Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация
Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество
На 1 января 2005 года обеспечено было жильем 53,1 % оралманов (таблица 8).
Таблица 8 - Количество семей оралманов, имеющих жилье по областям Республики Казахстан на 01.01.2005 г.
Наименование областей |
|||||
Количество семей оралманов на 01.01.2005 г. |
Кол-во семей, имеющих жилье |
% к общему кол-ву семей |
Из них полу-чили жилье в собст-веннос-ть |
% к общему кол-ву семей | |
Акмолинская |
4712 |
4586 |
97,3 |
1851 |
39,3 |
Актюбинская |
2799 |
2033 |
72,6 |
918 |
32,8 |
Алматинская |
13362 |
10279 |
76,9 |
2993 |
22,4 |
Атырауская |
1769 |
1451 |
82,0 |
611 |
34,5 |
В-Казахстанская |
1568 |
1414 |
90,2 |
724 |
46,2 |
З-Казахстанская |
1078 |
545 |
50,6 |
115 |
10,7 |
Жамбылская |
5242 |
2576 |
49,1 |
2576 |
49,1 |
Карагандинская |
4631 |
4341 |
93,7 |
3380 |
73,0 |
Кызылординская |
1369 |
917 |
67,0 |
677 |
49,5 |
Костанайская |
2154 |
1703 |
79,0 |
1103 |
51,2 |
Павлодарская |
3599 |
3093 |
86,0 |
2919 |
81,1 |
С-Казахстанская |
2954 |
2815 |
95,3 |
2400 |
81,2 |
Мангистауская |
16970 |
5408 |
31,9 |
5235 |
30,8 |
Ю-Казахстанская |
30815 |
8217 |
26,6 |
1852 |
6,0 |
г. Алматы |
916 |
432 |
47,2 |
172 |
18,8 |
г. Астана |
554 |
365 |
65,9 |
192 |
34,7 |
Казахстан |
94492 |
50175 |
53,1 |
27718 |
29,3 |
Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК. |
В 2005 году
по квоте Казахстан принял 15 тысяч
семей. Оралманам, включенным в квоту
иммиграции, государство оплачивало
проезд, провоз имущества, выплачивает
единовременное денежное
Рисунок 8 - Обеспечение оралманов семей жильем на 1 января 2005 года.
В разрезе областей страны ситуация приобретения жилья также было неравномерным, так в Акмолинской области зарегистрировано только 334 факта приобретения жилья, что составляет 55 % потребного количества.
Поддержка оралманов средствами в пределах вышеуказанных расчетов не соответствует для нормальной интеграции их в казахстанское общество за короткое время. На такие средства они не смогут приобрести жилье, только могут оплатить некоторые услуги (коммунальные услуги, арендная плата и др.).
При организованном переселении услуги транспортных организаций по провозу имущества семей оралманов возмещаются за груз весом не более 1000 килограммов на семью оралмана.
Обеспечение продуктами питания, лекарственными средствами в пути следования до конечного места жительства производится в размере 50 % МРП на каждого члена семьи [76].
Для тех, кто решил вернуться на историческую родину самостоятельно, эти выплаты не предусмотрены. В 2005 году только жилищная помощь 15 тысячам семей, которые приехали по квоте, обошлось государственной казне более чем в 8 миллиардов тенге (рисунок 9).
В нормативном правовом акте, устанавливающем квоту иммиграции, который обязателен для исполнения всеми организациями, независимо от форм собственности и органами государственного управления, определяется предельное число и виды иммигрантов с указанием стран, из которых они переселяются, мероприятия, необходимые для их приема,
Рисунок 9 - Государственная помощь на приобретение жилья
за 2005 год (тыс. тенге)
обустройства и адаптации регионы, куда они должны переселится, дифференцированные пособия и система льгот для репатриантов (оралманов) и реэмигрантов.
Президент Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан устанавливает квоту иммиграции на каждый календарный год и на перспективу для лиц, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с Законом.
Внесение изменений и дополнений в квоту иммиграций является также прерогативой Президента Республики Казахстан. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 1508 от 27 декабря 2004 года «О квоте иммиграции оралманов на 2005-2007 годы» предусмотрено переселение в республику в 2005-2007гг., ежегодно по 15000 семей этнических казахов (оралманов).
Анализ, проведенный нами, свидетельствует об увеличивающемся разрыве между количеством фактической этнической иммиграции и квотой для возвращающихся, которым оказывается материальная помощь государством, включая различные льготы и компенсации.
Таблица 7 - Выполнение квоты иммиграции
по приему семей оралманов с
1993г. по 01.10. 2005 г. (количество семей).
