Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Объектом теории государства и права - является государство и право и тесно связанные с ним государственно-правовые явления. Однако, государство и право, государственно-правовые явления являются объектами исследования и многих других общественных наук. В отличие от неюридических общественных наук теории государства и права изучает государство и право, государственно-правовые явления в политико-правовом или юридическом аспекте. Она в меньшей степени касается исторических, философских, социологических и иных проблем. Предметом теории государства и права – являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и тесно связанных с ними государственно-правовые явления.

Содержание

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
1.1. Что изучает теория государства и права как наука?..................... 5
1.2. Назовите основные методологические принципы изучения государственно-правовых явлений и дайте их краткую характеристику.
6
Тема 2. Теория государства и права и ее место в системе правоведческих наук.
2.1. Какое место занимает теория государства и права среди других правоведческих наук?.......................................................................
8
2.2. В чем заключается значение теории государства и права для формирования специалиста-юриста?..............................................................
11
Тема 3. Происхождение государства и права.
3.1. Раскройте организацию и формы осуществления власти при первобытнообщинном строе……………………………………………….
11
3.2. Какие Вам известны теории происхождения государства и в чем заключаются их особенности?..............................................................
14
Тема 4. Сущность государства и его признаки. Форма государства.
4.1. В чем заключается сущность и каковы основные признаки государства?...................................................................................................
20
4.2. Дайте характеристику современного демократического государства и раскройте признаки антидемократического (тоталитарного) режима……………………………………………………
20

Тема 5. Функции государства. Государственный аппарат (механизм государства).
5.1. Что такое функции современного государства и какова их классификация?..............................................................................................
5.2. Что понимается под механизмом (аппаратом) государства и какова его структура?....................................................................................
23
23
Тема 6. Государство в политической системе общества.
6.1. Что такое политическая система общества и каковы ее составные части?............................................................................................
24
6.2. Какова роль государства в политической системе современного общества?..............................................................................

26
Тема 7. Сущность права. Основные признаки права.
7.1. Что такое право? Каково его отличие от не правовых социальных норм?........................................................................................
28
7.2. В чем заключается содержание теории естественного права?
29
Тема 8. Типы права. Функции права.
8.1. Назовите и раскройте основные функции права……………. 30
Тема 9. Правосознание. Правовое воспитание и правовая культура.
9.1. Что такое правосознание? Какова его структура и роль в общественной жизни?..................................................................................
35
Тема 10. Норма права: понятие и структура.
10.1. Что понимается под нормами права и каковы их признаки?.. 38
10.2. Дайте классификацию норм права……………………………. 43
Тема 11. Формы (источники) права. Нормативно-правовые акты.
11.1. Назовите и раскройте виды источников (форм) права………. 47
11.2. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его отличительные признаки?.............................................................................

48
Тема 12. Систематизация законодательства и система отраслей права.
12.1. Что понимается под системой права и каковы ее признаки?... 53
12.2. Каково соотношение системы права и системы законодательства?.........................................................................................
54
Тема 13. Толкование нормативно-правовых актов.
13.1. Что понимается под толкованием правовых норм?................ 55
13.2. Что понимается под официальным и неофициальным толкованием правовых норм?.....................................................................

60
Тема 14. Реализация права. Условия и стадии применения норм права.
14.1. Раскройте формы реализации права…………………………… 62
14.2. Каковы основные стадии применения норм права?.................. 63
Тема 15. Пределы действия нормативно-правовых актов.
15.1. В чем заключается действие закона в пространстве и по кругу лиц?.......................................................................................................
71
Список используемых источников………………………………..
74

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольное задание по теории государства и права Якимов.docx

— 242.87 Кб (Скачать файл)

По утверждению представителей материалистической теории оно является

исторически преходящим, временным  явлением и отомрет с исчезновением классовых различий. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно  и

преимущественно из классовых  противоречий формирующихся внутри общества.

Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает  государство.

Германская форма - государство  возникает как результат завоевания обширных территорий для государства над которыми родовой строй не дает ни каких средств.

Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

Тема 4. Сущность государства  и его признаки. Форма государства.

 

4.1. В чем заключается сущность и каковы основные признаки государства?

Государство – универсальная публично-правовая и суверенная организация, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения. Государство с этой точки зрения есть господствующая в обществе система власти или социально организованная сила, обособленная от общества и способная подчинить это общество, пусть даже и принудительными средствами, целям политики.

Признаки государства  характеризуют его как особую, отличную от всякой иной организации  структуру общества, призванную в  интересах всего этого общества либо преимущественно в интересах  определенного слоя, класса, социальных группировок осуществлять государственную  власть. 

    1. Дайте характеристику современного демократического государства и раскройте признаки антидемократического (тоталитарного) режима.

Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями  развития государства, поэтому можно  говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных  странах можно обнаружить сходные  черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима:

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим  подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать  характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и  демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.

 Признаки демократии  следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума - всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения  принимаются специальными выборными  учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный  режим (от греч. autocritas - власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный  режим (от лат. totalis - весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

 

Тема 5. Функции  государства. Государственный аппарат (механизм государства).

5.1. Что такое функции современного государства и какова их классификация?

Государство - суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.

Функции государства – обусловлены социальным назначением государства и выражающие его сущность,  основ направления деятельности государства по управлением обществом.

Виды функций  государства

  1. по сфере государственной деятельности:
    • внутренние: экономическая, политическая, социальная, финансовая, охрана правопорядка, экологическая и другие.
    • внешние: обеспечение государственной безопасности государства и обороны страны, защита граждан государства, находящихся за пределами его территории, взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, поддержание мира.

 

5.2. Что понимается под механизмом (аппаратом) государства и какова его структура?

Механизм государства - это совокупность государственных органов и государственных организаций осуществляющих функции государства.

Элементы механизма  государства:

  • государственный аппарат;
  • государственные организации.

Формы государства - это совокупность элементов, характеризующих способы структурной и территориальной организации государственной власти и методы ее осуществления, в которых выражается сущность государства.

 

Тема 6. Государство  в политической системе общества.

6.1. Что такое политическая система общества и каковы ее составные части?

         Под политической системой общества понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны. 
Все органы и организации, принимающие участие в политической жизни страны, в научной юридической и философской литературе принято называть структурными элементами политической системы общества. Применительно к России это - институт президентства, Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, местные государственные органы, все существующие в стране политические партии и другие общественные организации. 
         В зависимости от степени участия в политической жизни эти органы и организации в научной литературе подразделяются на следующие группы. 
Собственно политические. К их числу относятся государство, все политические партии, политические движения. В чем их особенность? Каковы признаки? 
         Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, активное воздействие на нее. Цель их создания и функционирования непосредственно политическая. Она заключается в формировании внутренней и внешней политики государства на разных этапах развития общества; в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе; в проведении политических ᴎʜҭересов господствующих кругов.

Не собственно политические. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются в силу не политических, а экономических и других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации. Цель их создания и функционирования никогда не бывает непосредственно политической. Свою деятельность данные организации осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества. Это не означает, разумеется, принижения их роли в политической системе общества. Ибо речь идет лишь о том, что политический аспект их деятельности не является доминирующим, а не об отрицании его. 
Есть группа организаций, входящих в политическую систему общества, которые возникают и функционируют на основе личных склонностей и ᴎʜҭересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения нумизматов, филателистов, авто - и мотолюбителей, туристов и других. Политический оттенок в своей деятельности они могут приобрести как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты — носители политической власти и соответствующих политических отношений. 
         Решающую роль среди всех вышеназванных организаций — составных частей политической системы общества — всегда играло и продолжает играть государство. 
         Значительную роль в политической системе общества играют также политические партии и политические движения. 
          В пределах отдельно взятых стран политические системы общества выступают как относительно замкнутые системы, функционирующие в рамках национального законодательства и преследующие свои собственные цели. 
          В случаях образования социально-политических и иных союзов государств или создания ими конфедеративных объединений у национальных политических систем появляются также общие цели. 
           В их широком спектре - поддержание баланса различных составных частей общества и их политических систем; обеспечение между ними ᴎʜҭегративных процессов; аккумуляция социальных, экономических, политических и иных ресурсов общества и направление их на решение стоящих перед ними локальных и глобальных проблем и др. 
          Политические системы общества классифицируются по разным признакам-критериям. Например, в зависимости от количества функционирующих в их пределах политических партий политические системы подразделяются на однопартийные, двухпартийные и многопартийные; в зависимости от правящих в них режимов — на либерально-демократические, тоталитарные и автократические и другие. 

    1. . Какова роль государства в политической системе современного общества?

Особое место и роль государства в политической системе  обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное  звено этой системы. В частности, государство:

- объединяет абсолютно всё население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;

- является единственной организацией, которая издаёт либо санкционирует правовой акт;

- выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;

- определяет основные направления развития и функционирования общества;

- вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;

- обладает государственным суверенитетом, то есть верховенством и независимостью от какой - либо иной власти;

- является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;

- располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами. Это придаёт государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;

- располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельностью.

Одновременно государство  использует так называемое социальное партнёрство, то есть привлекает к своей  деятельности для сотрудничества негосударственные  объединения, в том числе союзы  предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы.

Таким образом, государство  обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных  полномочий, и это единственная полновластная  организация на территории страны. Другие субъекты политической системы  не обладают подобными свойствами и  полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения, они могут применить принуждение  только в отношении своих членов, выражают интересы объединившихся людей, они не вправе принимать общеобязательные акты, поскольку их решения касаются только членов конкретного объединения. Не обладают они и правом взимать  налоги и другие обязательные платежи: их члены уплачивают лишь добровольные членские взносы.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»