Лица, признанные беженцами в порядке,
установленном законодательством
Республики Беларусь, могут быть приняты
в гражданство Республики Беларусь
по истечении семи лет после признания
их беженцами и при соблюдении
ими условий, предусмотренных абзацами
вторым, третьим, пятым и шестым части
первой настоящей статьи.
Срок проживания, установленный
абзацем четвертым части первой
настоящей статьи, может быть сокращен
либо не применяться вовсе для:
- белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их
потомков (кровные родственники по прямой
линии: дети, внуки, правнуки), родившихся
за пределами современной территории
Республики Беларусь;
- лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и
спорта либо обладающих профессией или
квалификацией, представляющими государственный
интерес для Республики Беларусь;
- лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них
иное гражданство, в соответствии с частью
первой статьи 23, статьей 26 и частью четвертой
статьи 27 настоящего Закона;
- лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 17 Закона:
Гражданство Республики
Беларусь прекращается:
- вследствие выхода из гражданства Республики Беларусь;
- вследствие утраты гражданства Республики Беларусь;
Выход из гражданства Республики Беларусь
осуществляется в порядке, установленном
Президентом Республики Беларусь, и при
отсутствии оснований, предусмотренных
статьей 20 Закона, в соответствии с которой:
Прекращение гражданства Республики
Беларусь не допускается, если гражданин
Республики Беларусь:
- является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
- имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;
- не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления
лица на воинскую службу, службу в полицию,
органы безопасности, юстиции или иные
государственные органы иностранного
государства при отсутствии оснований,
предусмотренных статьей 20 Закона.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается
вследствие поступления лица на воинскую
службу, службу в полицию, органы безопасности,
юстиции или иные государственные
органы иностранного государства
при отсутствии оснований, предусмотренных
статьей 20 Закона.
В случае изменения гражданства
родителями (единственным родителем) соответственно
изменяется гражданство ребенка, если
он не достиг возраста 14 лет.
Изменение гражданства детей в
возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения
гражданства их родителей, а также усыновленных
детей допускается только с согласия детей,
выраженного в письменной форме и нотариально
заверенного.
По желанию родителей (единственного
родителя) в случае прекращения ими
гражданства Республики Беларусь
за ребенком в возрасте до 16 лет может
сохраняться гражданство Республики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всеобщая декларация прав человека
1948 г. устанавливает, что: «Каждый человек
имеет право на гражданство. Никто не может
быть произвольно лишен своего гражданства
или права изменить свое гражданство»
(ст. 15). Еще в 1923 г. Постоянная палата международного
правосудия установила, что «в современном
международном праве вопросы гражданства
находятся ... в принципе в исключительном
ведении» каждого государства. При этом
каждое государство самостоятельно определяет,
кто является его гражданами, в соответствии
со своим законом с учетом норм международного
права. Подтверждение тому мы встречаем
в статье 3 Европейской конвенции о гражданстве
1997 года.
Республика Беларусь, будучи суверенным
независимым государством, в своей
Конституции и национальном законодательстве,
следуя международным стандартам, регулирует
институт гражданства. Тем не менее,
пути развития этого института в
зарубежных странах будут полезны
для совершенствования белорусского законодательства.
Конституционный статус личности включает
в себя принадлежность к гражданству
данного государства, определенный
объем прав и свобод, а также
обязанности гражданина. Под гражданством
следует понимать устойчивую, длящуюся
правовую связь человека с государством,
порождающую комплекс их взаимных прав
и обязанностей. Иными словами гражданство
создает взаимные права и обязанности
для человека и государства, т.е. именно
с гражданством связаны важнейшие правовые
последствия, главным из которых является
то, что лицо признается государством
в качестве полноправного субъекта государственно-правовых
отношений. Такое понимание гражданства
наиболее приемлемо, поскольку наиболее
точно выражает демократическое содержание
отношения человека и государства.
Зачастую гражданство формулируется
как «принадлежность» лица к определенному
государству. Это определение возникло
в период феодализма и, просуществовав
довольно длительное время, в самых разных
по своему государственному устройству
странах стало использоваться как наиболее
очевидный признак гражданства. Его основной
недостаток заключается в том, что он имел
достаточно ярко выраженный феодально-тоталитарный
оттенок.