Годы |
Установлен. квота иммиграции |
Количество фактически прибывших семей по квоте |
% |
Всего прибывших семей оралманов |
% к общему кол-во семей |
1991- 1992 |
Прибыло по трудовому соглашению |
15151 |
- |
- |
- |
1993 |
10000 |
7650 |
76,5 |
9000 |
90,0 |
1994 |
7000 |
3603 |
51,5 |
5700 |
81,4 |
1995 |
5000 |
3331 |
66,6 |
5300 |
106,0 |
1996 |
4000 |
2539 |
63,5 |
4700 |
117,5 |
1997 |
2180 |
1226 |
56,2 |
3300 |
151,4 |
1998 |
3000 |
1602 |
53,4 |
3100 |
103,3 |
1999 |
500 |
280 |
56,0 |
2700 |
540,0 |
2000 |
500 |
458 |
91,6 |
5500 |
1100,0 |
2001 |
600 |
600 |
100,0 |
9100 |
1516,7 |
2002 |
2655 |
1711 |
64,4 |
10300 |
388,0 |
2003 |
5000 |
3816 |
76,3 |
16000 |
320,0 |
2004 |
10000 |
9981 |
99,8 |
19900 |
199,0 |
2005 |
15000 |
13820 |
92,1 |
23200 |
154,7 |
Итого |
65435 |
50617 |
77,4 |
117800 |
180,0 |
Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК. |
При этом количество устанавливаемых квот имело в одно время тенденцию к сокращению из года в год.
Так, по сравнению с 1993 годом в 1999-2001 г.г квота сократилась почти в двадцать раз (с 10000 до 500-600), что связано, с кризисно-дипрессивным положением в экономике Казахстана в эти годы и значительным ослаблением внимания со стороны государства к этому вопросу, хотя в эти же годы был принят ряд законодательно-нормативных актов, составляющих довольно серьзную институциональную основу иммиграционных процессов.
В 1993 году квота иммиграции составила 10 тыс. семей, в 1994 году - 7 тыс. семей, в 1995 году - 5 тыс. семей, в 1996 году - 4 тыс. семей, в 1997 году - 2,18 тыс. семей, в 1998 г. - 3 тыс. семей, в 1999 - 2000 годах по 500 семей. И только начиная с 2002 года, после II Всемирного Курултая казахов, количество квот стало резко увеличиваться и достигло в 2003 г. - 5 тыс. семей, 2004 г.- 10 тыс. семей в 2005-2007 гг. до 15000 квот ежегодно.
Выявлено также, что квоты иммиграции оралманов редко выполнялись полностью в силу ряда причин, в первую очередь организационно-экономического характера. Кроме того, большое количество семей прибывает сверх квоты. Динамика выполнения, квот и прибывших семей без квоты отражена в таблице 7.
Основной причиной ситуации, сложившейся с установлением и выполнением квоты, отсутствие в действующих миграционных законодательно-нормативных актах необходимой ясности и четкости.
Реальный процесс характеризуется следующими цифрами: в 1993 г. процент выполнения квоты составил 76,5 %, в 1994 г. – 51,5 %, в 1995 г. – 66,6 %, в 1996 г. – 63,5 %, в 1997 г. – 56,2 %, в 1998 г. – 53,4 %. По данным Агентства (ныне Комитета) по миграции и демографии, большое количество семей пребывает сверх квоты, например, в 1999 г. в Казахстан прибыло 2 668 семей, из них 280 – по квоте, 2388 – сверх квоты; в 2000 г. – 5490, 458 и 5032 семей соответственно, в 2001 г. – 9105, 600 и 8505 семей, в 2002 г. – 10377семей, 2655 и 7722 семей соответственно, в 2003 г. – 16 000 семей, 3800 и 12200, 2004г. – 19 900, 9900 и 10 000 семей соответственно, 2005 г. прибыло 23 200 семей, из них 13 800 – по квоте, 9400- сверх квоты (рисунок 10).
Квота иммиграции перекрывается за счет иммиграции из России и Центрально-Азиатских стран. Выполнение квоты составило в 1999 г. - 56 % и 92,1 % соответственно в 2005 г.
Квотой предусматривается достаточно равномерное расселение оралманов по территории республики с учетом этнодемографического и социально-экономического развития административных территорий, ситуации на рынке труда. Анализ данных, проведенный автором данного исследования, показывает, что из 117800 семей, иммигрировавших в 1991-2005 гг., менее половины 43 % - 50 617 семей прибыли в соответствии с квотой 1993-2005 гг. Всего по квоте иммиграции и трудовому соглашению с Монголией, по которому в 1991-1993 гг. прибыла основная часть репатриантов из этой страны, в Казахстан за период 1991-2005 гг. репатриировалось 15151 семей (на 1 октября 2005 г.) [77]. Данные анализа отражены в таблице 7.
