Основания приобретения и прекращения гражданства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Целью исследования выступает анализ института гражданства.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Основания приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь_курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Обобщая зарубежное законодательство о гражданстве, можно выделить основные принципы отношений гражданства. Прежде всего, гражданство является единым. Этот принцип безусловен в государствах с унитарной формой государственного устройства. В то время как во многих федеративных государствах лицо считается гражданином союза и одновременно субъекта федерации (штата, провинции, кантон). В 1994 г. из Основного закона ФРГ был исключен п. 8 ст.74, регулирующий гражданство земель. Таким образом, признано только федеральное гражданство.

Собственное гражданство, по земельной  конституции, имеется только в Баварии.

Доступность и свободный характер гражданства выражается в том, что, во-первых, каждый человек имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно простого пути приобретения гражданства; в-третьих, в праве гражданина изменить гражданство; в-четвертых, в запрете на лишение гражданства; в-пятых, в сокращении числа лиц без гражданства.

Неотъемлемость гражданства выражается в сохранении за гражданами, проживающими за пределами страны, ее гражданства; в недопустимости высылки гражданина за пределы страны, гражданином которой  он является.

1.2 Порядок приобретения и прекращения гражданства

 

 

Мировая практика, а также действующее  законодательство о гражданстве  предусматривает ряд оснований  для приобретения гражданства. Среди  них выделяют два основных способа  приобретения гражданства: в силу факта  рождения; путем натурализации.

Приобретение гражданства по факту  рождения получило название - филиация (англ. filiation от латинского - filius - сын). Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства. Оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. Филиация может осуществляться на основе двух ведущих принципов: «по праву крови» и «по праву почвы». Принцип «права крови» признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства. В ряде стран считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство. На территории какого государства это лицо родилось, значения не имеет. К примеру, Конституция Эстонии 1992 г. закрепляет: «Каждый ребенок, один из родителей которого является гражданином Эстонии, имеет право на гражданство Эстонии по рождению» (ч. 1 ст. 8).

Принцип «права почвы» признает гражданином  любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей.

В настоящее время законодательство большинства государств предусматривает  смешанный подход, при котором  преобладающее или равное значение принципа «права крови» сочетается с  принципом «права почвы».

«Право почвы» сохранило преобладающее  или равное значение с «правом  крови» в странах англо-американской системы общего права (в США и  ряде латиноамериканских государств). Например, ст. 30 Мексиканской Конституции 1917 г. вводит оба принципа в равной мере. Конституция Боливии 1967 г. (с изм. и доп. 1995г. и 2004г.) устанавливает приоритетным принцип почвы (ст. 36). Израильский закон следует принципу «права крови» как основному механизму получения гражданства.

Выбор или преобладание того или иного из принципов филиации обуславливается главным образом политикой государства в демографической области. Если государство заинтересовано в быстром росте своего населения, оно может ввести оба принципа в полной мере. Если данной цели у государства нет, то превалирует один из принципов, а другой его дополняет. Так, законодательство США закрепляет следующие способы приобретения гражданства:

1) лицо, родившееся в пределах  США или на территории, принадлежащей  США, становится гражданином США  автоматически;

2) лицо, родившееся хотя и вне  США, но от родителей (или  одного из них), являющихся американскими гражданами, становится гражданином США;

3) натурализация. 

Кроме того, лицо, родившееся в США  от родителей, которые имеют статус законных иммигрантов, также является полноправным гражданином США. Существуют, однако, некоторые исключения. Так, ребенок, родившийся на территории США от родителей, которые находятся на дипломатической службе иностранного государства, подчинен юрисдикции этого иностранного государства, а не США. В связи с большим искусственным притоком населения в страну власти США всячески стараются игнорировать положение «права почвы» в отношении иностранцев, но пока не будет принята поправка к конституции, изменить что-либо они не в силах.

Закон о реформе правовых норм, регулирующий вопросы гражданства  ФРГ, одобренный Бундестагом 21 мая 1999 г., подтверждая действие принципа - ребенок  становится по рождению немцем или  немкой, если, по меньшей мере, один из родителей имеет германское гражданство, - с 1 января 2000 г. дополнительно ввел право на приобретение гражданства. С указанной даты дети иностранных граждан, рожденные в Германии, автоматически становятся гражданами Германии, если один из родителей на момент рождения ребенка постоянно и правомерно проживает в Германии не менее восьми лет, обладает правом на пребывание или не менее трех лет имеет разрешение на бессрочное пребывание. Таким образом, закон расширяет действие принципа почвы.

Вторым наиболее распространенным способом приобретения гражданства является так называемое укоренение или приобретение гражданства в порядке натурализации.

