Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:13, курсовая работа
Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Целью исследования выступает анализ института гражданства.
Республика Беларусь, будучи суверенным независимым государством, в своей Конституции и национальном законодательстве, следуя международным стандартам, регулирует институт гражданства. Тем не менее, пути развития этого института в зарубежных странах будут полезны для совершенствования белорусского законодательства.
Конституционный статус личности включает в себя принадлежность к гражданству данного государства, определенный объем прав и свобод, а также обязанности гражданина.
Иными словами гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства, т.е. именно с гражданством связаны важнейшие правовые последствия, главным из которых является то, что лицо признается государством в качестве полноправного субъекта государственно-правовых отношений. Такое понимание гражданства наиболее приемлемо, поскольку наиболее точно выражает демократическое содержание отношения человека и государства.
Зачастую гражданство
Следует заметить, что гражданство
в любых обстоятельствах
Устойчивый характер отношений гражданства проявляется в их постоянстве, длящемся, как правило, с момента рождения и сохранении этого правового состояния на протяжении всей жизни гражданина; в установлении особого порядка прекращения этих отношений, не допускающего расторжения в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по инициативе государства в одностороннем порядке не допустимы, по ходатайству гражданина - требуют согласия государства, в лице уполномоченного на это органа, с соблюдением, установленных законом требований.
Двусторонняя связь человека с государством выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей, ответственности, основана на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г.,Директива Совета Европейского Союза 2003/9/ЕС от 27 января 2003 г., определяющая минимальные стандарты приема лиц, ищущих убежище: Составлена в Брюсселе, 27 января 2003 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.
Основу правового статуса
В русскоязычной литературе еще 15-20 лет назад по поводу понятия «гражданство» шли большие научные споры. Одни ученые говорили, что гражданство - это связь лица с определенным государством, другие - что это принадлежность лица к государству. Третьи полагали (и полагают), что гражданство — это и обязательная связь лица с государством (без этой связи не может быть гражданства), и принадлежность лица к определенному государству, поскольку если не будет связи, не будет принадлежности, а если не будет принадлежности, то не будет и связи. Споры на данную тему давно прекратились, однако если обратиться к учебникам и научным статьям 70-х годов, можно убедиться, что на ту пору это было серьезной научной проблемой. [15, с. 309].
Так, например, в семитомном «Курсе международного права» содержится следующая дефиниция гражданства: «Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей и означает подчинение данного лица суверенным властям соответствующего государства независимо от своего местонахождения... Гражданство — это юридическая принадлежность того или иного лица к государственно организованному обществу. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае продолжительного пребывания гражданина за границей она не прерывается».
По поводу такой формулировки гражданства возникает ряд вопросов. Во-первых, вызывает сомнение, что гражданин, независимо от своего местонахождения, подчинен суверенной власти государства своей гражданской принадлежности, так как в качестве иностранца на территории иного государства он, безусловно, подчинен юрисдикции государства пребывания. Во-вторых, на территории любого государства в любое время находятся не только граждане данного государства, но и другие лица - иностранные граждане и лица без гражданства, которые в данный момент проживают на его территории, составляя его население.
Ст. 2. Европейской конвенции о гражданстве дает следующее определение гражданству: "гражданство" - «означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица».
Наиболее оптимальной
- гражданство - это политико-правовая связь лица и государства устойчивого характера, в результате которой между ними возникают взаимные права и обязанности.
Как представляется, в этой формулировке содержатся все самые важные признаки гражданства:
Таким образом, суть политико-юридического статуса лица как гражданина конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению обществом и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом. Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение только на уровне международного права посредством заключения соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще ее исключить.
Понятию «гражданство», как правило, сопутствует понятие «подданство». В ряде случаев эти два термина употребляются как синонимы. Однако эти понятия нельзя назвать совпадающими, по крайней мере, в прошлом они совпадали далеко не всегда. [19, с. 209].
Понятие «подданный» - это термин, пришедший к нам из времен феодализма, когда человек был подданным феодального правителя (так называемого сюзерена). Подданство означало нахождение «под данью», обязанность выплачивать дань. В данном случае это русское слово, но оно имеет синонимы во всех языках, так же как общеславянское понятие «гражданин», образованное от славянского корня, присутствует во многих славянских языках. И у того, и у другого слова есть параллели в неславянских языках. Например, по-французски подданный -«sujet», подданство- «sujetion». По-английски подданный-«subject». А слово «гражданство» у них звучит иначе. Например, по-французски гражданин- «citoyen», а гражданство-«citoyennet», по - английски (в американском варианте) гражданин - « citizen », а гражданство - «citizenship». В разных языках различаются более старое понятие «подданство» и сравнительно новое понятие «гражданство». Кроме того, эти понятия еще имеют смысловые традиции. В первом смысле оно звучит как нечто официальное (государственная принадлежность), а во втором - более обиходно. Так, в сербо-хорватском языке есть официальное понятие гражданства - «drzavljanstvo» и более простой вариант- «gradanstwo»; соответствующие аналоги в польском - «przynaleznoscpanstwowa» и «obywatelstwo». [17, с. 129].
Однако как бы ни обстояли дела с терминологией, в любом случае просматриваются два основных подхода. Понятие подданства означало феодальную зависимость, а понятие гражданства означало и означает равенство всех носителей этого юридического статуса перед законом. «Подданство» - термин феодальный, тогда как понятие «гражданство» появилось в эпоху Французской буржуазной революции и распространилось на все демократические страны. То, что ранее стояло за этим понятием («горожанин»), стало означать равенство всех перед законом. Этот новый смысл всячески подчеркивался. И когда французский король предстал перед революционным судом, его нарочито именовали гражданином. Приговор звучал в том же духе, примерно так: «Гражданин Бурбон осужден к смертной казни за нарушения прав и свобод французских граждан». Таким образом, современное понятие гражданства, родилось в эпоху революций и было начертано на их знаменах. [24, с. 69].
Нужно сказать, что в наше время
понятия «гражданство» и «
Граждане государства также бывают неодинаковы по своему правовому положению. Различаются урожденные в данной стране и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой. В ряде стран натурализованные граждане не могут быть избраны президентами (например, в США), урожденных в данной стране граждан нельзя из нее выслать, лишив гражданства, тогда как натурализованных — можно. В отдельных странах (например, в Бирме) существует понятие «ассоциированный гражданин». Это лица, относящиеся к некоторым национальностям, которые считаются некоренными. Ассоциированные граждане должны сделать письменное заявление о лояльности государству. В мусульманских государствах существует также, различие в правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.
Основные принципы гражданства, как
правило, устанавливаются в
В государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение такого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах существует разделение компетенции между союзом и субъектами федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации.
Институт гражданства
Состояние гражданства предусматривает защиту и покровительство со стороны государства своим гражданам, находящимся за границей.
Все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Сам круг вопросов, который содержится в конституциях, различен. Конституции, как правило, устанавливают лишь основные принципы, регламентирующие условия приобретения и утраты гражданства. Конституции содержат отсылку к специально принимаемым по этому вопросу законам. Так, статья 6 Конституции Египта 1971 г. закрепляет: «Египетское гражданство определяется законом». Конституция Португалии провозглашает: «Гражданами Португалии являются все, кто признан ими по закону или по международному соглашению» (ст. 4). Следует заметить, что юридическая французская традиция ассоциирует гражданство с национальностью [6]. Действующий Кодекс французской национальности является составной частью Гражданского кодекса.
Информация о работе Основания приобретения и прекращения гражданства РБ