Контрольная работа по «Теории государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 18:53, контрольная работа

Краткое описание

Объектом теории государства и права - является государство и право и тесно связанные с ним государственно-правовые явления. Однако, государство и право, государственно-правовые явления являются объектами исследования и многих других общественных наук. В отличие от неюридических общественных наук теории государства и права изучает государство и право, государственно-правовые явления в политико-правовом или юридическом аспекте. Она в меньшей степени касается исторических, философских, социологических и иных проблем. Предметом теории государства и права – являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права и тесно связанных с ними государственно-правовые явления.

Содержание

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права как науки и учебной дисциплины.
1.1. Что изучает теория государства и права как наука?..................... 5
1.2. Назовите основные методологические принципы изучения государственно-правовых явлений и дайте их краткую характеристику.
6
Тема 2. Теория государства и права и ее место в системе правоведческих наук.
2.1. Какое место занимает теория государства и права среди других правоведческих наук?.......................................................................
8
2.2. В чем заключается значение теории государства и права для формирования специалиста-юриста?..............................................................
11
Тема 3. Происхождение государства и права.
3.1. Раскройте организацию и формы осуществления власти при первобытнообщинном строе……………………………………………….
11
3.2. Какие Вам известны теории происхождения государства и в чем заключаются их особенности?..............................................................
14
Тема 4. Сущность государства и его признаки. Форма государства.
4.1. В чем заключается сущность и каковы основные признаки государства?...................................................................................................
20
4.2. Дайте характеристику современного демократического государства и раскройте признаки антидемократического (тоталитарного) режима……………………………………………………
20

Тема 5. Функции государства. Государственный аппарат (механизм государства).
5.1. Что такое функции современного государства и какова их классификация?..............................................................................................
5.2. Что понимается под механизмом (аппаратом) государства и какова его структура?....................................................................................
23
23
Тема 6. Государство в политической системе общества.
6.1. Что такое политическая система общества и каковы ее составные части?............................................................................................
24
6.2. Какова роль государства в политической системе современного общества?..............................................................................

26
Тема 7. Сущность права. Основные признаки права.
7.1. Что такое право? Каково его отличие от не правовых социальных норм?........................................................................................
28
7.2. В чем заключается содержание теории естественного права?
29
Тема 8. Типы права. Функции права.
8.1. Назовите и раскройте основные функции права……………. 30
Тема 9. Правосознание. Правовое воспитание и правовая культура.
9.1. Что такое правосознание? Какова его структура и роль в общественной жизни?..................................................................................
35
Тема 10. Норма права: понятие и структура.
10.1. Что понимается под нормами права и каковы их признаки?.. 38
10.2. Дайте классификацию норм права……………………………. 43
Тема 11. Формы (источники) права. Нормативно-правовые акты.
11.1. Назовите и раскройте виды источников (форм) права………. 47
11.2. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его отличительные признаки?.............................................................................

48
Тема 12. Систематизация законодательства и система отраслей права.
12.1. Что понимается под системой права и каковы ее признаки?... 53
12.2. Каково соотношение системы права и системы законодательства?.........................................................................................
54
Тема 13. Толкование нормативно-правовых актов.
13.1. Что понимается под толкованием правовых норм?................ 55
13.2. Что понимается под официальным и неофициальным толкованием правовых норм?.....................................................................

60
Тема 14. Реализация права. Условия и стадии применения норм права.
14.1. Раскройте формы реализации права…………………………… 62
14.2. Каковы основные стадии применения норм права?.................. 63
Тема 15. Пределы действия нормативно-правовых актов.
15.1. В чем заключается действие закона в пространстве и по кругу лиц?.......................................................................................................
71
Список используемых источников………………………………..
74

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольное задание по теории государства и права Якимов.docx

— 242.87 Кб (Скачать файл)

Толкование правовой нормы представляет собой сложное явление интеллектуально-волевого характера, направленное на познание и объяснение смысла права в целях его наиболее правильной реализации. Оно является необходимым и важным элементом юридической деятельности. Во многих случаях этот процесс внешне незаметен, поскольку происходит зачастую автоматически, как само собой разумеющийся, без ясно выраженной цели толковать словесное выражение правовой нормы. Толкование нормативного акта обычно является не самоцелью, а лишь средством для того, чтобы правильно со знанием дела использовать правовые нормы в реальной жизни, а также издавать подзаконные нормативные акты.

Толкование же как выраженное вовне разъяснение содержания правовой нормы объективируется как в  форме официального акта государственного органа, так и в форме даваемых общественными организациями или  отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного  характера. Его цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление  толкования нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить  неясности и возможные ошибки при ее применении. Эти аспекты  наиболее четко просматриваются  при применении права. Должностное  лицо или орган власти, применяющие  юридическую норму, должны уяснить  их смысл и ознакомиться с разъяснениями, даваемыми официальными органами, наукой права. Уяснение норм предусматривает  цель установить ее смысл в полном объеме. В то же время разъяснение  имеет, как правило, более конкретное назначение - раскрыть смысл того или  иного термина, объяснить, на кого распространяет свое действие толкуемая норма.

Каждая норма права  регулирует определенный вид общественных отношений, очерченный в нормах права  в самых общих чертах. Конкретные же отношения определенного вида, регулируемые нормами права, не только многочисленны, но и обладают индивидуальными  признаками, особенностями, хотя и содержат, сохраняют существенные черты, присущие всему виду отношений. Эта индивидуальность отношений в процессе применения к ним норм права порождает  многообразие вопросов, ответы на которые  можно получить только путем толкования.

Правотворчество и толкование - отличные друг от друга процессы. Интерпретатор правовой нормы - не создатель права. Он должен лишь выяснить, установить всенародную волю, выраженную в нормативном акте. Предмет исследования при толковании - правовая норма, за пределы которой при строгом соблюдении режима законности интерпретатор ни в коем случае не в праве выйти. Норма права в силу своей абстрактности может учитывать не только факты, возникновение которых предвидел законодатель, но под ее действие могут подпасть и непредвиденные законодателем вновь появляющиеся факты и ситуации. Толкование - активная, творческая и кропотливая деятельность. Своего рода искусство, где необходимо активное применение интерпретатором своих знаний и опыта. Эта деятельность не должна быть направлена на то, чтобы обойти веление закона, расширить или сузить смысл правовой нормы и изменить ее, а на то, чтобы правовую норму правильно и всесторонне исследовать. Выяснить смысл, который законодатель вложил в словесную формулировку нормы. Поэтому, толкуя нормы права, необходимо хорошо знать разнообразные стороны жизни общества, глубоко разбираться в специфике многих общественных отношений. Кроме того, интерпретатору нужны определенные знания в области логики, грамматики, психологии, истории и т.д.

Целью толкования нормативных актов, как правило, является не просто абстрактное понимание смысла правовой нормы ради чисто академических целей, а для того, чтобы на ее основе правильно решать конкретные жизненные коллизии. Толкование законов и других нормативных актов является одним из средств укрепления законности.

Недостаточно глубокое и  правильное толкование норм права и, следовательно, неправильное их применение способно привести к очень серьезным  ошибкам в процессе претворения  положений закона в жизнь. Толкование в правовом государстве должно быть направлено на достижение следующих  целей: правильного, точного, единообразного понимания и применения законов; выявления той сути закона, которую  законодатель вложил в словесную  формулировку. Оно призвано противодействовать любым попыткам отойти от точного  смысла правовых норм, противопоставлять  под разными предлогами "буквальный" и "действительный" смысл этих норм. Не всегда это требование достигается  в практической деятельности. Иногда процесс интерпретации "включается в сферу большой политики". Бывают случаи "сочувствия и сознательного  культивирования безнаказанности" по отношению к действиям ультранационалистов, фундаменталистов, нацистов и иных сторонников разжигания межнациональных, межрелигиозных и иных распрей.

Юридическое толкование - это один из видов познания, т.е. сложного процесса мыслительной деятельности, в результате которой происходит переход от незнания к знанию, воспроизводится действительная, истинная картина объективного мира. Однако в отличие от других видов познания (теоретического, обыденного, бытового) юридическое толкование представляет собой специальное познание, которое осуществляется в целях практической реализации права. К специальному познанию в области права относится также деятельность суда, других правоприменительных органов по установлению фактических обстоятельств дела.

Юридическое толкование приобретает  еще более существенное значение при применении права, когда оно  становится элементом властно-государственной  деятельности, определяющей обязательные юридические последствия при  решении юридического дела. Здесь  и само толкование обретает юридически обязательное значение, и оно прямо влияет на юридическое регулирование общественных отношений.

Немаловажно учитывать и  следующее обстоятельство. Роль и  место толкования права в жизни  общества связаны с политическим режимом и с состоянием законности. При тоталитарном режиме в условиях беззакония толкование часто используется для произвольного применения закона, выгодного для властных структур в ущерб общественным интересам.

Юридическое толкование является деятельностью, которая с практической стороны связана с завершением  регулирования жизненных отношений  законом. Юридические нормы в  результате толкования становятся готовыми к реализации, к практическому  осуществлению.

Не менее важно и  другое. В толковании соединяются  вместе, сходятся в одном фокусе и уточненные юридические знания, и правовая культура, и юридическое  искусство. С этой точки зрения, юридическая  герменевтика (толкование), т.е. наука  и искусство толкования юридических  терминов и понятий, есть своего рода вершина юридического мастерства, кульминационный  пункт юридической деятельности.

Именно поэтому одним  из самых надежных показателей высококачественной работы юриста-профессионала является такой уровень его профессиональной подготовки, который позволяет ему "с ходу" полно и точно  толковать какие угодно законы, иные правовые акты.

Та деятельность, которую  нередко называют юридическим анализом, по сути дела, и состоит в юридическом  толковании. Причем толкование охватывает все уровни, или ступени, юридического анализа, в том числе:

Анализ буквального текста, т.е. "буквы" закона, иного правового  акта, внешнего, словесно-документального изложения его содержания.

13.2.Что понимается  под официальным и неофициальным  толкованием правовых норм?

Официальное толкование нормативно регламентировано и его акты интерпретации имеют юридическую силу. Таким же правом обладают Президент Российской Федерации, парламент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также аналогичные органы и должностные лица субъектов РФ. Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции России, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ обязаны давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Неофициальное толкование осуществляют общественные организации, ученые, адвокаты, юрисконсульты предприятий, кооперативов, отдельные граждане. Такое толкование обогащает легальное толкование в выработке единства взглядов, подходов к процессу толкования права и квалифицированной реализации его результатов.

Официальное толкование, даваемое судебными или иными уполномоченными  на то государственными органами, а  также органами общественных организаций  по специальному уполномочению государства, можно разделить на два вида: нормативное  и казуальное толкование.

Нормативным толкованием является официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом, обязательное для всех лиц и органов, которые прямо подпадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование. Оно распространяется на весь круг случаев, предусмотренных толкуемой правовой нормой, обеспечивая тем самым единообразное и правильное проведение в жизнь предписаний этой нормы.

Официальное нормативное  толкование можно разделить также на два вида. Аутентичное толкование - это официальное разъяснение, исходящее от органа, установившего данную правовую норму. Легальное толкование - осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции органа, производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Для судебной деятельности особо важны разъяснения Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ по делам применения законодательства при рассмотрении дел. Такие руководящие разъяснения (в форме постановлений Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ) даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел. Они являются результатом их обобщения. В них разъясняются вопросы, вызывающие сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения. В то же время аутентичное толкование - это раскрытие воли законодателя, сформулированной в правовой норме, ее конкретизация. В ряде случаев нормативные акты, которые на практике вызвали неясности или противоречиво применялись, официально разъясняются путем нормативного толкования самим органом, издавшим этот акт. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу и, как правило, аналогичную внешнюю форму, как и разъясняемый нормативный акт РФ, подобные разъяснения могут издаваться Президентом страны и другими правотворческими органами.

Казуальным толкованием называется разъяснение смысла правовой нормы, которое дается судебными или иными компетентными органами по поводу и в связи с рассмотрением конкретного дела. Оно является формально обязательным лишь при его разрешении. Общеобязательной силы такое толкование не имеет. Суды не могут основываться и ссылаться на него при вынесении решения.

 

Тема 14. Реализация права. Условия и стадии применения норм права.

14.1. Раскройте  формы реализации права.

Реализация  права – это понятие, включающее в себя главное назначение правовых норм – воплощение их в общественную жизнь. Существуют 4 формы реализации права: осуществление, исполнение, соблюдение и применение норм права.

Выделяются  четыре основных формы реализации права:

1) Осуществление (использование) представляют собой такую форму реализации права, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Использование прав выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права общественных отношений. Существует значительное различие в осуществлении прав гражданами и использованием правомочий государственными органами и должностными лицами. Использование и не использование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав. Осуществление правомочий государственными органами и должностными лицами является не только правом, но и их обязанностью.

2) Исполнение норм права – это такая форма их реализации, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей. Это форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права. Действия, связанные с выполнением обязательств, могут предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в процессе правоприменения.

3) Соблюдение норм права – это такая форма их реализации, которая заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. Смысл состоит в воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.

4) Применение норм права – это форма их реализации, осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления.

Применение норм права является одной из важнейших  форм реализации норм права.

14.2. Каковы основные  стадии применения норм права?

Правовое регулирование  общественных отношений государство  осуществляет не только на абстрактном  уровне (установлением предписаний  правовых норм), но и на уровне конкретных общественных отношений (реальных жизненных  ситуаций).

В общественной жизни очень  часто возникает необходимость  государственного вмешательства в  обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений. Речь идет о правоприменительной деятельности по реализации предписаний юридических  норм. Сущностью правоприменительной  деятельности является разрешение юридически значимых дел. Действия правоприменяющего  органа (должностных лиц) призваны содействовать  реализации предусмотренных законом  прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Применение норм права – это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения – это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства. Применение норм права имеет место, к примеру, тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства; когда руководитель предприятия издает приказ о приеме на работу гражданина или ректор приказывает зачислить абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории государства и права»