Конституционное право - ведущая отрасль права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция

Краткое описание

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

KP_RF.docx

— 185.57 Кб (Скачать файл)

Толкование Конституции  Российской Федерации, данное Конституционным  Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для  всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, распространяется на всех субъектов правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах  толкования, обязательны на всей территории Российской Федерации. Правоприменительные  органы обязаны руководствоваться  положениями, которые содержатся в  постановлениях Конституционного Суда. Даваемое Конституционным Судом  толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений  Основного Закона.

Таким образом, толкование Конституции  можно определить как особый вид  правовой деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, направленный на разъяснение конституционных  норм с целью их правильного понимания  и применения. Конституционное толкование имеет значение не только для законотворчества, но и для всех форм реализации права.

Толкование Конституции  и ее норм включает как уяснение, так и разъяснение смысла и  содержания интерпретируемых норм. В  ходе уяснения содержания интерпретатор  выясняет тот смысл, который вложен законодателем в конституционно-правовые нормы, а потом уже доводит  их содержание до других субъектов  права.

Толкование Конституции  может быть как нормативным, так  и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции.

Конституционный Суд уже  дал толкование конституционных  норм, касающихся процедуры принятия федеральных законов (ч. 4 ст. 105, 106, 107); формы правового акта о конституционных  поправках (ст. 136); понятий «общее число  депутатов Государственной Думы»  и «общее число членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы», что важно для определения  результатов голосования при  принятии законов и других решений (ч. 3 ст. 103, ч. 2 и 5 ст. 105, ч. 2 ст. 135 и др.); правовой процедуры включения нового наименования субъекта Федерации в  ст. 65 Конституции (ч. 2 ст. 137) и др.

Казуальное толкование имеет  место, если Конституционный Суд  выносит решения по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле. Однако необходимо отметить, что Конституционный Суд  дает толкование конституционных норм не только тогда, когда есть запрос уполномоченных органов, но и во всех других случаях осуществления Конституционным  Судом своих правомочий, ибо без  конституционного толкования невозможно конституционное правосудие.

В связи с этим возникает  вопрос о различении понятий «толкование  Конституции» и «конституционное толкование». Если под «толкованием Конституции» понимается интерпретация конституционных  норм, то под «конституционным толкованием» подразумевают соответствие того или  иного нормативно-правового акта Конституции РФ.

 

16. Политические основы конституционного строя Российской Федерации

Демократическое государство. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое  государство. Его демократизм находит  выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

1. В Конституции РФ  указывается (ст. 3), что носителем  суверенитета и единственным  источником власти в Российской  Федерации является ее многонациональный  народ. Это означает, что Россия  провозглашается государством народовластия,  или, иначе говоря, демократическим  государством (народовластие - от  греч. demos - народ, kratos - власть - и означает  «демократия»).

С возникновением государства  возникает и государственная  власть как один из существенных признаков  государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную  обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.

Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти (см. ст. 12 Конституции РФ).

Таким образом, народовластие  есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.

2. Одним из основополагающих  принципов демократической организации  государства, важнейшей предпосылкой  верховенства права и обеспечения  свободного развития человека  является принцип разделения  властей.

Разделение властей - один из основных принципов действующей  Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в  Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных  для них Конституцией РФ и законом.

Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

3. Демократия в Российской  Федерации осуществляется на  основе принципа политического  многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

4. Демократизм Российской  Федерации означает наличие в  ней местного самоуправления. «В  Российской Федерации, - сказано  в Конституции (ст. 12), - признается  и гарантируется местное самоуправление».

Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, поскольку  в основе демократии как формы  государства и способа правления  лежит идея политической свободы, в  соответствии с которой принцип  самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы, объединения и  сообщества граждан.

Правовое государство. В  соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.

Сущность идеи правового  государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных  особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан  от нарушения их прав государственной  властью и возмещение ущерба, нанесенного  им публичным учреждением. Главное  в идее правового государства - связанность  государства правом, гарантирующая  предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства  праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его  органов.

Правовое государство  характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым  обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

Являясь высшей формой выражения  государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой  по отношению ко всем иным нормативным  актам государства и составляют основу всей системы права.

Федеративное государство. Территория каждого государства  делится на части, определяющие его  внутреннюю структуру, территориальное  устройство. В рамках территориального устройства государства складываются система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и  этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового  статуса как государства в  целом, так и каждой из его территориальных  единиц.

Подобного рода устройство территории государства принято  называть государственным устройством. Таким образом, можно сказать, что  государственное устройство - это  территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной  с их правовым статусом.

Федерация - это объединение  двух или нескольких государств в  одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в  состав которого входят другие государства.

Государственная власть федерации  является единственной суверенной властью  на ее территории. Она опирается  на волю всего народа федерации.

С учетом изложенного можно  сказать, что государственное устройство Российской Федерации - это территориальная  организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными  округами.

Суверенное государство. Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном  общении.

Суверенитет государства  проявляется в верховенстве государственной  власти, в ее единстве и независимости.

Верховенство государственной  власти выражается в том, что она  определяет весь строй правовых отношений  в государстве, устанавливает общий  правопорядок, правоспособность, права  и обязанности государственных  органов, общественных объединений, должностных  лиц и граждан.

Следовательно, верховенство государственной власти - это такое  ее состояние, при котором над  ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве  власть всегда ограничена правом.

Верховенство государственной  власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность  существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной  власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную  власть.

Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной  власти означает самостоятельность  государства в отношениях с другими  государствами.

Республиканская форма правления. Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает  форму правления, определяющую организацию  органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена  республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления  отличается от монархии, которой присуще  наследование статуса главы государства.

Если рассматривать форму  правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она  не оказывает определяющего влияния  на характер государственного строя.

И тем не менее республиканская  форма правления в большей  мере, чем монархическая, соответствует  характеру демократического, конституционного государства. Дело в том, что для  монархии ее конституционный вариант - такое же искажение ее сути, как  для республики - вариант тоталитарный. Поэтому конституционная монархия гораздо ближе по своему существу к демократической республике, чем  тоталитарная республика. И наоборот, тоталитарное государство с республиканской  формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного  абсолютной монархией.

В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической  литературе, «полупрезидентскую» республиканскую  форму правления: во-первых, Президент  избирается всеобщим голосованием (в  этом ее отличие от парламентской  формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать  независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют  Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской  формы). Именно названные признаки и  характеризуют Российскую Федерацию  как «полупрезидентскую» республику.

 

17. экономическая  и социальная основы конституционного  строя РФ

Экономическая основа

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления  социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение  товаров и благ осуществляются в  основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные  субъекты хозяйствования, конкурирующие  между собой. Российская Федерация  поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

«В Российской Федерации, – указывается в Конституции (ст. 8), – гарантируются единство экономического пространства, свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