Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация

Краткое описание

Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество

Вложенные файлы: 1 файл

Дисс. Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество.doc

— 6.08 Мб (Скачать файл)

  Жилищные проблемы оралманов решалась раньше (до февраля 2004 г.) согласно Постановления Правительства Республики Казахстан от 4 мая 2001г, № 605 утверждены Правила приобретения  жилища  для  семей   оралманов.  Эти Правила приобретения жилища для семей   репатриантов оралманов  разработались в соответствии с законами Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года «О миграции  населения», а также  следующих Законов:

  • от 16 июля 1997 года «О государственных закупках»;
  • от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»;

            -   постановлениями Правительства Республики Казахстан от 21 июля 1999 года № 1020 «Вопросы Агентства Республики Казахстан по миграции и демографии»;

  • от 18 августа 1999 года № 1194 «Об утверждении Положения о целевом использовании средств, выделяемых из республиканского бюджета для репатриантов (оралманов)» ;
  • от 29 декабря 2000 года № 1950 «О реализации Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2001 год», с целью регулирования правоотношений, возникающих в процессе приобретения жилища между потенциальными поставщиками и территориальными органами Агентства Республики Казахстан по миграции и демографии, определения особенностей приобретения жилища для оралманов и эффективного расходования выделенных средств из республиканского бюджета.

Это 1) вид закупаемого жилища - отдельные жилые единицы (индивидуальный жилой дом, квартира, комната в общежитии), предлагаемые к государственным закупкам; 2) компетентные органы - государственные органы, предоставляющие в рамках Правил необходимую информацию по соответствующим запросам; 3) территориальные органы - осуществляющие организацию, проведение конкурсов и государственную закупку жилища для оралманов в соответствии с законодательством о государственных закупках. 4). количество приобретаемого жилища, подлежащего закупке, определялось в соответствии с установленной Правительством Республики Казахстан квотой иммиграции на каждый календарный год и с учетом предусмотренных средств из республиканского бюджета для погашения задолженности, образовавшейся за предыдущие годы перед оралманами. 5) жилище, приобретаемое для оралманов,  должно было соответствовать установленным техническим, санитарным и другим обязательным требованиям, предусмотренным жилищным законодательством Республики Казахстан и быть готовым к заселению.

         Для семей opалманoв руководители территориальных  органов в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках проводили  конкурсы по закупке жилища. В частности, они принимали решения об осуществлении государственных закупок жилища для оралманов, утверждали количество закупаемого жилища, а также объемы финансирования закупок в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом. Назначали ответственных должностных лиц по организации и проведению государственных закупок, выбирали способ осуществления государственных закупок в соответствии с Законом «О государственных закупках». Основным способом осуществления государственных закупок являлся открытый конкурс.   Территориальным органом создавалась конкурсная комиссия, в состав которой включались руководитель и специалисты территориального органа, а также представители местных исполнительных органов. При необходимости привлекались специалисты государственных органов на безвозмездной основе в качестве технического эксперта. 

            В процесс государственных закупок  жилища могли допускаться в  качестве наблюдателей представители  Совета оралманов или оралмана - претенденты на получение жилища. Конкурсная комиссия определяла  выигравшую конкурсную заявку  по каждому виду закупаемого жилища отдельно с учетом  критериев, указанных в конкурсной документации: 1) стоимости жилища, определяемой на основе самой низкой цены на единицу площади жилища; 2) наличия вспомогательных помещений и элементов благоустройства придомовой территории; 3) степени благоустроенности, наличия дополнительных хозяйственных построек и приусадебных участков;

          4) месторасположения (наличие в предлагаемом районе общеобразовательных школ, культурно-просветительных, дошкольных и лечебных учреждений, маршрутов движения пассажирских транспортных средств общего пользования соответствия жилища санитарным и техническим нормам. Конкурсная комиссия осуществляла  свою деятельность в порядке, установленном законодательством о государственных закупках. Решение конкурсной комиссии можно было  обжаловать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.  В случае представления по каждому виду закупаемого жилища менее трех конкурсных заявок или в случае их отсутствия конкурс по закупке данного вида жилища признавался несостоявшимся.  В случае признания конкурса по какому-либо виду закупаемого жилища несостоявшимся территориальный орган вправе  был осуществить государственную закупку данного вида жилища способом закупок из одного источника в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. Конкурсная комиссия при рассмотрении конкурсных заявок потенциального поставщика  проводила осмотр предлагаемого жилища на соответствие его критериям, указанным в конкурсной документации и оформлялся  актом. Приобретенное жилище передавалось безвозмездно в собственность оралмана. Для определения нормы жилой площади приобретаемого жилища оралманам необходимо было представить определенное количество документов. Норма жилой площади приобретаемого жилища определялась для каждой семьи оралмана индивидуально согласно жилищному законодательству Республики Казахстан. Для определения нормы жилой площади приобретаемого жилища оралманы предъявляли в территориальные органы: 1) справку о составе семьи; 2) в случае наличия в семье женщины, имеющей беременность свыше двадцати недель, предоставлялась соответствующая справка; 3) справку об отсутствии жилища и земельного участка; 4) прибывшие ранее предоставляли справку с места жительства о неполучении ими и постоянно проживающими с ними членами семьи жилища и земельного участка от государства.

          При  необходимости  предоставляли также  соответствующую справку от компетентных  органов о наличии в семье  страдающего тяжелой формой заболевания, предоставляющую право на дополнительную жилую площадь. Постановка на учет нуждающихся в жилище оралманов осуществлялся  по месту их жительства в территориальном органе по предоставлению документов, подтверждающих их правовой статус. Отчет и информация о проведенных государственных закупках жилища для семей оралманов представлялся территориальными органами в Агентство Республики Казахстан по миграции и демографии. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность представления отчетов и информации возлагалась  на руководителя территориального органа. Процедура въезда оралманов  в страну отражена на рисунке 7.

 

 

Рисунок 7 – Процедура въезда  оралманов в РК

 

        

            По областям республики  почти вся  сумма выделенная,  на приобретение жилья оралманам осваваевалась от 97 % до 100 % каждой областью, но по количеству  приобретенного жилья  ситуация была иная.

Сведения о кассовых расходах на приобретение жилья семьям оралманов  по областям республики   на 1 января 2004 года составили 2569253 тысяч тенге,   при   утверждении   квоты иммиграции 5000 семей  и задолженность

 

Таблица 5 - Сведения о кассовых расходах на  приобретение жилья семьям  

 оралманов по областям  РК   на 01.01.2004 года

 

Ниаменоваие областей и городов

Квота иммиграции оралманов на 2003 год

Всего сумма  с учетом задолжен. прошгых лет (тыс. тенге)

Кассовые расходы по состоянию на 01.01.2004 года

%

Количество семей

Сумма (тыс. тенге)

Акмолинская

608

121296

121296

117756

97

 

Актюбинская

228

132576

132576

132354,0

100

 

Алматинская

153

39302

39302

36495,0

93

 

Атырауская

76

86423

86423

75008

87

Восточно-

Казахстанская

47

16060

19359

19359

100

 

Жамбыльская

190

47367

47367

46783,0

99

Западно-

Казахстанская

169

92540

92540

76415

83

 

Карагандинская

565

110514

110514

110510

100

 

Кызылординская

94

50408

50408

50408

100

 

Костанайская

658

285391

336114

332559

99

 

Мангистауская

352

400409

400409

399813

100

 

Павлодарская

565

114201

114201

113032

99

Северо-

Казахстанская

640

269520

274750

274599

100

Южно-

Казахстанская

471

234911

375866

371309

99

 

г..Алматы

90

183971

183971

183779

100

 

г.Астана

94

229125

229125

229080

100

 

ИТОГО

 

    5000

 

2414014

 

2614221

 

2569253

 

  98

Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда

и социальной защиты населения РК.


 

 

 прошлых      лет  по    приобретению    жилья     составляла    254   семей,  всего  должно было обеспечено жильем  (или приобретено) 5254 жилья на сумму 2614221 тысяч тенге, однако следует отметить  приобретено было только  3599 жилья на сумму 2569253 тысяч тенге, что составляет   98 %  всей выделенной суммы и только 68,5 %  семей оралманов были обеспечены жильем (таблица 5).

       

Таблица  6 - Сведения о приобретении жилья семьям оралманов по областям

   Республики Казахстан  за 2003 год

 

Ниаменоваие областей и городов

Квота иммиграции оралм-в на

2003г.

Задолжен.прошлых лет по квоте иммиграц оралма-в

Всего подлежит к приобрете-нию

Количество приобретенного жилья

Количество не приобретенного жилья

Кол-семей

Кол-во семей

Кол-во семей

К-во семей

%

К-во семей

%

 

Акмолинская

608

 

608

334

55,0

274

45,0

 

Актюбинская

228

 

228

198

86,8

30

13,2

 

Алматинская

153

 

153

147

96,0

 6

4,0

 

Атырауская

76

 

76

 76

100,0

 0

 0

Восточно-Казахстанская

47

3

50

 41

82,0

 9

18,0

 

Жамбыльская

190

 

190

190

100,0

 0

0

Западно-Казахстанская

169

 

169

136

80,5

 33

19,5

 

Карагандинская

565

 

565

327

57,9

238

42,1

 

Кызылординская

94

 

94

 94

100,0

 0

0

 

Костанайская

658

111

769

496

64,5

273

35,5

 

Мангистауская

352

 

352

225

63,9

127

36,1

 

Павлодарская

565

 

565

303

53,6

262

46,4

Северо-Казахстанская

640

18

658

390

59,3

268

40,7

Южно-Казахстанская

471

122

593

468

79,0

125

21,0

 

г.Алматы

90

 

90

 80

89,0

 10

11,0

 

г.Астана

94

 

94

 94

100,0

  0

0

ИТОГО

5000

254

5254

3599

68,5

1655

31,5

  Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда

и социальной защиты населения РК.


    

         В  разрезе областей страны  ситуация приобретения жилья также было неравномерным, так в Акмолинской области зарегистрировано только  334 факта приобретения жилья, что составляет 55 % потребного количества. В Карагандинской – 57,9%,  Мангистаукой – 63,9 %,  Павлодарской – 53,6 %,  Северо-Казахстанской – 59,3%,   в некоторых  областях средства расходовались равномерно и  обеспечивали   почти 100 % оралманов: Атырауская область, Жамбылская, Кзылординская область (таблица 6).

      Таким образом, в связи удоражанием жилья  по регионам, выделенные суммы  средств на приобретение жилья оралманам  не покрывали  фактически потребную сумму. Для решения этого вопроса нужно было вести учет динамики рыночной цены на единицу площади жилища и учитывая особенности местности (района),  что позволили повысить эффективность  механизма финансирования приобретения жилья.

        Согласно  постановления  Правительства РК  от  25  февраля 2004 г. № 225  механизм финансирования приобретения жилья, семьям оралманов, прибывшим по квоте иммиграции, изменился, т.е. финансирование осуществляется  путем  выплат денежных средств наличными деньгами в национальной валюте РК в размере стократного месячного расчетного  показателя (МРП)  на 1 члена семьи [75].

     Финансирование осуществляется через центральный исполнительный орган Республики Казахстан по вопросам миграции,  а назначение единовременного пособия оралманам производится  территориальными органами по вопросам миграции по месту жительства оралмана.

      Например, на 1 января 2005 года МРП составлял  972 тенге значит сумма, подлежащая к выплате составляла на 1-го члена семьи  97200 тенге,  если семья состоит из 5-ти человек это сумма умножается на 5 и составит (97200 х 5) 486 тыс.тенге.  При этом открывается  на одного члена семьи специальный счет  в банке и перечисляется  с бюджета. С 1 января 2006 года МРП составил 1030 тенге, соответственно семья из 5-ти человек получает  (1030х100х5)  515 тыс. тенге.

       Согласно Правил целевого использования средств, выделяемых из республиканского бюджета для  оралманов от 18 августа 1999г. № 1194, позже с изменениями и дополнениями Постановления  Правительства РК от 6 января 2006 г., № 15 согласно «Правил возмещения расходов по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота), выделения средств для приобретения жилья по месту прибытия и выплаты единовременных пособий оралманам, прибывшим по квоте иммиграции» семьи репатриантов получают единовременные пособия 15 МРП на главу семьи, 10 МРП на каждого члена семьи и транспортные расходы - до 50 МРП на семью оралмана. В совокупности на 1 семью из 5-ти человек эта сумма составляет  118,150 тыс. тенге (15х1030+ 10х4х1030+50х1030= 118150 тенге) с 1 января 2006 года. По желанию оралмана  единовременное пособие может быть выдано и в безналичной форме.  Возмещение расходов  по проезду к постоянному месту жительства и провозу имущества (в том числе скота) при самостоятельном переселении осуществляется в следующих размерах: 1) оплата проезда каждого члена семьи оралмана  в размере 10 МРП; 2) оплата провоза личного имущества производится  в размере 50 МРП на семью оралмана.

Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество