Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация
Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество
Жилищные проблемы оралманов решалась раньше (до февраля 2004 г.) согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2001г, № 605 утверждены Правила приобретения жилища для семей оралманов. Эти Правила приобретения жилища для семей репатриантов оралманов разработались в соответствии с законами Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года «О миграции населения», а также следующих Законов:
- постановлениями Правительства Республики Казахстан от 21 июля 1999 года № 1020 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по миграции и демографии»;
Это 1) вид закупаемого жилища - отдельные жилые единицы (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предлагаемые к государственным закупкам; 2) компетентные органы - государственные органы, предоставляющие в рамках Правил необходимую информацию по соответствующим запросам; 3) территориальные органы - осуществляющие организацию, проведение конкурсов и государственную закупку жилища для оралманов в соответствии с законодательством о государственных закупках. 4). количество приобретаемого жилища, подлежащего закупке, определялось в соответствии с установленной Правительством Республики Казахстан квотой иммиграции на каждый календарный год и с учетом предусмотренных средств из республиканского бюджета для погашения задолженности, образовавшейся за предыдущие годы перед оралманами. 5) жилище, приобретаемое для оралманов, должно было соответствовать установленным техническим, санитарным и другим обязательным требованиям, предусмотренным жилищным законодательством Республики Казахстан и быть готовым к заселению.
Для семей opалманoв руководители территориальных органов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках проводили конкурсы по закупке жилища. В частности, они принимали решения об осуществлении государственных закупок жилища для оралманов, утверждали количество закупаемого жилища, а также объемы финансирования закупок в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом. Назначали ответственных должностных лиц по организации и проведению государственных закупок, выбирали способ осуществления государственных закупок в соответствии с Законом «О государственных закупках». Основным способом осуществления государственных закупок являлся открытый конкурс. Территориальным органом создавалась конкурсная комиссия, в состав которой включались руководитель и специалисты территориального органа, а также представители местных исполнительных органов. При необходимости привлекались специалисты государственных органов на безвозмездной основе в качестве технического эксперта.
В процесс государственных
4) месторасположения (наличие в предлагаемом районе общеобразовательных школ, культурно-просветительных, дошкольных и лечебных учреждений, маршрутов движения пассажирских транспортных средств общего пользования соответствия жилища санитарным и техническим нормам. Конкурсная комиссия осуществляла свою деятельность в порядке, установленном законодательством о государственных закупках. Решение конкурсной комиссии можно было обжаловать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В случае представления по каждому виду закупаемого жилища менее трех конкурсных заявок или в случае их отсутствия конкурс по закупке данного вида жилища признавался несостоявшимся. В случае признания конкурса по какому-либо виду закупаемого жилища несостоявшимся территориальный орган вправе был осуществить государственную закупку данного вида жилища способом закупок из одного источника в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. Конкурсная комиссия при рассмотрении конкурсных заявок потенциального поставщика проводила осмотр предлагаемого жилища на соответствие его критериям, указанным в конкурсной документации и оформлялся актом. Приобретенное жилище передавалось безвозмездно в собственность оралмана. Для определения нормы жилой площади приобретаемого жилища оралманам необходимо было представить определенное количество документов. Норма жилой площади приобретаемого жилища определялась для каждой семьи оралмана индивидуально согласно жилищному законодательству Республики Казахстан. Для определения нормы жилой площади приобретаемого жилища оралманы предъявляли в территориальные органы: 1) справку о составе семьи; 2) в случае наличия в семье женщины, имеющей беременность свыше двадцати недель, предоставлялась соответствующая справка; 3) справку об отсутствии жилища и земельного участка; 4) прибывшие ранее предоставляли справку с места жительства о неполучении ими и постоянно проживающими с ними членами семьи жилища и земельного участка от государства.
При
необходимости предоставляли также
соответствующую справку от
Рисунок 7 – Процедура въезда оралманов в РК
По областям республики почти вся сумма выделенная, на приобретение жилья оралманам осваваевалась от 97 % до 100 % каждой областью, но по количеству приобретенного жилья ситуация была иная.
Сведения о кассовых расходах на приобретение жилья семьям оралманов по областям республики на 1 января 2004 года составили 2569253 тысяч тенге, при утверждении квоты иммиграции 5000 семей и задолженность
Таблица 5 - Сведения о кассовых расходах на приобретение жилья семьям
оралманов по областям РК на 01.01.2004 года
Ниаменоваие областей и городов |
Квота иммиграции оралманов на 2003 год |
Всего сумма с учетом задолжен. прошгых лет (тыс. тенге) |
Кассовые расходы по состоянию на 01.01.2004 года |
% | |
Количество семей |
Сумма (тыс. тенге) | ||||
Акмолинская |
608 |
121296 |
121296 |
117756 |
97 |
Актюбинская |
228 |
132576 |
132576 |
132354,0 |
100 |
Алматинская |
153 |
39302 |
39302 |
36495,0 |
93 |
Атырауская |
76 |
86423 |
86423 |
75008 |
87 |
Восточно- Казахстанская |
47 |
16060 |
19359 |
19359 |
100 |
Жамбыльская |
190 |
47367 |
47367 |
46783,0 |
99 |
Западно- Казахстанская |
169 |
92540 |
92540 |
76415 |
83 |
Карагандинская |
565 |
110514 |
110514 |
110510 |
100 |
Кызылординская |
94 |
50408 |
50408 |
50408 |
100 |
Костанайская |
658 |
285391 |
336114 |
332559 |
99 |
Мангистауская |
352 |
400409 |
400409 |
399813 |
100 |
Павлодарская |
565 |
114201 |
114201 |
113032 |
99 |
Северо- Казахстанская |
640 |
269520 |
274750 |
274599 |
100 |
Южно- Казахстанская |
471 |
234911 |
375866 |
371309 |
99 |
г..Алматы |
90 |
183971 |
183971 |
183779 |
100 |
г.Астана |
94 |
229125 |
229125 |
229080 |
100 |
ИТОГО |
5000 |
2414014 |
2614221 |
2569253 |
98 |
Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК. |
прошлых лет по приобретению жилья составляла 254 семей, всего должно было обеспечено жильем (или приобретено) 5254 жилья на сумму 2614221 тысяч тенге, однако следует отметить приобретено было только 3599 жилья на сумму 2569253 тысяч тенге, что составляет 98 % всей выделенной суммы и только 68,5 % семей оралманов были обеспечены жильем (таблица 5).
