Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 10:05, диссертация

Краткое описание

Механизм экономической интеграции
оралманов в казахстанское общество

Вложенные файлы: 1 файл

Дисс. Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество.doc

— 6.08 Мб (Скачать файл)

       На  1 января 2005 года обеспечено было жильем  53,1 % оралманов (таблица 8).

 

Таблица 8 - Количество  семей оралманов,  имеющих  жилье по областям Республики  Казахстан   на 01.01.2005 г.

 

Наименование

областей

         

Количество

семей

оралманов на 01.01.2005 г.

Кол-во семей, имеющих жилье

%

к общему

кол-ву семей

Из них полу-чили жилье в собст-веннос-ть

%

к общему

кол-ву семей

 

Акмолинская

       4712

4586

97,3

1851

39,3

 

Актюбинская

2799

2033

72,6

918

32,8

 

Алматинская

13362

10279

76,9

2993

22,4

 

Атырауская

1769

1451

82,0

611

34,5

 

В-Казахстанская

1568

1414

90,2

724

46,2

 

З-Казахстанская

1078

545

50,6

115

10,7

 

Жамбылская

5242

2576

49,1

2576

49,1

 

Карагандинская

4631

4341

93,7

3380

73,0

 

Кызылординская

1369

917

67,0

677

49,5

 

Костанайская

2154

1703

79,0

1103

51,2

 

Павлодарская

3599

3093

86,0

2919

81,1

 

С-Казахстанская

2954

2815

95,3

2400

81,2

 

Мангистауская

16970

5408

31,9

5235

30,8

 

Ю-Казахстанская

30815

8217

26,6

1852

6,0

 

г. Алматы

916

432

47,2

172

18,8

 

г. Астана

554

365

65,9

192

34,7

 

Казахстан

 

94492

 

50175

 

53,1

 

27718

 

29,3

Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда

и социальной защиты населения РК.


 

        В 2005  году  по квоте Казахстан принял 15 тысяч  семей. Оралманам, включенным в квоту  иммиграции, государство оплачивало  проезд, провоз имущества, выплачивает  единовременное денежное пособие, предоставляет жилищную помощь (рисунок 8).


 

Рисунок 8 - Обеспечение оралманов  семей жильем на 1 января 2005 года.

 

 

       В  разрезе областей страны  ситуация приобретения жилья также было неравномерным, так в Акмолинской области зарегистрировано только  334 факта приобретения жилья, что составляет 55 % потребного количества.

         Поддержка оралманов  средствами в пределах вышеуказанных  расчетов не соответствует  для нормальной интеграции их в казахстанское общество за короткое время. На такие средства они не смогут приобрести жилье,  только могут оплатить некоторые услуги (коммунальные услуги, арендная плата и др.).

         При организованном  переселении услуги транспортных организаций  по провозу имущества семей оралманов  возмещаются за груз весом не более 1000 килограммов на семью оралмана.

         Обеспечение продуктами питания, лекарственными средствами в пути следования до конечного места жительства  производится  в  размере 50 % МРП на каждого члена семьи [76].

           Для тех, кто решил вернуться на историческую родину самостоятельно, эти выплаты не предусмотрены. В 2005 году только жилищная помощь 15 тысячам семей, которые приехали  по квоте, обошлось государственной казне более чем в 8 миллиардов тенге  (рисунок 9).

            В нормативном правовом акте, устанавливающем квоту иммиграции, который обязателен для исполнения всеми организациями, независимо от  форм собственности и органами государственного управления, определяется предельное число  и виды иммигрантов с указанием стран, из которых   они   переселяются,   мероприятия,    необходимые   для   их   приема,

 

 

 

 

 


 

 

 

Рисунок 9 - Государственная помощь на приобретение жилья

за 2005 год (тыс. тенге)

 

 

          

обустройства и адаптации регионы, куда они должны переселится, дифференцированные пособия и система льгот для репатриантов (оралманов)  и  реэмигрантов.

Президент Республики Казахстан по представлению Правительства Республики Казахстан устанавливает квоту иммиграции на каждый календарный год  и на перспективу для лиц, на которых распространяются льготы   и компенсации в соответствии с Законом.

 Внесение изменений и дополнений в квоту иммиграций является  также прерогативой Президента Республики Казахстан. В соответствии с Указом      Президента Республики Казахстан № 1508 от 27 декабря 2004 года «О квоте иммиграции оралманов на 2005-2007 годы» предусмотрено переселение в республику в 2005-2007гг., ежегодно по 15000 семей этнических казахов (оралманов).

Анализ, проведенный нами,  свидетельствует об увеличивающемся разрыве между количеством фактической этнической иммиграции и квотой для возвращающихся,  которым оказывается материальная помощь государством, включая различные льготы и компенсации.

 

Таблица 7 - Выполнение квоты иммиграции по приему семей оралманов с                1993г. по 01.10. 2005 г. (количество семей).                                                                       

Годы

Установлен.

квота иммиграции

Количество фактически прибывших

семей по квоте

%

Всего прибывших семей оралманов

% к общему кол-во семей

1991-

1992

Прибыло по трудовому соглашению 

15151

-

-

-

     1993

       10000

7650

76,5

9000

 90,0

     1994

 

 7000

 

3603

 

51,5

 

5700

 

 81,4

     1995

 5000

3331

66,6

5300

106,0

     1996

 4000

2539

63,5

4700

        117,5

     1997

 2180

1226

56,2

3300

 

151,4

     1998

 3000

1602

53,4

3100

 

103,3

     1999

  500

 280

56,0

2700

 

540,0

     2000

  500

 458

91,6

 5500

     

       1100,0

     2001

  600

 600

 100,0

 9100

     

       1516,7

     2002

 2655

1711

64,4

10300

      

         388,0

     2003

 5000

3816

76,3

16000

 

  320,0

     2004

       10000

 9981

99,8

19900

 

199,0

     2005

       15000

13820

92,1

23200

 

154,7

  Итого

65435

50617

77,4

117800

180,0

  Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК.


 

При этом  количество устанавливаемых квот имело в одно время тенденцию к   сокращению из года в год.

Так,  по сравнению с 1993 годом в 1999-2001 г.г  квота сократилась почти в двадцать раз (с 10000 до 500-600), что связано,  с кризисно-дипрессивным положением в экономике  Казахстана в эти годы и значительным  ослаблением внимания со стороны государства к этому вопросу, хотя  в эти же годы был принят ряд законодательно-нормативных актов, составляющих довольно серьзную институциональную основу иммиграционных процессов. 

В 1993 году квота иммиграции составила 10 тыс. семей,  в 1994 году - 7 тыс. семей,  в 1995 году - 5 тыс. семей, в 1996 году - 4 тыс. семей, в 1997 году - 2,18 тыс. семей, в 1998 г. - 3 тыс. семей, в 1999 - 2000 годах по 500 семей. И только начиная с 2002 года, после II Всемирного Курултая казахов,  количество квот стало резко увеличиваться и достигло  в 2003 г. - 5 тыс. семей,  2004 г.- 10 тыс. семей  в 2005-2007 гг. до 15000 квот ежегодно.

Выявлено также, что квоты иммиграции  оралманов  редко выполнялись полностью в силу ряда причин, в первую очередь организационно-экономического характера.  Кроме того, большое количество семей прибывает сверх  квоты. Динамика выполнения,  квот и прибывших семей без квоты отражена в  таблице 7.

Основной причиной ситуации, сложившейся с установлением и выполнением квоты, отсутствие в действующих  миграционных законодательно-нормативных актах необходимой ясности и четкости.

Реальный процесс  характеризуется  следующими цифрами: в 1993 г. процент выполнения квоты составил  76,5 %, в 1994 г. –  51,5 %,  в 1995 г. – 66,6 %, в 1996 г. – 63,5 %, в 1997 г. – 56,2 %, в 1998 г. – 53,4 %.  По данным Агентства (ныне Комитета) по миграции и демографии, большое количество семей пребывает сверх  квоты, например,  в 1999 г. в Казахстан прибыло 2 668 семей,  из них 280 – по квоте, 2388 – сверх квоты; в 2000 г. – 5490, 458 и 5032 семей соответственно, в 2001 г. – 9105, 600 и 8505 семей, в 2002 г. – 10377семей,  2655 и 7722 семей  соответственно, в 2003 г. – 16 000 семей, 3800 и 12200,   2004г. – 19 900, 9900 и 10 000 семей соответственно, 2005 г. прибыло 23 200 семей, из них 13 800 – по квоте, 9400- сверх квоты (рисунок 10).

Квота иммиграции перекрывается за счет иммиграции из России и Центрально-Азиатских стран. Выполнение квоты составило в 1999 г. - 56 % и 92,1 % соответственно в 2005 г.

Квотой предусматривается достаточно равномерное расселение оралманов по территории республики с учетом этнодемографического и социально-экономического развития административных территорий, ситуации на рынке труда. Анализ  данных, проведенный автором данного исследования, показывает, что из 117800 семей, иммигрировавших в 1991-2005 гг., менее половины 43 %  - 50 617 семей прибыли в соответствии с квотой 1993-2005 гг. Всего по квоте иммиграции и трудовому соглашению с Монголией, по которому в 1991-1993 гг. прибыла основная часть репатриантов из этой страны, в Казахстан за период 1991-2005 гг. репатриировалось 15151 семей (на 1 октября 2005 г.) [77].   Данные анализа отражены в таблице 7.

Самая высокая квота иммиграции в республике ежегодно устанавливается для Мангистауской, Южно-Казахстанской, Карагандинской, Кустанайской, Павлодарской, Алматинской, Жамбылской областей [78]. Однако основные проблемы возникают из-за того, что в действующем миграционном законодательстве нет необходимой четкости, начиная с вопросов включения в квоту оралманов.  Нет даже четкого разграничения между оралманами как таковыми и оралманами, включенными в квоту. А от этого многое зависит,  государство  оказывает помощь согласно утвержденных  правил.


 

Рисунок 10 - Динамика выполнения квоты иммиграции семей оралманов

 

 

      Необходимо упростить процедуру предоставления гражданства республики оралманам, которые хотят вернуться на свою историческую родину за свой счет, то есть вне государственной квоты. В этой связи Президент Казахстана Н.Назарбаев, выступая на III Всемирном курултае казахов в сентябре 2005 г., отметил, что: «полномочные органы должны обдумать и предложить, как можно упростить законодательно-правовой порядок и помощь тем репатриантам, которые приезжают за свой счет».     

           Ниже в таблице 9 отражены сведения по оформлению оралманами гражданства по состоянию на 1 января 2006 года. На всех оралманов распространяется действующая в Казахстане система социального обеспечения, нуждающимся  выделяются места в школах и дошкольных организациях, а также в учреждениях социальной защиты. Есть квота для поступления в организации среднего профессионального и высшего образования. Государство содействует оралманам в трудоустройстве, повышении квалификации и освоении новой профессии. Органами миграционной полиции продолжается работа по регистрации оралманов по постоянному месту жительства и оформлению документов на принятие гражданства Республики Казахстан.

 

Таблица 9 - Сведения по  оформлению гражданства оралманами 

по состоянию на 01.01.2006г.

               

Наименование областей

       

Всего оралма-нов на 01.01

.2002

Приня-

ты в граж-

данво

%

Всего оралманов на 01.01.

2004

Приня-ты в граж-

данво

 

   %

 

Всего оралманов на 01.01.

2006

Приняты в граж-

данво

%

Акмолинская

15336

14328

93.4

19140

17385

90.8

27788

22161

79,8

Актюбинская

3083

1503

48.8

4839

3051

63.0

18794

15180

80,8

Алматинская

25461

16793

66.0

43033

33600

78.1

64450

46471

72,1

Атырауская

1064

553

52.0

2281

1240

54.4

12501

4257

34,1

Восточно-Казахстанская

4972

4596

92.4

5733

5019

87.5

14752

6448

43,7

Жамбыльская

16210

1940

12.0

26036

25102

95.2

38315

31001

80,9

Западно-Казахстанская

1030

 906

88.0

2058

 1357

66.0

7132

5681

79,7

Карагандин

ская

15798

14932

94.5

19656

17703

90.0

30023

22556

75,1

Кызылордин

ская

2508

1159

46.2

4604

2632

57.2

11637

5859

50,3

Костанайская

2422

1438

59.4

6381

3535

55.4

11858

7155

60,3

Мангистауская

33727

20237

60.0

49350

26450

53.6

55522

46981

84,6

Павлодарская

10260

10147

99.0

13632

13058

95.8

20107

15698

78,1

Северо-Казахстанская

4634

3633

78.4

8356

6708

80.3

22113

13539

61,2

Южно-Казахстанская

61103

20240

33.1

100395

74524

74.2

124562

103148

82,8

г.Алматы

2831

1828

64.6

3817

 1848

48.4

6332

1900

30,0

г.Астана

1157

954

82.5

3000

2113

70.4

6287

3367

53,6

ИТОГО

 

201596

115187

57,1

312311

235325

75,3

472173

351402

74,4

Примечание - Составлено автором на основании данных Комитета  по миграции Министерства труда

и социальной защиты населения РК.

Информация о работе Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество