Лекции по "Теории государство и право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 14:58, курс лекций

Краткое описание

1. Происхождение и сущность государства и права
Государство возникло на определенной стадии развития человеческого общества. Первоначальной формой организации людей было родовое общество, которое формировалось из членов рода на основе кровного родства, общей организации труда и общей собственности.
Родовая организация людей проходит через две стадии. На первой стадии господствующее положение занимают женщины, поскольку родовые группы создаются по материнской линии. Эта эпоха называется матриархатом. Постепенно матриархат сменяется патриархатом. Этот процесс связан с развитием земледелия, скотоводства, совершенствованием орудий труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Pravo.docx

— 322.23 Кб (Скачать файл)

Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут иметь даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др.

Конституционная ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.).

Процессуальная  ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия, и в частности ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний.

Иные  меры государственного принуждения (меры защиты)

Юридическая ответственность  выступает важным, но лишь одним  из видов государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются меры предупредительного воздействия, меры пресечения, правовосстановительные меры.

Меры предупредительного воздействия можно подразделить на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений (проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.), и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии, и проч.). Названные меры носят профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что оно осуществляется без согласия лиц, обязанных подчиниться предписанным действиям либо воздержаться от каких-либо действий, и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Меры пресечения преследуют цель прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Они должны быть оперативными и осуществляться в интересах общества, государства или в интересах самого потенциального правонарушителя (помещение в медицинский вытрезвитель, в психиатрическую больницу, применение огнестрельного оружия и др.). Иногда меры пресечения нарушают физическую неприкосновенность граждан, как это имеет место при использовании служебных собак, технических средств (дубинок, газов, водяной струи, наручников и т. п.). Меры пресечения отличаются большим разнообразием. Помимо уже отмеченных к ним относятся привод в правоохранительные органы и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, изъятие имущества (например, холодного оружия, печатей, штампов и т. д.), административное задержание. К сожалению, наиболее полно в законодательстве урегулирован лишь вопрос об административном задержании.

Правовосстановительные меры применяются за проступки, обладающие минимальной степенью общественной опасности, или за деяния, представляющие собой лишь некоторую «правовую аномалию», незначительное отклонение от нормального правопорядка, не приобретшие характер правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но по каким-либо причинам не исполнило. Например, изъятие вещи на основе виндикапионного иска, взыскание взятой в долг денежной суммы, признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, восстановление на работе незаконно уволенных, взыскание ошибочно выплаченных работнику сумм (командировочных и др.).

 

 

12.

Российской Федерации  была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993

года, который был признан  состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента

избирателей. За Конституцию  из них проголосовало 58,4 процента, против - 41,6

процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята  примерно 30

процентами избирателей. Это был очень важный шаг в  конституционной реформе.

 
 

Конституция

России состоит из преамбулы  и двух разделов. Основным является первый раздел,

состоящий из 9 глав, второй предусматривает ряд норм, которые  носят временный 

характер.

 
 

Преамбула,

т.е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет  существенное

значение, т.к. в ней указаны  основания и обстоятельства, послужившие  поводом к

принятию Конституции 

 
 

Констатируется,

что Конституция РФ принимается  многонациональным народом РФ, в  ней называются

цели, реализация которых  является основной задачей государства:

 
 

утверждение

прав и свобод человека,

 
 

утверждение

гражданского мира и согласия в РФ,

 
 

сохранение

исторически сложившегося государственного единства,

 
 

возрождение

суверенной государственности  России,

 
 

утверждение

незыблемости демократических  основ Российского государства,

 
 

обеспечение

благополучия и процветания  России.

 
 

Конституции РФ получила закрепление  новая концепция организации  государственной 

власти, в основу которой  положена идея разделения властей, в  главе об основах 

конституционного строя  утверждаются основные принципы организации и

деятельности государства. Частная собственность признается и находится под

защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается

многопартийность, идеологическое многообразие.

 
 

Во

второй главе Конституции  установлены основные права и  свободы человека и 

гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и  принципами международного

права. Вполне определенно  утверждается приоритет прав и свобод граждан над

интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в

Конституции.

 

В

третьей главе закреплено федеративное устройство России. После  подписания

Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало 

федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время

территория РФ состоит  из территорий ее субъектов, которыми являются: республики

в составе РФ, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные

округа, автономная область. Субъектам федерации удалось  найти компромиссную

формулу сочетания общих  и частных интересов, каждый из них  получает

конституционные возможности  для своего полноценного развития. Россия остается

единой для всех россиян.

 
 

Остальные

главы посвящены организации  государственной власти


 

13. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, пользоваться социальными благами как в личных, так и в общественных интересах. Законодательство РФ различает понятия "права" и "свободы". Общее для них заключается в том, что обладание правами и свободами означает возможность избрать тот или иной вид поведения. Различия между ними заключаются в том, что права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ, это всегда право на получение чего-то. Свободы означают возможность для человека избегать воздействия со стороны государства, государственной власти тех или иных ограничений. Свобода есть независимость от государства.

К.п. и с. характеризуются  рядом особенностей. Во-первых, это  основные права и свободы. Основными они именуются потому, что. а) защищают основные, базовые ценности и интересы личности; б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и т д., в) характеризуются особой юридической формой конституирования, закрепляются в Основном законе государства; г) обладают наиболее высокой юридической силой (весом, или значимостью). К п. и с. являются важнейшими, основополагающими для правового статуса личности, они предопределяют содержание всех иных прав и свобод граждан. Значимость их такова, что для их обозначения в конституционном лексиконе используется понятие основных прав и свобод. Термин "основные" в этом смысле синонимичен термину "конституционные" права и свободы. В таком значении данный термин употребляется в Конституции (ст. 17, ч 1 ст. 55). Во-вторых, конституционные, или основные, права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения в силу гражданства. В-третьих, К.п. и с. в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В-четвертых, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной властей, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В-пятых, они характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер, т.е. даже при отсутствии конкретизирующих их законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод. В-шестых, ограничение К.п. и с. допускается лишь в случаях, определенных федеральным законом.

14.  Гарантии конституционных прав и свобод

Одной из важных черт демократического государства является то, что провозглашенные  Конституцией права и свободы  граждан обеспечиваются определенными  средствами со стороны государства, его органов, должностных лиц. Такие  средства обеспечения (гарантии) различны по форме, но имеют одну цель - создать  условия для полной реализации прав и свобод граждан.

  • Виды гарантий, используемые современными государствами, сводятся к следующим:
    • экономические гарантии;
    • политические гарантии;
    • юридические гарантии;
    • идеологические гарантии.

Экономические гарантии - реальные материальные средства, которыми государство, общественные объединения и частные лица обеспечивают предоставленные гражданам права и свободы. К сожалению, переходный период, пробуксовка экономических реформ резко снизили материальные возможности Российского государства финансировать затраты на реализацию прав и свобод граждан. Это наглядно видно, например, в обеспечении права на жилище, где государство берет на себя обязанность предоставить жилье бесплатно или за доступную цену лишь нуждающимся малоимущим гражданам. Как гарантия права на социальное обеспечение поощряются добровольное социальное страхование и благотворительность. 
     Следует иметь в виду, экономический уклад, базирующийся на частной собственности, гарантирует лишь создание равных возможностей реализации прав и свобод, а не предусматривает полную экономическую поддержку своих граждан. 
     Политической гарантией основных прав и свобод граждан является деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению реализации прав и свобод организационными мерами (прием граждан, внимательное и своевременное рассмотрение их жалоб и заявлений, способствование своими актами восстановлению нарушенных прав и свобод). К сожалению, вопрос этот еще недостаточно проработан в законодательстве. 
     Относя защиту прав и свобод человека и гражданина к исключительной компетенции Федерации (ст. 71) и к совместной компетенции Федерации и субъектов (ст. 72), провозглашая Президента Российской Федерации гарантом прав и свобод граждан, Конституция и текущее законодательство не конкретизируют эти положения, тем самым снижая эффективность политических гарантий. 
     Не развернулась в этом смысле и деятельность специально предусмотренного Конституцией Уполномоченного по правам человека. Партийный плюрализм также не привел к увеличению внимания партий к вопросу защиты прав человека, и, как ни странно, резко уменьшилась роль профсоюзов в гарантии таких основных прав граждан, как право на отдых, охрану здоровья и т.д. Возможно, следовало бы возродить практику приема граждан важнейшими государственными органами, в том числе и Президентом страны, а также закрепить в нормативных актах ответственность государственных органов за обязательную своевременную реакцию на факты нарушения прав и свобод гражданина и человека. 
     Юридические гарантии прав и свобод граждан охватывают, прежде всего, их нормативное обеспечение, а также деятельность правоохранительных органов по охране прав и свобод граждан. Особая роль здесь отводится судебным органам, которые в результате проводимой сейчас судебной реформы должны стать главной формой государственной охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина. 
     В этом плане уже сейчас большую работу проводит Конституционный суд Российской Федерации, на который возлагается обязанность по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ст. 125 ч. 4). Велика роль своевременного и справедливого наказания лиц (в первую очередь должностных), нарушающих права человека и гражданина.      Идеологические гарантии предполагают воспитание граждан, направленное на добровольное исполнение возложенных на них обязанностей, отказ от нарушения прав и свобод других граждан, как со стороны физических лиц, так и со стороны государственных органов и отдельных чиновников. 
     Идеологический плюрализм, провозглашенный Конституцией, отказ от государственной идеологии пока привели лишь к ослаблению воспитательной работы, что является одной из причин многократно увеличившихся нарушений прав и свобод человека и гражданина. Особенно ощутимо отсутствие такой работы со стороны общественных организаций.

15. Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституционный строй характеризуется  особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений  человека, государства и общества. Сегодня в России государство  является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и человек в нем, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Конституционно-правовые нормы, закрепляющие основы конституционного строя, формы и институты политического  устройства общества, основы экономической  системы составляют институт основ конституционного строя, который занимает ведущее место в системе конституционного права.

Нормы его сосредоточены  в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Обращает на себя внимание то, что каждый принцип, выраженный в этих нормах, является основой, отправной точкой для положений  других глав Конституции. Содержание некоторых  основ выражено не в одной, а в  нескольких статьях. Так, характеристика России как государства содержится в ст. 1,7, 14 Конституции. Российская Федерация определена как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российская Федерация, таким  образом, формируется как конституционное  государство, ограничивающее себя рамками  Основного закона.

Основы  конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

  • человек, его права и свободы как высшая ценность;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода как условие развития экономической системы;
  • разделение властей;
  • гарантии местного самоуправления;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Информация о работе Лекции по "Теории государство и право"