Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:53, контрольная работа
Объектом теории государства и права - является государство и право и тесно связанные с ним государственно-правовые явления. Однако, государство и право, государственно-правовые явления являются объектами исследования и многих других общественных наук. В отличие от неюридических общественных наук теории государства и права изучает государство и право, государственно-правовые явления в политико-правовом или юридическом аспекте. Она в меньшей степени касается исторических, философских, социологических и иных проблем. Предметом теории государства и права – являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и тесно связанных с ними государственно-правовые явления.
Тема 1. Предмет и метод теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
1.1. Что изучает теория государства и права как наука?..................... 5
1.2. Назовите основные методологические принципы изучения государственно-правовых явлений и дайте их краткую характеристику.
6
Тема 2. Теория государства и права и ее место в системе правоведческих наук.
2.1. Какое место занимает теория государства и права среди других правоведческих наук?.......................................................................
8
2.2. В чем заключается значение теории государства и права для формирования специалиста-юриста?..............................................................
11
Тема 3. Происхождение государства и права.
3.1. Раскройте организацию и формы осуществления власти при первобытнообщинном строе……………………………………………….
11
3.2. Какие Вам известны теории происхождения государства и в чем заключаются их особенности?..............................................................
14
Тема 4. Сущность государства и его признаки. Форма государства.
4.1. В чем заключается сущность и каковы основные признаки государства?...................................................................................................
20
4.2. Дайте характеристику современного демократического государства и раскройте признаки антидемократического (тоталитарного) режима……………………………………………………
20
Тема 5. Функции государства. Государственный аппарат (механизм государства).
5.1. Что такое функции современного государства и какова их классификация?..............................................................................................
5.2. Что понимается под механизмом (аппаратом) государства и какова его структура?....................................................................................
23
23
Тема 6. Государство в политической системе общества.
6.1. Что такое политическая система общества и каковы ее составные части?............................................................................................
24
6.2. Какова роль государства в политической системе современного общества?..............................................................................
26
Тема 7. Сущность права. Основные признаки права.
7.1. Что такое право? Каково его отличие от не правовых социальных норм?........................................................................................
28
7.2. В чем заключается содержание теории естественного права?
29
Тема 8. Типы права. Функции права.
8.1. Назовите и раскройте основные функции права……………. 30
Тема 9. Правосознание. Правовое воспитание и правовая культура.
9.1. Что такое правосознание? Какова его структура и роль в общественной жизни?..................................................................................
35
Тема 10. Норма права: понятие и структура.
10.1. Что понимается под нормами права и каковы их признаки?.. 38
10.2. Дайте классификацию норм права……………………………. 43
Тема 11. Формы (источники) права. Нормативно-правовые акты.
11.1. Назовите и раскройте виды источников (форм) права………. 47
11.2. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его отличительные признаки?.............................................................................
48
Тема 12. Систематизация законодательства и система отраслей права.
12.1. Что понимается под системой права и каковы ее признаки?... 53
12.2. Каково соотношение системы права и системы законодательства?.........................................................................................
54
Тема 13. Толкование нормативно-правовых актов.
13.1. Что понимается под толкованием правовых норм?................ 55
13.2. Что понимается под официальным и неофициальным толкованием правовых норм?.....................................................................
60
Тема 14. Реализация права. Условия и стадии применения норм права.
14.1. Раскройте формы реализации права…………………………… 62
14.2. Каковы основные стадии применения норм права?.................. 63
Тема 15. Пределы действия нормативно-правовых актов.
15.1. В чем заключается действие закона в пространстве и по кругу лиц?.......................................................................................................
71
Список используемых источников………………………………..
74
По утверждению представителей материалистической теории оно является
исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий. Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.
Афинская форма - классическая.
Государство возникает
преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества.
Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство.
Германская форма - государство
возникает как результат
Основные положения
Тема 4. Сущность государства и его признаки. Форма государства. |
4.1. В чем заключается сущность и каковы основные признаки государства?
Государство – универсальная публично-правовая и суверенная организация, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью и возможностью применения легитимного принуждения. Государство с этой точки зрения есть господствующая в обществе система власти или социально организованная сила, обособленная от общества и способная подчинить это общество, пусть даже и принудительными средствами, целям политики.
Признаки государства характеризуют его как особую, отличную от всякой иной организации структуру общества, призванную в интересах всего этого общества либо преимущественно в интересах определенного слоя, класса, социальных группировок осуществлять государственную власть.
Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.
Во многом эти характеристики
обусловлены конкретными
В научной литературе выделяют два вида политического режима:
Признаки демократического режима:
Признаки антидемократического режима:
Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.
Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.
Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.
Признаки демократии следующие:
Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума - всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.
В условиях большой территории
прямую демократию слишком сложно реализовать.
Поэтому государственные
Авторитарный режим (от греч. autocritas - власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.
Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
Тема 5. Функции государства. Государственный аппарат (механизм государства).
5.1. Что такое функции современного государства и какова их классификация?
Государство - суверенная территориальная организация политической власти, обладающая аппаратом управления и управляющая обществом с помощью права.
Функции государства – обусловлены социальным назначением государства и выражающие его сущность, основ направления деятельности государства по управлением обществом.
Виды функций государства
5.2. Что понимается под механизмом (аппаратом) государства и какова его структура?
Механизм государства - это совокупность государственных органов и государственных организаций осуществляющих функции государства.
Элементы механизма государства:
Формы государства - это совокупность элементов, характеризующих способы структурной и территориальной организации государственной власти и методы ее осуществления, в которых выражается сущность государства.
Тема 6. Государство в политической системе общества.
6.1. Что такое политическая система общества и каковы ее составные части?
Под политической системой общества понимается
совокупность государственных, партийных
и общественных органов и организаций,
участвующих в политической жизни той
или иной страны.
Все органы и организации, принимающие
участие в политической жизни страны,
в научной юридической и философской литературе
принято называть структурными элементами
политической системы общества. Применительно
к России это - институт президентства,
Государственная Дума, Совет Федерации,
Правительство, органы законодательной
и исполнительной власти субъектов Федерации,
местные государственные органы, все существующие
в стране политические партии и другие
общественные организации.
В зависимости
от степени участия в политической жизни
эти органы и организации в научной литературе
подразделяются на следующие группы.
Собственно политические. К их числу относятся
государство, все политические партии,
политические движения. В чем их особенность?
Каковы признаки?
Характерным
признаком этих организаций является
их прямая связь с политикой, активное
воздействие на нее. Цель их создания и
функционирования непосредственно политическая.
Она заключается в формировании внутренней
и внешней политики государства на разных
этапах развития общества; в политическом
и идеологическом воздействии (воспитании)
на различные слои и классы, существующие
в обществе; в проведении политических ᴎʜҭересов господствующих
кругов.
Не собственно политические.
К ним относятся такие
Есть группа организаций, входящих в политическую
систему общества, которые возникают и
функционируют на основе личных склонностей
и ᴎʜҭересов того или иного
слоя людей к занятию определенной деятельностью.
К их числу следует отнести объединения
нумизматов, филателистов, авто - и мотолюбителей,
туристов и других. Политический оттенок
в своей деятельности они могут приобрести
как объекты воздействия на них со стороны
государственных и иных политических
по своему характеру органов и организаций,
но отнюдь не как субъекты — носители
политической власти и соответствующих
политических отношений.
Решающую роль
среди всех вышеназванных организаций
— составных частей политической системы
общества — всегда играло и продолжает
играть государство.
Значительную
роль в политической системе общества
играют также политические партии и политические
движения.
В пределах
отдельно взятых стран политические системы
общества выступают как относительно
замкнутые системы, функционирующие в
рамках национального законодательства
и преследующие свои собственные цели.
В случаях
образования социально-политических и
иных союзов государств или создания ими
конфедеративных объединений у национальных
политических систем появляются также
общие цели.
В их
широком спектре - поддержание баланса
различных составных частей общества
и их политических систем; обеспечение
между ними ᴎʜҭегративных процессов;
аккумуляция социальных, экономических,
политических и иных ресурсов общества
и направление их на решение стоящих перед
ними локальных и глобальных проблем и
др.
Политические
системы общества классифицируются по
разным признакам-критериям. Например,
в зависимости от количества функционирующих
в их пределах политических партий политические
системы подразделяются на однопартийные,
двухпартийные и многопартийные; в зависимости
от правящих в них режимов — на либерально-демократические,
тоталитарные и автократические и другие.
Особое место и роль государства в политической системе обусловлены свойствами государства, какими не обладает ни одно структурное звено этой системы. В частности, государство:
- объединяет абсолютно всё население, проживающее на его территории, независимо от национальной, социальной, профессиональной и иной принадлежности;
- является единственной организацией, которая издаёт либо санкционирует правовой акт;
- выражает общие интересы общества, является официальным представителем общества в целом;
- определяет основные направления развития и функционирования общества;
- вправе принимать властные решения, которые распространяются на всех, кто находится на его территории;
- обладает государственным суверенитетом, то есть верховенством и независимостью от какой - либо иной власти;
- является носителем политической власти и распространяет свою юрисдикцию на соответствующую территорию;
- располагает специальным аппаратом управления и принуждения: судебными органами, армией, тюрьмами. Это придаёт государству реальную силу. Никакие другие органы, кроме государственных, не вправе применять принуждение в отношении всех граждан;
- располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельностью.
Одновременно государство использует так называемое социальное партнёрство, то есть привлекает к своей деятельности для сотрудничества негосударственные объединения, в том числе союзы предпринимателей, религиозные организации, профсоюзы.
Таким образом, государство
обладает единством законодательных,
управленческих, судебных и контрольных
полномочий, и это единственная полновластная
организация на территории страны.
Другие субъекты политической системы
не обладают подобными свойствами и
полномочиями. Их власть распространяется
только на членов данного объединения,
они могут применить
Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»