Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 14:58, курс лекций
1. Происхождение и сущность государства и права
Государство возникло на определенной стадии развития человеческого общества. Первоначальной формой организации людей было родовое общество, которое формировалось из членов рода на основе кровного родства, общей организации труда и общей собственности.
Родовая организация людей проходит через две стадии. На первой стадии господствующее положение занимают женщины, поскольку родовые группы создаются по материнской линии. Эта эпоха называется матриархатом. Постепенно матриархат сменяется патриархатом. Этот процесс связан с развитием земледелия, скотоводства, совершенствованием орудий труда.
б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;
в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе противоречия и конфликты;
г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании представления о необходимых и желательных правилах поведения;
д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.
В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.
Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.
Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.
Система права
Система права — это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) — отрасли права.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:
а) конституционное (государственное) право — совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально-государственное устройство страны и т. д.;
б) административное право — совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
в) гражданское право — отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
г) семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;
д) трудовое право — совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;
е) финансовое право — отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
ж) уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
з) земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.
Все указанные выше отрасли права
относятся к материальному
а) гражданско-процессуальное право — совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо-вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;
б) уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Наряду с отраслями права
в системе права выделяют инсти
Подотрасль права — это совокупность родственных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).
Наряду с распространенным в
российской юриспруденции делением
права на отрасли история знает
и иной подход к структуре права,
возникший еще в древних
Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права — это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по-ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.
Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.
1. По предмету правового
2. По юридической силе все
правовые нормы можно
Источники (формы) права
Тесная связь государства и права отражена в понятии источники (формы) права. Источники (формы) права — это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения.
Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой обычай, судебный прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно-правовой акт. Для каждой правовой системы характерна своя ведущая форма права.
Правовые обычаи — это устойчивые, сложившиеся в результате многократного их применения правила общественного поведения людей, которые санкционированы государством и соблюдение которых гарантируется государственным принуждением.
Судебный (административный) прецедент — это придание нормативной силы решению органа государства по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении других аналогичных дел. Законы и иные нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Но жизнь всегда богаче, сложнее любых формальных установлений. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения данного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому у него остаются два варианта действий: либо, исходя из общих принципов той или иной правовой системы, установить новую норму, либо так истолковать сходную действующую норму, чтобы распространить ее на рассматриваемый случай и положить в основу своего решения. Так создаются новые нормы, которые применяются в практике другими судами, получая обязательную силу и становясь судебным прецедентом.
Нормативные договоры — это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. В нормативных договорах выражается согласованная воля нескольких государств (международные договоры) или нескольких организаций внутри государства (внутригосударственные договоры).
Важнейшим источником права в большинстве
стран мира (в том числе и
в России) является нормативно-правовой акт (НПА) . Нормативно-правовой
акт — это изданный или санкционированный
компетентными государственными органами
правовой акт, обладающий государственно-властным
характером и имеющий официально-документальную
форму, содержащий обязательные правила
поведения и гарантированный принудительной
силой государства. Нормативно-правовой
акт является разновидностью правового
акта, под которым понимается документ,
принятый государственным органом или
должностным лицом и направленный на установление,
изменение или отмену правовой нормы или
ее реализацию.К правовым актам относят
и индивидуально-правовые.
Нормативно-правовой акт отличается рядом признаков:
1) содержит в себе
2) носит властный, обязательный характер и обеспечивается (в случае невыполнения) мерами государственного принуждения;
3) содержит определенные, четко
и ясно сформулированные
4) издается только компетентными
органами. Законодательство строго
определяет субъектов
5) принимается с соблюдением
строго определенных
6) имеет официально-
7) обладает определенной
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон — это принимаемый
в особом порядке и обладающий
высшей юридической силой нормативно-
1. Закон может быть принят
лишь органом законодательной
власти (монархом или парламентом)
или всеми гражданами на
2. Закон обладает высшей
3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется, как правило, конституцией государства.
4. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.
Законы могут быть основными (конституции федерации и ее субъектов, федеральные конституционные законы в Российской Федерации) и обыкновенными (федеральные законы, уставы субъектов федерации, законы субъектов федерации).
Особым видом нормативно-