеративное  устройство России основывается  на единстве государственной  власти.

Вышеизложенное дает основание  сделать вывод о том, что государственный  орган является гражданином или  коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление  его задач и функций и действуют  в установленном государством порядке.

Все государственные органы, образуются в установленном государством порядке и представляют часть  единой системы органов государственной  власти Российской Федерации.

 

Система государственных  органов Российской Федерации

В своей совокупности государственные  органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 11), в нее  входят органы государственной власти Федерации и органы государственной  власти ее субъектов.

Единство системы государственных  органов Российской Федерации обусловлено  тем, что эта система основывается на государственной целостности  Российской Федерации, на единстве системы  государственной власти.

Единство системы государственных  органов Российской Федерации проявляется  в разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что  все органы этой системы действуют  совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы  избираются или назначаются другими  органами, одни из них руководят  другими, один подконтрольны или  подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных  органов Российской Федерации усиливается  еще и тем, что ее составные  части сами образуют системы органов. Так, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 77), в пределах ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Как уже ранее отмечалось, государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом  Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов Российской Федерации состоит из органов  нескольких видов. Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) предусматривает  наличие органов, президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов  Российской Федерации, которая в  свою очередь может быть по различным  признакам разделена на ряд иходящих в нее звеньев.

Президент Российской Федерации  является главой государства. Он выступает  в качестве гаранта Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конституции, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство  деятельностью Правительства и  других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной  власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные собрания, верховные  советы, законодательные собрания, республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные  органы власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов. Основная особенность  этих органов состоит в том, что  они избираются непосредственно  народом и никаким другим путем  формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной  власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих  актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения  законодательных органов обязательны  к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также  всеми нижестоящими органами государственной  власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной  власти делятся на федеральные и  региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и  представительным органом Российской Федерации является Федеральное  Собрание Российской Федерации. Это  общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий  в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

 

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти – министерства, государственные комитеты и ведомства  при Правительстве Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации – президенты и главы администраций субъектов  Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему  органов исполнительной власти, возглавляемую  Правительством Российской Федерации.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство Российской Федерации образуется Президентом Россиискои Федерации, который назначается с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правительства и федеральных министров Главы администраций, если они не заняли эту должность в результате всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российскои Федерации.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной  деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер Они  непосредственно исполняют акты представительных органов государственной  власти, указы Президента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции Россиискои Федерации, конституций и уставов  ее субъектов, федеральных законов  и законов представительных органов  субъектов Федерации, нормативных  указов Президента и нормативных  актов руководителей глав администраций  субъектов Федерации, постановлений  и распоряжений вышестоящих органов  исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории деятельности на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные – это Правительство  Российской Федерации, федеральные  министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов  Федерации – президенты и главы  администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями  исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами  исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство  Российской Федерации и правительства  субъектов Федерации, ко вторым – министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру  последней могут бьпь подразделены на органы отраслевые, руководящие  определенными отраслями управления, и органы, осуществляющие межотраслевое  управление. Первые, – как правило, министерства, вторые – главным  образом государственные комитеты.

Следует различать также  коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. Коллегиальные  – это Правительство Российской Федерации и правительства ее субъектов. Единоначальными органами являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти –  Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации, другие Федеральные  суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и у головного судопроизводства.

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