Самая высокая квота иммиграции в республике ежегодно устанавливается для Мангистауской, Южно-Казахстанской, Карагандинской, Кустанайской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской областей [78]. Однако основные проблемы возникают из-за того, что в действующем миграционном законодательстве нет необходимой четкости, начиная с вопросов включения в квоту оралманов. Нет даже четкого разграничения между оралманами как таковыми и оралманами, включенными в квоту. А от этого многое зависит, государство оказывает помощь согласно утвержденных правил.
Рисунок 10 - Динамика выполнения квоты иммиграции семей оралманов
Необходимо упростить процедуру предоставления гражданства республики оралманам, которые хотят вернуться на свою историческую родину за свой счет, то есть вне государственной квоты. В этой связи Президент Казахстана Н.Назарбаев, выступая на III Всемирном курултае казахов в сентябре 2005 г., отметил, что: «полномочные органы должны обдумать и предложить, как можно упростить законодательно-правовой порядок и помощь тем репатриантам, которые приезжают за свой счет».
Ниже в таблице 9 отражены сведения по оформлению оралманами гражданства по состоянию на 1 января 2006 года. На всех оралманов распространяется действующая в Казахстане система социального обеспечения, нуждающимся выделяются места в школах и дошкольных организациях, а также в учреждениях социальной защиты. Есть квота для поступления в организации среднего профессионального и высшего образования. Государство содействует оралманам в трудоустройстве, повышении квалификации и освоении новой профессии. Органами миграционной полиции продолжается работа по регистрации оралманов по постоянному месту жительства и оформлению документов на принятие гражданства Республики Казахстан.
Таблица 9 - Сведения по оформлению гражданства оралманами
по состоянию на 01.01.2006г.
Наименование областей |
|||||||||
Всего оралма-нов на 01.01 .2002 |
Приня- ты в граж- данво |
% |
Всего оралманов на 01.01. 2004 |
Приня-ты в граж- данво |
%
|
Всего оралманов на 01.01. 2006 |
Приняты в граж- данво |
% | |
Акмолинская |
15336 |
14328 |
93.4 |
19140 |
17385 |
90.8 |
27788 |
22161 |
79,8 |
Актюбинская |
3083 |
1503 |
48.8 |
4839 |
3051 |
63.0 |
18794 |
15180 |
80,8 |
Алматинская |
25461 |
16793 |
66.0 |
43033 |
33600 |
78.1 |
64450 |
46471 |
72,1 |
Атырауская |
1064 |
553 |
52.0 |
2281 |
1240 |
54.4 |
12501 |
4257 |
34,1 |
Восточно-Казахстанская |
4972 |
4596 |
92.4 |
5733 |
5019 |
87.5 |
14752 |
6448 |
43,7 |
Жамбыльская |
16210 |
1940 |
12.0 |
26036 |
25102 |
95.2 |
38315 |
31001 |
80,9 |
Западно-Казахстанская |
1030 |
906 |
88.0 |
2058 |
1357 |
66.0 |
7132 |
5681 |
79,7 |
Карагандин ская |
15798 |
14932 |
94.5 |
19656 |
17703 |
90.0 |
30023 |
22556 |
75,1 |
Кызылордин ская |
2508 |
1159 |
46.2 |
4604 |
2632 |
57.2 |
11637 |
5859 |
50,3 |
Костанайская |
2422 |
1438 |
59.4 |
6381 |
3535 |
55.4 |
11858 |
7155 |
60,3 |
Мангистауская |
33727 |
20237 |
60.0 |
49350 |
26450 |
53.6 |
55522 |
46981 |
84,6 |
Павлодарская |
10260 |
10147 |
99.0 |
13632 |
13058 |
95.8 |
20107 |
15698 |
78,1 |
Северо-Казахстанская |
4634 |
3633 |
78.4 |
8356 |
6708 |
80.3 |
22113 |
13539 |
61,2 |
Южно-Казахстанская |
61103 |
20240 |
33.1 |
100395 |
74524 |
74.2 |
124562 |
103148 |
82,8 |
г.Алматы |
2831 |
1828 |
64.6 |
3817 |
1848 |
48.4 |
6332 |
1900 |
30,0 |
г.Астана |
1157 |
954 |
82.5 |
3000 |
2113 |
70.4 |
6287 |
3367 |
53,6 |
ИТОГО
|
201596 |
115187 |
57,1 |
312311 |
235325 |
75,3 |
472173 |
351402 |
74,4 |
Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК. |
Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество