Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Объектом теории государства и права - является государство и право и тесно связанные с ним государственно-правовые явления. Однако, государство и право, государственно-правовые явления являются объектами исследования и многих других общественных наук. В отличие от неюридических общественных наук теории государства и права изучает государство и право, государственно-правовые явления в политико-правовом или юридическом аспекте. Она в меньшей степени касается исторических, философских, социологических и иных проблем. Предметом теории государства и права – являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и тесно связанных с ними государственно-правовые явления.

Содержание

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
1.1. Что изучает теория государства и права как наука?..................... 5
1.2. Назовите основные методологические принципы изучения государственно-правовых явлений и дайте их краткую характеристику.
6
Тема 2. Теория государства и права и ее место в системе правоведческих наук.
2.1. Какое место занимает теория государства и права среди других правоведческих наук?.......................................................................
8
2.2. В чем заключается значение теории государства и права для формирования специалиста-юриста?..............................................................
11
Тема 3. Происхождение государства и права.
3.1. Раскройте организацию и формы осуществления власти при первобытнообщинном строе……………………………………………….
11
3.2. Какие Вам известны теории происхождения государства и в чем заключаются их особенности?..............................................................
14
Тема 4. Сущность государства и его признаки. Форма государства.
4.1. В чем заключается сущность и каковы основные признаки государства?...................................................................................................
20
4.2. Дайте характеристику современного демократического государства и раскройте признаки антидемократического (тоталитарного) режима……………………………………………………
20

Тема 5. Функции государства. Государственный аппарат (механизм государства).
5.1. Что такое функции современного государства и какова их классификация?..............................................................................................
5.2. Что понимается под механизмом (аппаратом) государства и какова его структура?....................................................................................
23
23
Тема 6. Государство в политической системе общества.
6.1. Что такое политическая система общества и каковы ее составные части?............................................................................................
24
6.2. Какова роль государства в политической системе современного общества?..............................................................................

26
Тема 7. Сущность права. Основные признаки права.
7.1. Что такое право? Каково его отличие от не правовых социальных норм?........................................................................................
28
7.2. В чем заключается содержание теории естественного права?
29
Тема 8. Типы права. Функции права.
8.1. Назовите и раскройте основные функции права……………. 30
Тема 9. Правосознание. Правовое воспитание и правовая культура.
9.1. Что такое правосознание? Какова его структура и роль в общественной жизни?..................................................................................
35
Тема 10. Норма права: понятие и структура.
10.1. Что понимается под нормами права и каковы их признаки?.. 38
10.2. Дайте классификацию норм права……………………………. 43
Тема 11. Формы (источники) права. Нормативно-правовые акты.
11.1. Назовите и раскройте виды источников (форм) права………. 47
11.2. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его отличительные признаки?.............................................................................

48
Тема 12. Систематизация законодательства и система отраслей права.
12.1. Что понимается под системой права и каковы ее признаки?... 53
12.2. Каково соотношение системы права и системы законодательства?.........................................................................................
54
Тема 13. Толкование нормативно-правовых актов.
13.1. Что понимается под толкованием правовых норм?................ 55
13.2. Что понимается под официальным и неофициальным толкованием правовых норм?.....................................................................

60
Тема 14. Реализация права. Условия и стадии применения норм права.
14.1. Раскройте формы реализации права…………………………… 62
14.2. Каковы основные стадии применения норм права?.................. 63
Тема 15. Пределы действия нормативно-правовых актов.
15.1. В чем заключается действие закона в пространстве и по кругу лиц?.......................................................................................................
71
Список используемых источников………………………………..
74

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольное задание по теории государства и права Якимов.docx

— 242.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Тема 11. Формы (источники) права. Нормативно-правовые акты.

11.1. Назовите и раскройте виды источников (форм) права.

 

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы  всех стран. 
      Право – система общеобязательных правил  поведения (норм), установленных или   санкционированных  компетентными    государственными органами, а также принимаемых на референдумах в целях регулирования общественных отношений и выражающих   первоначально волю определенных классов, а по мере стирания социальных различий и демократизации общества –  большинства народов с учетом интересов меньшинства, реализация которых обеспечивается государством. Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективности, реального существования и функционирования. В воле людей, которая воплощается в юридические законы, находят свое выражение программы, надежды больших социальных групп людей, то есть народа или его слоев. 
        Проблема наполнения юридических законов конкретным содержанием — это не что иное, как их последовательная волевая обусловленность, которая в свою очередь зависит от материальной жизни общества. Понятие «источник права» в юридической науке употребляются не только в формальном значении, то есть как форма выражения права, но также в материальном и идеальном смыслах.        Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание общественных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании.  В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников. 
       В прошлом и сегодня к понятию «источники права» подходят, по сути, с двух позиций: 
1.      как материальному источнику права, то есть откуда идет содержание нормы или правотворческая сила; 
2.      как формальному источнику права — способу выражения содержания правил поведения или тому, что дает правилу общеобязательный характер.

В юридическом (формальном) смысле формами (источниками) права  признаются способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической  силы. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует  ту или иную норму права, в каком  виде эта норма доводится до сознания людей. Воля государства, выраженная в  виде общеобязательных правил поведения, должна быть изложена таким образом, который обеспечивал бы возможность  ознакомления с этими нормами  самых широких слоев населения. Чаще всего в этих целях используется нормативно-правовой акт, письменный документ, содержащий нормы права. Однако есть и иные. Юридической науке известны несколько видов исторически  сложившихся форм (источников) права. Это правовые обычаи, юридические  прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические  доктрины, религиозные писания.

11.2. Что такое  нормативно-правовой акт и каковы  его отличительные признаки?

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются  в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные  решения по тем вопросам, которые  переданы им для разрешения. При  этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются  следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий  характер: в них нормы права  либо устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный  акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные  акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным  актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую  силу, нормативные акты должны  быть качественными. Этого можно  достигнуть, если они будут не  представлять собой плод фантазии  или желаемого правотворческих  субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

             Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

       Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

      Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты.  Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

    Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2).

        Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься  только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная  власть в стране. Так, в США федеральные  законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой  РФ.

Во-вторых, законы принимаются в  особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В  одних странах установлен строгий  перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью  закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому  Федеральное Собрание формально  может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон  по вопросу, не имеющему первостепенного  значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению  с другими видами нормативных  актов.

Рис.2.

 

Тема 12. Систематизация законодательства и система отраслей права.

12.1. Что понимается под системой права и каковы ее признаки?

Система права - это внутреннее строение права выражающееся во взаимосвязи его элементов.

Элементы системы  права:

    1. Норма права
    2. Институты права
    3. Отрасли права

Отрасль права - это система правовых норм регулирующих однородные общественные отношения.

Виды  отраслей права:

  1. По предметному единству:

- основные или профилирующие  (конституционное, административное, гражданское, уголовное право);

- специальные отрасли (финансовое, семейное, трудовое);

-  комплексные отрасли (предпринимательское, муниципальное право)

  1. По функциям права:

- регулятивное;

-охранительное.

  1. По характеру норм и отношений, которые регулируют

- материальные отрасли;

- процессуальные отрасли.

 

12.2. Каково соотношение  системы права и системы законодательства?

От системы права необходимо отличать систему законодательства.

Система законодательства - это совокупность нормативно-правовых актов являющиеся формой внешнего выражения права.

Если система права  характеризует внутреннее строение права, то система законодательства форму его внешнего выражения (права).

Понятие системы источников права и системы законодательства не тождественно.

Система законодательства включает нормативно-правовые акты, а система  источников права включает все источники  права государства.

 

Отличие системы  права от системы законодательства.

Система права

Система законодательства

    1. Характеризует внутреннее строение права.
  • Характеризует форму внешнего выражения права.
  • Имеет объективный характер, т.к. отражает объективно существующие общественные отношения и специфику их правового регулирования.
    1. В значительной степени субъективна, т.к. определяется волей законодателя.
     
      1. Первичным элементом права – является норма права.

    3.Первичным элементом  – является нормативно-правовой  акт.

    4.Подразделяется на отрасли  и институты права.

    4.Подразделяется на отрасли  законодательства

    5.Имеет только горизонтальное  строение (отрасли права).

    5.Имеет как горизонтальные  отрасли законодательства, так и  вертикальное строение:

    - иерархическое (законы  подзаконные акты)

    - федеративные (Федеральное  законодательство и законодательство  субъектов Федерации)


    Таблица 1.

     

    Тема 13. Толкование нормативно-правовых актов.

    13.1. Что понимается  под толкованием правовых норм?

    В юридической науке и  практике аналогично употребляется  термин "толкование права (или закона)". С одной стороны, под толкованием  права понимается определенный мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления  значений и смысла терминов и выражений (знаков естественного языка), заключенных  в нормативных актах. Оно обозначается обычно путем выражения уяснения смысла (содержания) норм права. С другой стороны, под толкованием права (норм права, закона) понимается результат мыслительного процесса (уяснения), который фиксируется в совокупности языковых высказываний, отражающих содержание норм права.

    Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»