Приобретение гражданства путем  натурализации связано с обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о предоставлении ему  гражданства данного государства. С подобным заявлением обращаются, как правило, лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а также лица, усыновленные гражданином данного государства, вступившие в брак с иностранным гражданином и по другим основаниям. Этими вопросами занимаются специальные органы - иммиграционные службы. Решение о натурализации в большинстве зарубежных стран относится к компетенции главы государства, но встречаются и иные подходы в решении данного вопроса. Например, в Бельгии натурализация происходит по решению парламента, а в США - судами. Весьма специфична процедура принятия в гражданство княжества Лихтенштейн. Здесь по каждому обращению с ходатайством о приеме в гражданство проводится общенациональный референдум, в ходе которого 30 тыс. жителей этого государства решают вопрос о расширении числа его граждан [7].

Для приобретения гражданства в  порядке натурализации необходимо соблюдение определенных условий. Обычно натурализация может иметь место  после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства. Ценз оседлости предусматривается законами большинства зарубежных стран. Этот срок определяется обычно в пять лет (Франция, Швеция, Люксембург). Законодательство Канады, Венгрии, Парагвая содержит требование непрерывного проживания в течение 3 лет перед непосредственным обращением с ходатайством. В Италии, Испании этот срок устанавливается в 10 лет. Требования к соискателям на получение гражданства в Швейцарии - одни из самых жёстких в мире. В этом отношении Альпийская республика подняла планку выше, чем её соседи - члены ЕС. Соискателю гражданства нужно прожить в стране не менее 12 лет (годы в возрасте от 10 до 20 лет удваиваются согласно Федеральному закону о приобретении и утрате швейцарского гражданства 1952 г.). В ряде кантонов и общин требуется также вносить довольно большую плату - до 10-20 тыс. франков, а в отдельных случаях до 100 тыс. франков. Процедура осуществляется в три этапа: согласие необходимо получить от федеральных властей, кантональных и общинных. В 2003 г. гражданство Швейцарии получили 37 тыс. человек. Причём предложение об облегчении процедуры натурализации потерпело провал на общенациональном референдуме трижды за последние 20 лет (голосование состоялось в 1983, 1994, 2004 г.). Ожидать австрийского гражданства придется 30 лет. Правда, дляученых, артистов, людей, сделавших что-то выдающееся для страны, этот срок уменьшается до 6 лет. Для приобретения бразильского гражданства необходимо непрерывно проживать в стране более 15 лет перед обращением (до 1994 г. этот ценз составлял 30 лет), это требование значительно мягче в отношении выходцев из португалоязычных стран и составляет всего лишь один год (ст. 12 Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988г.). Для приобретения гражданства в порядке натурализации в странах Арабского Востока, особенно в богатых эмиратах Персидского залива, не заинтересованных в росте населения за счет рабочих-эмигрантов, привлекаемых в качестве дешевой рабочей силы на нефтепромысловых и нефтеперерабатывающих предприятиях, еще более жесткие. Для приобретения гражданства в порядке натурализации в Бахрейне необходимо проживать в стране не менее 15 лет для выходцев из арабских стран и не менее 25 лет для не арабов. В ОАЭ приобретение гражданства в порядке натурализации для иммигрантов-не арабов практически невозможно.

В качестве условия для натурализации  требуется владение официальным  языком государства, чаще всего на бытовом  уровне, наличие законного источника  существования, безупречная репутация, отсутствие тяжелых заболеваний (отдельные страны требуют от претендента медицинского сертификата, подтверждающего, что он не страдает серьёзными заболеваниями), знание основ государственного устройства. Этот перечень может быть продлен требованием благонадежности кандидата, несудимости (в Голландии «криминальным прошлым» может стать штраф на сумму более 450 евро, выписанный в течение 4 лет до подачи заявления), платежеспособности лица (скажем, прежде чем стать гражданином Италии, нужно показать, что на вашем счету не менее 10 тыс. евро). В отдельных мусульманских странах обязательным условием предоставления гражданства (подданства) является принятие ислама.

Согласно иммиграционному законодательству США (Акт об иммиграции и гражданстве 1952 г. с изменениями 1990 г.) основными требованиями к лицам, желающим получить гражданство путем натурализации являются:

1) наличие статуса постоянного  жителя США в течение 5 лет. 

2) Возрастные требования: с просьбой  о натурализации может обратиться  лицо, достигшее возраста 18 лет.

 Впрочем, если ему менее  18 лет, подать прошение от его  имени может один из родителей,  если он является гражданином  США. 

3) Грамотность и знания: владение  английским языком, включая способность  читать, писать, устно использовать  разговорный язык (ст. 312).

Для лиц с психическими и физическими  недостатками делается исключение, в  эту же категорию входят лица, достигшие 50-летнего возраста, являющиеся постоянными  жителями в течение 20 лет и достигшие 55 лет, соответственно имеющие статус постоянного жителя - 15 лет.

4) Одним из важнейших является  требование «положительного нравственного  поведения» или «добропорядочности»  лица в течение 5-летнего периода,  непосредственно предшествовавшего  подаче или просьбе о натурализации.  Об отсутствии добропорядочности могут свидетельствовать любые поступки от совершения уголовного преступления до неуплаты налогов.

5) Приверженность принципам Конституции  США. 

Подающий просьбу о натурализации  должен доказать, что он «привержен принципам Конституции США» и  «хорошо расположен к доброму порядку и счастью в США». Судебная практика имеет в виду, в частности, веру в представительную демократию, согласие с положениями, зафиксированными в Конституции США, а главное - «не быть врагом существующего строя».

6) Не быть атеистом.

7) Принесение присяги на верность  Соединенным Штатам Америки (ст. 337 Клятва об отказе и верности. «Лицо, которое подало прошение  о натурализации, должно, чтобы  быть принятым в гражданство,  принести в открытом суде клятву: (1) в поддержку Конституции США; (2) в отказе и полном и абсолютном отречении от гражданства и верности любому другому государству; (3) поддерживать и защищать Конституцию и законы США от всех врагов, внешних и внутренних; (4) быть верным и преданным США») [8].

Законодательство запрещает натурализацию лиц определенной категории (ст. 313): тех, кто выступает с пропагандой или учением, или является членом или поддерживает связь с какой-либо организацией, которая выступает с пропагандой или учением, направленным против законной власти США; является членом или поддерживает связь с коммунистической или иной тоталитарной партией США или любого штата; «является членом или поддерживает связь с любой организацией, которая проповедует экономические, международные или правительственные доктрины мирового коммунизма или направленные на установление в Соединенных Штатах тоталитарной диктатуры» [9].

В рамках реформирования британского  иммиграционного законодательства с 1 ноября 2005 г. кандидаты на получение  британского гражданства должны сдавать специальный тест «LifeintheUK» на знание истории, культуры и традиций, а также основ государственного устройства Великобритании и общественной жизни этой страны.

В ряде стран устанавливается помимо общего облегченный порядок натурализации  для определенной категории лиц. Например, для лиц, имеющих этническую или лингвистическую связь с данным государством. 

В Законе о гражданстве в Германии (§§ 7,14,16), принятом 22 июля 1913 г., который  действует и в настоящее время  в ФРГ, но с последующими изменениями, определен облегченный порядок натурализации для определенной категории немцев. В Израиле Закон «О возвращении» 1950 г. предусматривал приобретение израильского гражданства в силу возвращения на родину (каждое лицо еврейской национальности, прибывающее на постоянное жительство в Израиль, в силу закона автоматически приобретало гражданство Израиля по возвращении в страну из иммиграции). Согласно Закону «О гражданстве Израиля» 1952 г. автоматически гражданство может получить лишь тот, у кого один из родителей является гражданином Израиля [10]. 10 октября 2010 г. одобрена поправка к Закону «О гражданстве Израиля», согласно которой, лица, желающие стать гражданами страны, должны будут приносить присягу верности государству Израиль как «еврейскому и демократическому».

Облегчен порядок натурализации для лиц, вступающих в брак и имеющих разное гражданство. Число стран, в которых супруге-иностранке гражданство предоставляется автоматически, сокращается. В целях защиты интересов женщин Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. предусматривает, что заключение или расторжение брака с иностранным гражданином, как и перемена гражданства мужем во время брачного союза, не должны автоматически отражаться на гражданстве жены. В настоящее время принцип добровольного выбора гражданства заинтересованными лицами все больше вытесняет принцип единого гражданства семьи. Кроме того, правило об автоматическом предоставлении гражданства мужа супруге рассматривается как определенная дискриминация по половому признаку.

В упрощенном порядке гражданство  приобретается:

    • при усыновлении ребенка, признании отцовства;
    • для выдающихся деятелей в области науки, техники, культуры или обладающих профессией и квалификацией, особыми знаниями в областях, представляющих интерес для государства (США, Россия и др.). Так, 6 июня 2003 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ о предоставлении российского гражданства художнику и монументалисту Зурабу Церетели «за особые заслуги перед Российской Федерацией» в соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (1 июля 2002 г. вступил в силу);
    • при получении убежища на территории государства.

Информация о работе Основания приобретения и прекращения гражданства РБ