Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Объектом теории государства и права - является государство и право и тесно связанные с ним государственно-правовые явления. Однако, государство и право, государственно-правовые явления являются объектами исследования и многих других общественных наук. В отличие от неюридических общественных наук теории государства и права изучает государство и право, государственно-правовые явления в политико-правовом или юридическом аспекте. Она в меньшей степени касается исторических, философских, социологических и иных проблем. Предметом теории государства и права – являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и тесно связанных с ними государственно-правовые явления.

Содержание

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
1.1. Что изучает теория государства и права как наука?..................... 5
1.2. Назовите основные методологические принципы изучения государственно-правовых явлений и дайте их краткую характеристику.
6
Тема 2. Теория государства и права и ее место в системе правоведческих наук.
2.1. Какое место занимает теория государства и права среди других правоведческих наук?.......................................................................
8
2.2. В чем заключается значение теории государства и права для формирования специалиста-юриста?..............................................................
11
Тема 3. Происхождение государства и права.
3.1. Раскройте организацию и формы осуществления власти при первобытнообщинном строе……………………………………………….
11
3.2. Какие Вам известны теории происхождения государства и в чем заключаются их особенности?..............................................................
14
Тема 4. Сущность государства и его признаки. Форма государства.
4.1. В чем заключается сущность и каковы основные признаки государства?...................................................................................................
20
4.2. Дайте характеристику современного демократического государства и раскройте признаки антидемократического (тоталитарного) режима……………………………………………………
20

Тема 5. Функции государства. Государственный аппарат (механизм государства).
5.1. Что такое функции современного государства и какова их классификация?..............................................................................................
5.2. Что понимается под механизмом (аппаратом) государства и какова его структура?....................................................................................
23
23
Тема 6. Государство в политической системе общества.
6.1. Что такое политическая система общества и каковы ее составные части?............................................................................................
24
6.2. Какова роль государства в политической системе современного общества?..............................................................................

26
Тема 7. Сущность права. Основные признаки права.
7.1. Что такое право? Каково его отличие от не правовых социальных норм?........................................................................................
28
7.2. В чем заключается содержание теории естественного права?
29
Тема 8. Типы права. Функции права.
8.1. Назовите и раскройте основные функции права……………. 30
Тема 9. Правосознание. Правовое воспитание и правовая культура.
9.1. Что такое правосознание? Какова его структура и роль в общественной жизни?..................................................................................
35
Тема 10. Норма права: понятие и структура.
10.1. Что понимается под нормами права и каковы их признаки?.. 38
10.2. Дайте классификацию норм права……………………………. 43
Тема 11. Формы (источники) права. Нормативно-правовые акты.
11.1. Назовите и раскройте виды источников (форм) права………. 47
11.2. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его отличительные признаки?.............................................................................

48
Тема 12. Систематизация законодательства и система отраслей права.
12.1. Что понимается под системой права и каковы ее признаки?... 53
12.2. Каково соотношение системы права и системы законодательства?.........................................................................................
54
Тема 13. Толкование нормативно-правовых актов.
13.1. Что понимается под толкованием правовых норм?................ 55
13.2. Что понимается под официальным и неофициальным толкованием правовых норм?.....................................................................

60
Тема 14. Реализация права. Условия и стадии применения норм права.
14.1. Раскройте формы реализации права…………………………… 62
14.2. Каковы основные стадии применения норм права?.................. 63
Тема 15. Пределы действия нормативно-правовых актов.
15.1. В чем заключается действие закона в пространстве и по кругу лиц?.......................................................................................................
71
Список используемых источников………………………………..
74

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольное задание по теории государства и права Якимов.docx

— 242.87 Кб (Скачать файл)

Применение права имеет  большое значение в механизме  правового регулирования общественных отношений, так как для стабильного  функционирования и развития общества необходимы обстоятельства, которые  нужно использовать в процессе правового  регулирования мер государственно-правового  характера, что обосновывает потребность  в специальной деятельности по применению права. Роль и место правоприменительной  деятельности в механизме правореализации  обусловлены наличием объективных  предпосылок, предопределяющих необходимость  такой стадии. Главная цель правоприменительной  деятельности – содействие в реализации субъективных прав и юридических  обязанностей, а также осуществление  контроля со стороны государства  в лице его специальных органов  за законностью при реализации предписаний  правовых норм.

В правовом государстве права  и свободы человека как таковые  приобретают непосредственное юридическое  действие, так как они имеют  «высшую ценность» по отношению  к другим общественным ценностям  и включены в систему конституционного регулирования. Основные права и  свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной  власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как составляющая общего механизма  осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и  обеспечение законных интересов  индивида.

Применение права – это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием конкретного решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы границы правоприменения в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право, и т. д.

В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют свою деятельность по управлению обществом. Применяя предписания правовых норм, государство тем самым обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе. Применение норм права  – это властная специальная юридическая  деятельность, осуществляемая компетентными  органами государственной власти и  должностными лицами по реализации предписаний  юридических норм в четко установленном  процессуальном порядке к конкретным правоотношениям индивидуального  характера.

Правоприменительная деятельность имеет свои характерные особенности  в механизме правового регулирования  общественных отношений.

Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми. Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения.

1. Правоприменительной деятельностью  в пределах своей компетенции  занимаются органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные  объединения. Такова, например, деятельность  суда по осуществлению правосудия  или следственных органов по  расследованию уголовных дел.

2. Правоприменительная деятельность  осуществляется по одностороннему  волеизъявлению компетентных субъектов  правоприменения.

3. Исполнение правоприменительных  актов носит обязательный характер.

4. В необходимых случаях  правоприменительные акты обеспечиваются  государственным принуждением.

Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают  условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере  социального управления осуществляется посредством властных действий органов  исполнительной власти. Во многих случаях  возникает необходимость содействия органов исполнительной власти в  реализации субъективных прав граждан.

Необходимо отметить, что  не всегда правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. Так, в некоторых  случаях, чтобы начать правоприменительный  процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган  государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной  деятельности предопределены в целом  особенностями метода правового  регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических  предписаний.

Во-вторых, право на правоприменительную  деятельность субъекта сливается с  его обязанностью осуществлять эту  правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает обязанность  на субъектов правоприменительной  деятельности заниматься этой деятельностью  в силу их полномочий.

В-третьих, правоприменительная  деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, т. е. носит индивидуальный характер. Индивидуальные правоприменительные акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам.

Например, приговор суда в  отношении лица, совершившего преступление, решение администрации города о  выделении земельного участка под  строительство жилого дома конкретному  гражданину, указ Президента о награждении  гражданина Почетной грамотой и др.

В-четвертых, вся правоприменительная  деятельность осуществляется в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предоставленных соответствующим  субъектам. Существует определенная процедура  правоприменительной деятельности органов государственной власти и должностных лиц. Во многих случаях  правоприменительная деятельность урегулирована процессуальным законодательством. Например, органы судебной власти, правоохранительные органы при рассмотрении гражданских  и уголовных дел руководствуются  нормами гражданско-процессуального  и уголовно-процессуального законодательства. Органы государственной власти и  должностные лица, рассматривающие  административные правонарушения, руководствуются  нормами административно-процессуального  законодательства. Правоприменительные  органы (должностные лица) должны последовательно  обеспечивать законность при рассмотрении конкретного юридического дела.

Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее  значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений.

Принцип законности – это строгое и неуклонное следование закону субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности.

Принцип законности в правоприменительной  деятельности означает действие органов  государственной власти, должностных  лиц строго в рамках предоставленных им законодательством полномочий, а также строгое и точное соблюдение установленной процедуры при принятии юридических решений. Осуществляя правоприменительную деятельность, органы государственной власти, должностные лица не должны выходить за рамки закона.

Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена, в первую очередь, на защиту законных прав и свобод личности, установление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение интересов каких-либо отдельных социальных групп и слоев. Принцип социальной справедливости является непременным условием формирования гражданского общества и построения правовой государственности.

Принцип обоснованности правоприменительной  деятельности означает принятие решения компетентным органом только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Правоприменительный орган обязан тщательно изучить и использовать только относящиеся к делу материалы. Нарушение принципа обоснованности является основанием для отмены правоприменительного акта.

Принцип целесообразности в правоприменительной  деятельности означает выбор наиболее оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта. Динамика развития общественных связей и отношений не всегда позволяет учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в общественной жизни в процессе формирования норм права. Правоприменительный орган в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела выбирает наиболее оптимальный вариант принятия решения. Особенно это касается правоприменительной деятельности органов судебной власти.

Можно выделить следующие  основания для осуществления  правоприменительной деятельности.

1. Правоприменительная деятельность  начинается тогда, когда возникает  необходимость содействия компетентного  органа государственной власти  в реализации субъективных прав  и юридических обязанностей. Например, для того чтобы реализовать  конституционное право на труд, необходимо официальное решение  администрации предприятия, учреждения, организации о принятии на  работу конкретного гражданина; чтобы учиться в высшем учебном  заведении нужно, решение ректора  о зачислении абитуриента в  вуз; для получения пенсии по  достижении пенсионного возраста  или же пособия по инвалидности  необходимо решение органов социального  обеспечения и т. д. Во всех  этих случаях мы видим, что  для реализации этих прав необходимо  решение конкретного компетентного  органа (должностного лица).

2. Правоприменительная деятельность  органов государственной власти (должностных лиц) необходима  тогда, когда имеются препятствия  к осуществлению субъективных  прав и юридических обязанностей. Например, если собственнику имущества  создают препятствия для реализации  им права владения, пользования,  распоряжения своим имуществом, то он имеет право обратиться  в компетентный орган государственной  власти, чтобы восстановить свое  нарушенное право.

3. Правоприменительная деятельность  необходима тогда, когда совершено  правонарушение, за которое законодательством  предусмотрена юридическая ответственность  и нужно определить меру юридического  взыскания к виновному лицу, совершившему  правонарушение. Например, при совершении  уголовно наказуемого деяния  меру наказания определяет только  суд на основании наличия состава  преступления; к лицам, совершившим  административное правонарушение, меры административного взыскания  применяют только компетентные  органы государственной власти (должностные  лица), предусмотренные административным  законодательством.

4. Правоприменительная деятельность  необходима тогда, когда правоотношения  должны пройти контроль со  стороны соответствующего органа  государственной власти. Например, регистрация сделок нотариальными  органами, нотариальное оформление  завещания, регистрация устава  общественной организации в Министерстве  юстиции, налоговый контроль за  финансовой деятельностью предприятия  или организации и т. п.

5. Правоприменительная деятельность  имеет место тогда, когда возникает  спор о праве и необходимо  разрешить конфликт между сторонами  (например, имущественный спор между  участниками правоотношений может  разрешить только суд).

6. Правоприменительная деятельность  необходима также тогда, когда  требуется официально установить  наличие или отсутствие конкретных  фактов и квалифицировать их  как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).

Применение норм права  осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью  понимают организацию выполнения предписаний  юридических норм. Регулирование  общественных отношений, обеспечение  субъективных прав и юридических  обязанностей органы государственной  власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов. Например, издание приказа о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации  брака, решение о зачислении абитуриента  в вуз и т. д.

Под правоохранительной деятельностью  понимают действия компетентных органов  государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.

Тема 15. Пределы  действия нормативно-правовых актов.

15.1. В чем заключается  действие закона в пространстве  и по кругу лиц?

Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется  в отношении: 1) всех граждан; 2) организаций; 3) государственных органов; 4) объединений.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»