Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:13, курсовая работа
Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Целью исследования выступает анализ института гражданства.
в) вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не предоставляет женщине автоматически гражданства мужа (США, Франция), а сама женщина имеет гражданство страны, законодательство которой руководствуется принципом «жена следует гражданству мужа» (Испания);
г) в результате рождения от родителей, утративших гражданство;
д) лишении гражданства и т.д.
Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи 16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.
Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью подчиняются законодательству того государства, на территории которого они проживают.
Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Поэтому в современном международном праве господствует тенденция к принятию мер, сокращающих состояние без гражданства (заключаются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры). В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.
Отсутствие гражданства ставит апатридов в менее выгодное правовое положение по сравнению с гражданами государства, на территории которого они проживают, поскольку апатриды во всех правовых системах ограничены в правах, в первую очередь, в политических правах. Однако в настоящее время в качестве международного обычая утвердилась норма, согласно которой апатридов защищают государства, на территории которых они имеют постоянное место жительства.
В конституционном праве разных стран по-разному решается вопрос о допустимости многогражданства и его последствиях. Эффективным средством в этом направлении является заключение международных договоров. Естественно, стремление государств к сокращению случаев двойного гражданства и предотвращению его возникновения. Обычно государства отрицательно относятся к бипатризму и стремятся заключить договоры о предотвращении случаев бипатризма, обязывая лиц, имеющих гражданство государств, подписавших договор, выбрать одно из них. Тем не менее современные государства занимают достаточно лояльную позицию в отношении двойного гражданства [15]. Статья 11 Конституции Испании предусматривает, что «государство может заключить договоры о предоставлении двойного гражданства со странами Латинской Америки или с теми странами, которые имели или имеют особые связи с Испанией». С 1958 г. по 1991 г. Испания заключила договоры или соглашения о двойном гражданстве с большинством стран Латинской Америки, среди них Чили, Аргентина, Колумбия, Перу, Парагвай, Никарагуа, Эквадор, Боливия, Гватемала, Доминиканская Республика, Коста-Рика. Так, Конституция Республики Перу 1993 года закрепляет положение о том, что граждане по рождению стран Латинской Америки и испанцы, проживающие в Перу, могут натурализоваться, не утрачивая своего прежнего гражданства, если они этого желают. Перуанец, который приобретает гражданство другой латиноамериканской страны или Испании, не утрачивает своего перуанского гражданства. Аналогичная норма содержится, например, в Конституции Эквадора 1998 года. Следует обратить внимание, что именно в латиноамериканских странах наиболее терпимое отношение к бипатризму. Государства Европы также считают двойное гражданство вполне приемлемым в связи с ростом мобильности населения и развития миграционных процессов [16]. В 2001 году в Швеции вступил в действие новый закон о гражданстве, который, в частности, позволил гражданам других скандинавских стран получить шведское гражданство (для этого необходимо прожить в стране два года).
Выдача одним государством другому
иностранному государству своего гражданина
или иностранца называется экстрадиция.
Конституции современных
Европейские государства ужесточают иммиграционное законодательство. Так, в феврале 2004 г. Нидерланды приняли закон «О депортации нелегальных эмигрантов», на основании которого 26 тыс. человек были депортированы. Нелегальные эмигранты преследуют личные, экономические цели и не пытаются интегрироваться в стране, не принимая законы, условия и традиции страны пребывания. Сейчас эта проблема приобрела глобальный характер и стала предметом международной заботы.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002 г. (в ред.04.01.2010 года) (далее по тексту - Закон):
Гражданство Республики Беларусь - это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь..
Гражданами Республики Беларусь являются:
Гражданами Республики Беларусь по рождению признаются лица, родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению и получившие гражданство Республики Беларусь до вступления в силу настоящего Закона. Данное положение определяет важность принадлежности к гражданству, так как только в этом случае возникают права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился.
Кроме того, очень важным моментом
в данном определении является то,
что именно признание государством
и готовность защищать права и
свободы характеризует
Принципы гражданства
– Гражданство Республики Беларусь основывается на следующих принципах:
Республика Беларусь стремится
к избежанию случаев без
Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Республики Беларусь не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обязанности. Принцип равенства в качестве права гражданина гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обеспечивает защиту национальным меньшинствам, защиту от дискриминации, устанавливает запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соответственно равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеживается и в характерном для многих современных конституций разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, включая иностранцев, проживающих на территории данного государства, допускаются отдельные изъятия. Это главным образом касается политических прав. Только граждане Республики Беларусь могут избирать и быть избранными в представительные органы. Только граждане обязаны защищать Отечество и нести некоторые другие обязанности.
Кроме того, в Законе говорится о том, что "никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство". Эта норма имеет для нашего общества и его граждан принципиальное значение, ибо исключает из будущего возможность использования этой меры для борьбы с инакомыслием, в целях преследования политических противников, насаждения страха в обществе, что было характерно для нашего государства в прошлом. Антидемократическая практика лишения гражданства сопровождалась к тому же применением и такой репрессивной меры, как высылка собственных граждан. Между тем подобная практика несовместима со многими международными нормами о правах человека. Так Всеобщая декларация прав человека в статье 15 устанавливает, что никто не может быть произвольно лишен гражданства; в Международной Конвенции о сокращении безгражданства говорится о том, что нельзя лишать лицо гражданства, если такое лишение делает его апатридом (ст.8 п.1); в ст. 3 Дополнительного протокола № 4 к Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод содержится специальная норма о запрете высылки с территории государства, гражданином которого он является. Аналогичные запреты можно найти помимо упомянутых источников в конституциях многих государств (ФРГ, ст.16, Испания, ст.II п.2) и законах о гражданстве (Англия, закон о гражданстве 1985 года).
Отказавшись от этого антидемократичного института, белорусский законодатель тем самым привел наше законодательство в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Попутно заметим, что следовало бы сделать и следующий шаг в этом направлении: определении на уровне закона запретить всякую возможность высылки своих граждан.
Кроме вышеизложенного, гражданин Республики Беларусь находится под защитой государства не только на территории самого государства, но и за его пределами.
Кроме того, статьей 3 Закона провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Беларусь идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того как и когда оно было приобретено. Проживание гражданина Республики Беларусь за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина Республики Беларусь с лицом, не принадлежащим к гражданству Республики Беларусь, тоже не влечет за собой изменения гражданства.
Изменение гражданства одним
из супругов не влечет за
собой изменение гражданства
В соответствии со ст. 12 Закона: Основания приобретения гражданства Республики Беларусь: Гражданство Республики Беларусь приобретается:
Приобрести гражданство Республики Беларусь в порядке регистрации могут:
– лица, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991 года, а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки;
– дети - по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь, либо по заявлению одного из родителей, состоящего в гражданстве Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранным гражданином, неизвестно, либо по заявлению единственного родителя, состоящего в гражданстве Республики Беларусь;
– дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органом опеки и попечительства.
Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению:
– Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения ребенка:
Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь.
Прием в гражданство Республики Беларусь:
В гражданство Республики Беларусь
на основании письменного заявлени
Информация о работе Основания приобретения и прекращения гражданства РБ