Таблица 6 - Сведения о приобретении жилья семьям оралманов по областям
Республики Казахстан за 2003 год
Ниаменоваие областей и городов |
Квота иммиграции оралм-в на 2003г. |
Задолжен.прошлых лет по квоте иммиграц оралма-в |
Всего подлежит к приобрете-нию |
Количество приобретенного жилья |
Количество не приобретенного жилья | ||
Кол-семей |
Кол-во семей |
Кол-во семей |
К-во семей |
% |
К-во семей |
% | |
Акмолинская |
608 |
608 |
334 |
55,0 |
274 |
45,0 | |
Актюбинская |
228 |
228 |
198 |
86,8 |
30 |
13,2 | |
Алматинская |
153 |
153 |
147 |
96,0 |
6 |
4,0 | |
Атырауская |
76 |
76 |
76 |
100,0 |
0 |
0 | |
Восточно-Казахстанская |
47 |
3 |
50 |
41 |
82,0 |
9 |
18,0 |
Жамбыльская |
190 |
190 |
190 |
100,0 |
0 |
0 | |
Западно-Казахстанская |
169 |
169 |
136 |
80,5 |
33 |
19,5 | |
Карагандинская |
565 |
565 |
327 |
57,9 |
238 |
42,1 | |
Кызылординская |
94 |
94 |
94 |
100,0 |
0 |
0 | |
Костанайская |
658 |
111 |
769 |
496 |
64,5 |
273 |
35,5 |
Мангистауская |
352 |
352 |
225 |
63,9 |
127 |
36,1 | |
Павлодарская |
565 |
565 |
303 |
53,6 |
262 |
46,4 | |
Северо-Казахстанская |
640 |
18 |
658 |
390 |
59,3 |
268 |
40,7 |
Южно-Казахстанская |
471 |
122 |
593 |
468 |
79,0 |
125 |
21,0 |
г.Алматы |
90 |
90 |
80 |
89,0 |
10 |
11,0 | |
г.Астана |
94 |
94 |
94 |
100,0 |
0 |
0 | |
ИТОГО |
5000 |
254 |
5254 |
3599 |
68,5 |
1655 |
31,5 |
Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК. |
В разрезе областей страны ситуация приобретения жилья также было неравномерным, так в Акмолинской области зарегистрировано только 334 факта приобретения жилья, что составляет 55 % потребного количества. В Карагандинской – 57,9%, Мангистаукой – 63,9 %, Павлодарской – 53,6 %, Северо-Казахстанской – 59,3%, в некоторых областях средства расходовались равномерно и обеспечивали почти 100 % оралманов: Атырауская область, Жамбылская, Кзылординская область (таблица 6).
Таким образом, в связи удоражанием жилья по регионам, выделенные суммы средств на приобретение жилья оралманам не покрывали фактически потребную сумму. Для решения этого вопроса нужно было вести учет динамики рыночной цены на единицу площади жилища и учитывая особенности местности (района), что позволили повысить эффективность механизма финансирования приобретения жилья.
Согласно постановления Правительства РК от 25 февраля 2004 г. № 225 механизм финансирования приобретения жилья, семьям оралманов, прибывшим по квоте иммиграции, изменился, т.е. финансирование осуществляется путем выплат денежных средств наличными деньгами в национальной валюте РК в размере стократного месячного расчетного показателя (МРП) на 1 члена семьи [75].
Финансирование осуществляется через центральный исполнительный орган Республики Казахстан по вопросам миграции, а назначение единовременного пособия оралманам производится территориальными органами по вопросам миграции по месту жительства оралмана.
Например, на 1 января 2005 года МРП составлял 972 тенге значит сумма, подлежащая к выплате составляла на 1-го члена семьи 97200 тенге, если семья состоит из 5-ти человек это сумма умножается на 5 и составит (97200 х 5) 486 тыс.тенге. При этом открывается на одного члена семьи специальный счет в банке и перечисляется с бюджета. С 1 января 2006 года МРП составил 1030 тенге, соответственно семья из 5-ти человек получает (1030х100х5) 515 тыс. тенге.
Согласно Правил целевого использования средств, выделяемых из республиканского бюджета для оралманов от 18 августа 1999г. № 1194, позже с изменениями и дополнениями Постановления Правительства РК от 6 января 2006 г., № 15 согласно «Правил возмещения расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота), выделения средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий оралманам, прибывшим по квоте иммиграции» семьи репатриантов получают единовременные пособия 15 МРП на главу семьи, 10 МРП на каждого члена семьи и транспортные расходы - до 50 МРП на семью оралмана. В совокупности на 1 семью из 5-ти человек эта сумма составляет 118,150 тыс. тенге (15х1030+ 10х4х1030+50х1030= 118150 тенге) с 1 января 2006 года. По желанию оралмана единовременное пособие может быть выдано и в безналичной форме. Возмещение расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота) при самостоятельном переселении осуществляется в следующих размерах: 1) оплата проезда каждого члена семьи оралмана в размере 10 МРП; 2) оплата провоза личного имущества производится в размере 50 МРП на семью оралмана.
Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество