Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:30, лекция
Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.
Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Официальное толкование, даваемое Конституционным Судом, распространяется на всех субъектов правоотношений, а предписания, содержащиеся в актах толкования, обязательны на всей территории Российской Федерации. Правоприменительные органы обязаны руководствоваться положениями, которые содержатся в постановлениях Конституционного Суда. Даваемое Конституционным Судом толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Основного Закона.
Таким образом, толкование Конституции можно определить как особый вид правовой деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, направленный на разъяснение конституционных норм с целью их правильного понимания и применения. Конституционное толкование имеет значение не только для законотворчества, но и для всех форм реализации права.
Толкование Конституции
и ее норм включает как уяснение,
так и разъяснение смысла и
содержания интерпретируемых норм. В
ходе уяснения содержания интерпретатор
выясняет тот смысл, который вложен
законодателем в
Толкование Конституции может быть как нормативным, так и казуальным. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции.
Конституционный Суд уже
дал толкование конституционных
норм, касающихся процедуры принятия
федеральных законов (ч. 4 ст. 105, 106, 107);
формы правового акта о конституционных
поправках (ст. 136); понятий «общее число
депутатов Государственной
Казуальное толкование имеет
место, если Конституционный Суд
выносит решения по спорам о компетенции,
по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам
судов о конституционности
В связи с этим возникает
вопрос о различении понятий «толкование
Конституции» и «конституционное толкование».
Если под «толкованием Конституции»
понимается интерпретация конституционных
норм, то под «конституционным толкованием»
подразумевают соответствие того или
иного нормативно-правового
16. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
Демократическое государство. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.
1. В Конституции РФ
указывается (ст. 3), что носителем
суверенитета и единственным
источником власти в
С возникновением государства возникает и государственная власть как один из существенных признаков государства. Государственная власть имеет в качестве своих основных элементов общую волю и силу, способную обеспечить подчинение этой общей воле всех членов общества.
Государственная власть - не единственная форма власти народа. Еще одной формой власти народа является местное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (см. ст. 12 Конституции РФ).
Таким образом, народовластие
есть принадлежность всей власти народу,
а также свободное
2. Одним из основополагающих
принципов демократической
Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.
Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.
3. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.
Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
4. Демократизм Российской
Федерации означает наличие в
ней местного самоуправления. «В
Российской Федерации, - сказано
в Конституции (ст. 12), - признается
и гарантируется местное
Местное самоуправление неразрывно
связано с демократией, поскольку
в основе демократии как формы
государства и способа
Правовое государство. В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.
Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов.
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Являясь высшей формой выражения государственной воли народа, законы обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным нормативным актам государства и составляют основу всей системы права.
Федеративное государство.
Территория каждого государства
делится на части, определяющие его
внутреннюю структуру, территориальное
устройство. В рамках территориального
устройства государства складываются
система территориальных
Подобного рода устройство
территории государства принято
называть государственным устройством.
Таким образом, можно сказать, что
государственное устройство - это
территориальная организация
Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.
Государственная власть федерации является единственной суверенной властью на ее территории. Она опирается на волю всего народа федерации.
С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство Российской Федерации - это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.
Суверенное государство. Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.
Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Следовательно, верховенство государственной власти - это такое ее состояние, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Однако верховенство власти не означает ее неограниченности. В конституционном государстве власть всегда ограничена правом.
Верховенство государственной
власти делает ее единственной политической
властью, исключая тем самым возможность
существования наряду с суверенной
государственной властью какой-
Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.
Республиканская форма правления. Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.
В Конституции РФ (ст. 1) установлена
республиканская форма
Если рассматривать форму
правления с чисто формальных
позиций, то можно сказать, что она
не оказывает определяющего
И тем не менее республиканская
форма правления в большей
мере, чем монархическая, соответствует
характеру демократического, конституционного
государства. Дело в том, что для
монархии ее конституционный вариант
- такое же искажение ее сути, как
для республики - вариант тоталитарный.
Поэтому конституционная
В настоящее время Российская
Федерация имеет президентско-
17. экономическая
и социальная основы
Экономическая основа
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
«В Российской Федерации,
– указывается в Конституции
(ст. 8), – гарантируются единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и
финансовых средств, поддержка конкуренции,
свобода экономической
Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль права РФ