Следует заметить, что гражданство
в любых обстоятельствах является
правоотношением, а не отношением владельца
к своей собственности. Правда в конституциях
арабских государств довольно часто прослеживается
превалирующее положение государства
над личностью. Но в данном случае речь
уже идет об институте подданства. В новых
законах о гражданстве европейских государств,
независимых государств СНГ и Балтии,
бывших ранее в составе СССР, от подобной
формулировки отказались.
Научная доктрина к основным характеристикам
гражданства относит: гражданство
это правовое состояние, выражающееся
в юридическом оформлении, с одной стороны,
в его общем правовом нормировании; с другой
- в индивидуальном документальном юридическом
оформлении гражданства каждого человека.
Общее правовое нормирование заключается
в том, что государство в законе устанавливает
основания, по которым то или иное лицо
признается гражданином государства;
основания приобретения и прекращения
гражданства; порядок решения этих вопросов.
Гражданство каждого конкретного человека
подтверждается юридически оформленным
документом (паспорт гражданина, свидетельство
о рождении, иной документ, содержащий
указание на гражданство).
Устойчивый характер отношений
гражданства проявляется в их
постоянстве, длящемся, как правило,
с момента рождения и сохранении
этого правового состояния на протяжении
всей жизни гражданина; в установлении
особого порядка прекращения этих отношений,
не допускающего расторжения в одностороннем
порядке. Прекращение отношений гражданства
по инициативе государства в одностороннем
порядке не допустимы, по ходатайству
гражданина - требуют согласия государства,
в лице уполномоченного на это органа,
с соблюдением, установленных законом
требований.
Двусторонняя связь человека с
государством выражается в совокупности
взаимных прав, обязанностей, ответственности,
основана на признании и уважении достоинства,
основных прав и свобод человека.
Состояние гражданства предусматривает
защиту и покровительство со стороны
государства своим гражданам, находящимся
за границей.
Все отношения по поводу гражданства
регулируются конституциями государств
и специальными законами, а также общепризнанными
принципами и нормами международного
права. Сам круг вопросов, который содержится
в конституциях, различен. Конституции,
как правило, устанавливают лишь основные
принципы, регламентирующие условия приобретения
и утраты гражданства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Международный Пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс]
/ ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой
инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
- IV Гаагская Конвенция 1907 г// Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс]
/ ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой
инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
- Декларация “О наказании за преступления, совершенные против войны” от 13 января
1942 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.
ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр
правовой инфор. Республики Беларусь.
Минск 2013.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 // Консультант Плюс: Беларусь
[Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр",
Нац. Центр правовой инфор. Республики
Беларусь. Минск 2013.
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2444 (XXIII) “О правах человека в период вооруженных конфликтов” от 19 декабря 1968 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.
ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр
правовой инфор. Республики Беларусь.
Минск 2013.
- Конвенции участников СНГ «О правах и основных свобод человека» от 25 мая 1995 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс]
/ ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой
инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
- Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З (ред. от 04.01.2010) "О гражданстве Республики Беларусь"// Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс]
/ ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой
инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
- Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного публичного права: императивные нормы (joscogens). Тбилиси, 2002, - 423 с.
- Броунли Я. Международное право. Книга вторая. М., 1977. – 321 с.
- Василенко В.А. Основы теории международного
публичного права. Киев, 2002, - 421 с.
- Вашкевич А.Е. Актуальные проблемы конституционного права Республики Беларусь и зарубежных стран: учеб. пособие. Мн.: Асоб. Дах, 2004. – 466 с.
- Воеводин Л. Д. Гражданство зарубежных государств // Воеводин Л.Д., Златопольский
Д.Л., Куприц Н.Я. Государственное право
зарубежных социалистических стран. М.,
1972. – 511 с.
- Действующее международное право: В 3-х томах. Международное гуманитарное право. Т. 2: Разд. 14 - 16 / Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.. - М.; Изд-во Моск. независимого
ин-та междунар. права, 2007. - 832 с.
- Законодательные акты о гражданстве: в 4 т. / сост. П.М. Громушкин. Т. 2 - 3. М.: Терра, 1993. – 451 с.
- Замышляев Д.В. Национальные интересы и обеспечение национальной безопасности государства в рамках концепций
международных отношений // Международное
публичное и частное право. - М.; Юрист,
2003. - № 1. - с.32-36.
- Ильин Ю.Д. Международное публичное право: Лекции. — М.: Юристъ, 2002. — 206 с.
- Ильинский И.П. «Основные тенденции конституционного развития стран
Восточной Европы. М. 2008. – 453с.
- Каламкарян Р.А. Законченность системы современного международного публичного права и запрет// ГиП. 2006. № 1. С. 67—75.
- Колосов Ю.М. Европейское международное право. М. 2010, - 458 с.
- Комментарий законодательства государств-участников
СНГ о гражданстве. М.: Юрид. лит., 1996. –
411 с.
- Конституции государств Европы: в 3-х т. Т.1. / под общ. ред. Л.А.
Окунькова. М., 2001. – 522 с.
- Конституционное (государственное) право: Справочник /Под ред. В.И. Лафитского. М., 2005.
– 421с.
- Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под общ. ред. чл.корр.РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Этина. -М.: Издательство НОРМА,2003-832с.
- Контроль в современном международном праве: Монография
/ Валеев Р.М. - 2-е изд., перераб. и доп. - Казань;
Центр инновационных технологий, 2003. -
321 с.
- Курс международного права: В 7-ми томах. Отрасли международного права. Т. 6 / Арцибасов И.Н., Ашавский Б.М., Игнатенко Г.В. и др. - М.;
Наука, 2002. - 312 с.
- Курс международного публичного права.
В 7 т. Т. 1. М., 1989; - 456 с.Т. 4. М., 2000- 496 с.
- Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного публичного права.
М., 2001, - 478 с.
- Лепешкин А.И. Курс советского права: в 2-х т. Т. 1. М., 1961. – 457 с.
- Лукашук И.И. Международное публичное право в судах государств. М., 2003. - 289с.
- М.Ф. Чудаков «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», Мн. 2001. – 467с.
- Малько А.В. Правовое государство //Правоведение. 1997. № 3.
- Международное право: ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ – 4-е изд., перераб. и доп., - М.: Международные отношения, 2003.
- 498с.
- Международное публичное право: Практикум / Бекяшев К.А., Волосов М.Е.. - М.; Проспект, 2001. - 240 с.
- Общая теория государства и права: Курс лекций /А.Ф.Вишневский,
Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей
ред. А.Ф.Вишневского. - Мн.: Тесей, 2004. –
458с.
- Основы идеологии белорусского государства. Учебное пособие для ВУЗов/ Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В.. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте
Республики Беларусь 2004. – 491 с.
- Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2004. № 84
- Слободчиков Н.А. О позитивном содержании юридической ответственности //Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: Сб. науч. Тр. /Под ред. В.А.Кучинского и Э.А.Саркисовой.
Мн.: Академия МВД Республики Беларусь,
1996. – 223с.
- Статут Международного Суда ООН // Действующее международное публичное право / Сост. Ю.М.. Колосов и Э.С. Кривчикова. В 3 т. Т. 1. М., 2006. - 478с.
- Страшун Б.А. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран. М.2007. – 398с.
- Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА М, 1998. – 347с.
- Теория государства и права: учеб.
для вузов /Лазарев С.В., Липень С.В., М.:
2000-511 с.
- Теория международного права: В 2-х томах. Старые и новые теоретические проблемы. Т. 2 / Черниченко С.В.. - М.; НИМП, 2009. - 531 с.
- Теория международных отношений: Учебное пособие / Цыганков П.А.. - М.; Гардарики,
2004. - 590 с.
- Теория права и государства: Учеб. Для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1996. – 445с.
- Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 2001, - 253 с.
- Торкунова А.В. Современные
международные отношения. М. 20080, - 482
с.
- Тункин Г.И. Теория международного права. – М.: Зерцало, 2004.- 398с.
- Тункин Г.И. Теория международного публичного права . М., 2002, - 521 с.
- Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак).
М.: Изд-во РУДН, 2001.– 382 с.
- Шинкарецкая Г.Г., Вюншс-Петрецкая Х. «Проблема внутренней компетенции государств», Советский ежегодник международного права, М., 1988, - 356 с.
- Шумилов В.М. Международное право. М. 2007, - 398 с.
- Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 2005. – 5015с.
- Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 2002. – 489с.