Нормы права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Нормы права относятся к основополагающим правовым категориям, поскольку имеют особое значение для процесса формирования законодательства, составляют основу механизма правого регулирования общественных отношений. Само смысловое содержание термина «регулирование», приводит к мысли о том, что особую роль в системе социальной регуляции призвана играть именно норма, основу которой составляет правило, оптимальный вариант поведения. Регулятивное назначение нормы решающим образом выражено в том, чтобы в соответствии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь определенную упорядоченность, сообразную нормальному существованию и развитию социума как сложной саморегулируемой системы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие, признаки и виды норм права 5
1.1. Понятие норм права и их признаки 5
1.2. Виды норм права 9
2. Структура правовой нормы как микросистемы и разнообразие 15
классификаций ее элементов 15
2.1. Структура правовой нормы 15
2.2. Классификации элементов правовых норм 18
3. Внешнее выражение правовых норм 23
3.1. Источник права как форма выражения норм права 23
3.2. Нормативный правовой акт как наиболее распространенная форма выражения норм права 24
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА 26
Заключение 32
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП 1.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Нормы – правила поведения, в отличие от исходных, - это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям.15

Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. Общие нормы – это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли. Эти нормы регулируют родовые объекты. В отличие от них, специальные нормы – это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности. Тем самым они обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права.16

2. По предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенность и известную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Иными словами, они показывают субъекту права, что дает ему право и что оно от него требует.

Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. Они всегда регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. По отношению к последним процессуальные нормы носят производный, вторичный характер.

3. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном четыре способа воздействия на поведение субъектов: властно-побудительный (императивный), направленный на обеспечение предписанного государством, строго обязательного поведения субъектов; автономный (диспозитивный), оставляющий им значительный простор для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения. В соответствии с ними и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых в свою очередь составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его предметной характеристики.17

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы стимулируют высокопроизводительный труд людей, их творческую и социальную активность (нормативные предписания о государственных наградах, премиях и др.).

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений.18

4. По форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

Управомочивающие (правоустановителъные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может».

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Для этих норм характерны слова «обязан», «должен».

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты - это государственно-властные веления, основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение. Запрещенный вариант поведения при этом сопровождается словами: «запрещается», «не вправе», «не может быть», «не допускается» и др.19

В заключение данной главы можно сделать следующие выводы:

Определения нормы права, которые предлагаются различными авторами, как правило, сводятся к перечислению с различной степенью точности признаков, присущих норме права, а именно: общеобязательный характер, формальная определённость, связь с государством, предоставительно-обязывающий характер, микросистемность.

В общем виде норму права можно определить следующим образом: общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством, охраняемое им и направленное на урегулирование общественных отношений.

Нормы права классифицируются:

- по функциям в механизме правового регулирования выделяются: исходные правовые нормы, нормы – правила поведения, общие и специальные нормы;

- по предмету правового регулирования (по отраслям права): нормы государственного, административного, финансового, земельного, гражданского, трудового, уголовного и иных отраслей права;

- по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные нормы;

- по форме выражения предписания: управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы.

 

2. Структура правовой  нормы как микросистемы и разнообразие

классификаций ее элементов

 

2.1. Структура правовой  нормы

 

Понятие «структура» (от лат. – строение, расположение, порядок, совокупность) означает внутреннее устройство объекта, обеспечивающее его сохранение при внешних и внутренних изменениях.

Вопросом большой теоретической важности является структура юридической нормы, так как ее строение играет большую роль в правотворческой и правоприменительной практике. Законодатель обязан сформулировать в текстах нормативно-правовых актов все необходимые элементы установленных норм права; правоприменитель должен найти необходимые ему элементы и реализовать их, а правопользователь вправе знать последствия нарушения тех или иных норм.

Согласно сложившемуся в юридической научной литературе представлению под структурой нормы права понимают такое ее внутреннее строение, ее внутреннюю форму, в которой отражается способ связи и порядок расположения составляющих ее структурных элементов.

Иногда структуру нормы права называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.

В современной теории права доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы, состоящей из гипотезы, диспозиции и санкции.

Считается, что без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна.20

Гипотеза дает нам ответ на вопрос: при каких обстоятельствах необходимо руководствоваться данной нормой; диспозиция – какое правило поведения закрепляется; санкция – какова юридическая ответственность за нарушение данного правила поведения. Все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны. Логическая конструкция правовой нормы – это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, призванная регулировать взаимоотношения между субъектами правоотношений. Структуру правовой нормы обычно можно представить в виде формулы: «Если… то… иначе…».21

Как отмечал Лейст О.Э., логическая структура правовой нормы имеет большое значение для совершенствования практики применения норм права. Системность права, неразрывная связь и согласованность правовых норм, «элементы» которых содержатся в разных источниках и в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона), требуют при решении любого юридического дела тщательно изучить все те нормативно-правовые предписания, которые связаны с применяемым правоположением.22

Гипотеза – это та часть правовой нормы, которая указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется эта норма. Гипотеза содержит условия, с помощью которых удается определить, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной правовой нормы. Она содержит сведения о фактических обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное правовое предписание, т. е. определяет сферу действия  правовой  нормы.23

По мнению Байтина М.И., гипотеза – это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы права в действие, реализации ее диспозиции.24

Диспозиция – часть правовой нормы, которая указывает на само правило поведения. Она является центральным элементом правовой нормы. Субъекты правоотношений, реализуя свои правомочия, должны действовать согласно этому правилу поведения. Именно в диспозиции наиболее четко и последовательно проявляются сущность и функции правовой нормы.25

Диспозиция содержит само правило поведения, выраженное как запрет или как определение обязанности и прав сторон правоотношения.26

Санкция – элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными – меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными – меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).27

Большинство ученых рассматривают санкцию лишь как неблагоприятные последствия в результате нарушения диспозиции правовой нормы.28 Данный взгляд на санкцию, как на последствия реализации диспозиции, видится очень узким, не принимающий во внимание тот факт, что мера поощрения также может являться последствием реализации диспозиции.

Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения.

Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения, количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.29

Не соглашаясь с Алексееву С.С., Астанин А.В. и Фокин Т.Б. считают, что лишь триединство гипотезы, диспозиции и санкции образует норму права.30 Фокин Т.Б. также подчеркивает, что отсутствие хотя бы одного из них означает, что выдаваемая за норму права логическая или словесная конструкция утрачивает юридическое значение и, следовательно перестает быть правовой нормой.31

Данная позиция видится неверной, поскольку, например, нормы-дефиниции, содержащие определения правовых категорий и понятий, не устанавливают ни прав, ни обязанностей, ни запретов, и, следовательно, в структуре такой правовой нормы нет санкции.

 

2.2. Классификации элементов правовых норм

 

Гипотезы правовых норм могут подразделяться на виды по следующим основаниям:

а) по характеру содержания различают общие (абстрактные, определяющие условия действия норм общими родовыми признаками) и конкретные (казуистические, устанавливающие частные специальные условия действия нормы, например нормы УПК, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается);

б) по степени определённости общая гипотеза может быть абсолютно определённой (только указывает факты, которые обусловливают действие нормы, например сроки давности), абсолютно неопределённой (не указывает никаких фактов, с которыми связано её действие, а предоставляет право органам власти в необходимых случаях применять юридическую норму) либо относительной (содержит указание на ограничительные условия действия нормы, например применение нормы на территории закрытого военного подразделения);

в) по степени сложности гипотезы подразделяются на однородные (если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы) и составные (если гипотеза действие нормы права ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств).32

Диспозиции тоже весьма разнообразны и классифицируются по следующим основаниям:

а) по способу описания – на простые (содержащие указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они достаточно очевидны; например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идёт о предельно ясном деянии), описательные (содержащие признаки правомерного либо противоправного поведения; например, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует «бандитизм» как 1) создание устойчивой; 2) вооруженной; 3) группы лиц (банды); 4) в целях нападения на граждан или организации; 5) а равно руководство такой группой); отсылочные (содержащие вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта; например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы); бланкетные (содержащие ссылку на другой нормативно-правовой акт либо указывают на незаконность действий и таким образом отсылают правоприменителя к соответствующему закону);

Информация о работе Нормы права