Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Объектом теории государства и права - является государство и право и тесно связанные с ним государственно-правовые явления. Однако, государство и право, государственно-правовые явления являются объектами исследования и многих других общественных наук. В отличие от неюридических общественных наук теории государства и права изучает государство и право, государственно-правовые явления в политико-правовом или юридическом аспекте. Она в меньшей степени касается исторических, философских, социологических и иных проблем. Предметом теории государства и права – являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и тесно связанных с ними государственно-правовые явления.

Содержание

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
1.1. Что изучает теория государства и права как наука?..................... 5
1.2. Назовите основные методологические принципы изучения государственно-правовых явлений и дайте их краткую характеристику.
6
Тема 2. Теория государства и права и ее место в системе правоведческих наук.
2.1. Какое место занимает теория государства и права среди других правоведческих наук?.......................................................................
8
2.2. В чем заключается значение теории государства и права для формирования специалиста-юриста?..............................................................
11
Тема 3. Происхождение государства и права.
3.1. Раскройте организацию и формы осуществления власти при первобытнообщинном строе……………………………………………….
11
3.2. Какие Вам известны теории происхождения государства и в чем заключаются их особенности?..............................................................
14
Тема 4. Сущность государства и его признаки. Форма государства.
4.1. В чем заключается сущность и каковы основные признаки государства?...................................................................................................
20
4.2. Дайте характеристику современного демократического государства и раскройте признаки антидемократического (тоталитарного) режима……………………………………………………
20

Тема 5. Функции государства. Государственный аппарат (механизм государства).
5.1. Что такое функции современного государства и какова их классификация?..............................................................................................
5.2. Что понимается под механизмом (аппаратом) государства и какова его структура?....................................................................................
23
23
Тема 6. Государство в политической системе общества.
6.1. Что такое политическая система общества и каковы ее составные части?............................................................................................
24
6.2. Какова роль государства в политической системе современного общества?..............................................................................

26
Тема 7. Сущность права. Основные признаки права.
7.1. Что такое право? Каково его отличие от не правовых социальных норм?........................................................................................
28
7.2. В чем заключается содержание теории естественного права?
29
Тема 8. Типы права. Функции права.
8.1. Назовите и раскройте основные функции права……………. 30
Тема 9. Правосознание. Правовое воспитание и правовая культура.
9.1. Что такое правосознание? Какова его структура и роль в общественной жизни?..................................................................................
35
Тема 10. Норма права: понятие и структура.
10.1. Что понимается под нормами права и каковы их признаки?.. 38
10.2. Дайте классификацию норм права……………………………. 43
Тема 11. Формы (источники) права. Нормативно-правовые акты.
11.1. Назовите и раскройте виды источников (форм) права………. 47
11.2. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его отличительные признаки?.............................................................................

48
Тема 12. Систематизация законодательства и система отраслей права.
12.1. Что понимается под системой права и каковы ее признаки?... 53
12.2. Каково соотношение системы права и системы законодательства?.........................................................................................
54
Тема 13. Толкование нормативно-правовых актов.
13.1. Что понимается под толкованием правовых норм?................ 55
13.2. Что понимается под официальным и неофициальным толкованием правовых норм?.....................................................................

60
Тема 14. Реализация права. Условия и стадии применения норм права.
14.1. Раскройте формы реализации права…………………………… 62
14.2. Каковы основные стадии применения норм права?.................. 63
Тема 15. Пределы действия нормативно-правовых актов.
15.1. В чем заключается действие закона в пространстве и по кругу лиц?.......................................................................................................
71
Список используемых источников………………………………..
74

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольное задание по теории государства и права Якимов.docx

— 242.87 Кб (Скачать файл)

         Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая психология характеризует те переживания, чувства, мысли людей, которые возникают в связи с изданием норм права, со стоянием действующего законодательства и практическим осуществлением его требований. Радость или огорчение после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии. 
        На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние оказывает внедрение в сознание людей научных представлений о правовых явлениях общественной жизни. 
        Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание и правовая психология не существуют вне сознания от дельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов. 
         Индивидуальное правосознание - это чувства и представления о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, так как отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от обычного уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

     Роль правосознания в общественной жизни. Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества. 
      Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы. 
        Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка. 
      Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

 

 

Тема 10. Норма права: понятие и структура.

10.1. Что понимается  под нормами права и каковы  их признаки?

Норма (лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило») - регулирующее правило, указывающее границы своего применения.

Норма права - установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а  регулирующие лишь определенный круг общественных отношений - отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам (подинститутам).

В основе права лежит нормативная  природа общественных отношений (их постоянство, массовость, ритмичность, повторяемость).

Это проявляется  в том, что:

- многие люди поступают  единообразно, их поведение типично  (учатся, женятся, воспитывают детей,  работают и т.д.);

- поведение людей повторяемо, ибо оно подчиняется ритмам (сельхозработы,  обучение в школе, создание  изобретения и внедрение его  в производство, приобретение товаров  и т.п.);

- у многих людей интересы  оказываются общими, их и улавливает  государство, закрепляя в нормативных  актах; и если законодатель  будет строить нормы по своему усмотрению, у него мало что получится - законы окажутся «бумажными» и будут либо не исполняться, либо держаться на принуждении.

Таким образом, общественная жизнь - это матрица, с которой  законодатель считывает информацию и фиксирует её в своих нормах.

Нормы права являются основными, ведущими элементами в юридическом содержании права. Они обладают общими признаками, характерными для нормативно-правовых предписаний и права в целом. Однако в отличие от иных нормативно-правовых предписаний они носят представительно обязывающий характер, выступают в виде правил, эталонов, образцов поведения, имеют специфическую структуру, что позволяет им занимать своеобразное место в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

Норма права как общеобязательное правило (веление) лежит в самой основе конкретно регулятивного воздействия права на общественные отношения. Совокупность, система определенных норм формирует определенный правовой институт, подотрасль, отрасль права, право в целом.

В свою очередь норма имеет  сложную структуру, прежде всего  ядро - правило поведения, вокруг которого «вращаются» ее элементы, появляются ее признаки. Норма права может  видоизменяться, делиться, укрупняться  и ее не так-то просто «извлечь» из той словесной оболочки, в которую  она окутана в процессе своего появления на свет, где бушуют социальные страсти, политические баталии, словом, на свет общественной жизнедеятельности.

Но это все эмоциональный, образный подход к норме права.

А что из себя представляет норма права на самом деле?

Нормы социального  регулирования - нормы морали, нравственности, правовые, корпоративные направлены на упорядочение общественных отношений, на то, чтобы в отношениях между людьми существовало нечто постоянное, устойчивое - некий общий критерий в представлениях об интересах общества и личности, с которым они могли бы соотносить свое поведение.

В этом ряду особое место  занимает норма права - общее правило поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев, и имеющая ряд особенностей, отличающих ее от других норм социального регулирования.

Правовая норма - это исходный элемент, своего рода «кирпичик», из которых построено все право. Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее - как система и ее элемент. При этом, разумеется, нельзя ставить знак равенства между свойствами права в целом и свойствами ее элемента - правовой нормы (так же как, например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам элементов, из которых он состоит). Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития. Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации.

Свойства (качества, признаки) правовой нормы определяются двумя началами:

а) принадлежностью правовых норм к нормам социальным;

б) юридической природой норм права.

Принадлежность  к социальным нормам обусловливает следующие качества юридической нормы:

1. Она есть правило  поведения людей в обществе.

2. Обладает качеством  нормативности - является типовым  масштабом (эталоном, образцом) поведения:

а) круг адресатов определен  типовыми признаками (возраст, вменяемость  и т.п.);

б) рассчитана на неограниченное число однотипных случаев;

в) вступает в действие периодически (всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в гипотезе).

Юридическая природа  правовых норм определяет их следующие  специфические признаки:

1. Норма права непосредственно  исходит от государства или  санкционируется им.

2. Представляет собой  государственно-властное веление.

3. Охраняется силой государства,  возможностью реализации на основе  государственного принуждения.

4. Норма права - общеобязательное  правило поведения (она обязательна  для всех тех лиц, которые  являются ее адресатами независимо  от их общественного положения,  субъективного отношения к юридическим  предписаниям и т.п.).

5. Норма права обладает  качеством формальной определенности:

а) с точки зрения внутренней организации (внутренней формы) она  должна быть точным, конкретным предписанием;

б) в плане внешней формы  она должна содержаться в официальных  источниках (формах) права (в нормативно-правовых актах и др.).

6. Действует как интеллектуально-волевой  регулятор поведения. Здесь имеется  два аспекта.

Первый связан с самим  механизмом действия правовых норм: правовые нормы могут регулировать поведение  людей, только будучи осознаны ими (интеллектуальный момент) и через воздействие на их волю своим властным содержанием (волевой момент).

Другой аспект волевого характера  правовой нормы состоит в том, что она, как и право в целом, выражает государственную волю.

7. Нормы права, которые  непосредственно регулируют поведение  (а таких норм большинство), имеют  предоставительно-обязывающий характер, то есть действуют через предоставление  субъектам права юридических  прав и возложение на них  юридических обязанностей.

Норма права - это установленное и обеспеченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения.

1. Норма права. Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо, орган, организация действуют в соответствии с их предписаниями или требуют от других субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение их требований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя. Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенных отношений, то во втором - это средства оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности. Кроме того, правовая норма - это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.

Норма права не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке. Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия. За ней стоят сила и авторитет государства.

Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права. Наделяя личность или иных субъектов права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такие правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия. Кроме того, любому правомочию соответствует властное указание по отношению к другим лицам и органам обеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них) осуществление такого правомочия.

2. Юридическая норма - это правило общего характера. Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.).

В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые  наиболее полно и последовательно  отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.

10.2. Дайте классификацию  норм права

 

В рамках теории государства  и права в целях упорядочения правовых норм приводится их классификация. Данная классификация правовых норм позволяет производить следующие  действия: 
 
- определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве; 
 
- уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; 
 
- определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; 
 
- совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов[5]. 
 
 Вообще, все юридические нормы подразделяются на следующие виды по различным критериям: 
1. По функциональной роли: 
а) исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно. К данной группе правовых норм относятся следующие их виды: 
- нормы-начала; 
- нормы-принципы; 
- определительно-установочные нормы - данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования; 
- нормы-дефиниции - данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий; 
б) нормы - правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования. 
         Кроме того, по функциональной роли правовые нормы подразделяются на следующие виды: 
а) общие нормы права - это предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Следует также отметить, что общие нормы права могут иметь многоотраслевое значение; 
 
б) специальные нормы права - это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений. 
2. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, трудового и др.). В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды: 
а) материальные нормы права - данная группа правовых норм отвечает на вопрос «что регулируют нормы права конкретной отрасли» (т. е. определяется предмет правового отраслевого регулирования); 
б) процессуальные нормы права - данная группа правовых норм отвечает на вопрос «как регулируют нормы права конкретной отрасли права» (т. е. определяется метод отраслевого правового регулирования). 
3. По методу правового регулирования: 
а) императивные правовые нормы - это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний; 
б) диспозитивные правовые нормы - данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения; 
в) поощрительные правовые нормы - это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений; 
г) рекомендательные - данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений. 
       Соответственно описанным выше видам правовых норм в рамках теории государства и права выделяются следующие методы правового воздействия: императивный, автономный, поощрительный и рекомендательный. 
4. По юридической силе: 
а) правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды: 
- федеральные правовые нормы - это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах; 
- региональные правовые нормы - это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации. 
б) подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды: 
- федеральные правовые нормы - это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти; 
- региональные правовые нормы - это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
5. По сфере действия: 
а) правовые нормы общего действия - это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия; 
б) нормы ограниченного действия - это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации; 
в) локальные правовые нормы - это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений. 
6. В зависимости от особенностей структурных элементов: 
а) по форме выражения диспозиции все юридические нормы подразделяются на следующие виды: 
-   управомочивающие; обязывающие; запрещающие правовые нормы; 
- бланкетные правовые нормы - это такие нормы права, которые устанавливают общее направление правомерного поведения без каких-либо уточнений. Данная группа норм обычно предусматривает обращение к дополнительным правовым источникам либо к решениям государственных органов; 
б) по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды: 
- абсолютно-определенные, 
- относительно-определенные, 
- альтернативные.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»