Основания приобретения и прекращения гражданства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Целью исследования выступает анализ института гражданства.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Основания приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь_курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Лица, признанные беженцами в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, могут быть приняты  в гражданство Республики Беларусь по истечении семи лет после признания  их беженцами и при соблюдении ими условий, предусмотренных абзацами вторым, третьим, пятым и шестым части первой настоящей статьи.

Срок проживания, установленный  абзацем четвертым части первой настоящей статьи, может быть сокращен либо не применяться вовсе для:

    • белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;
    • лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь;
    • лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство, в соответствии с частью первой статьи 23, статьей 26 и частью четвертой статьи 27 настоящего Закона;
    • лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 17 Закона:

Гражданство Республики Беларусь прекращается:

    • вследствие выхода из гражданства Республики Беларусь;
    • вследствие утраты гражданства Республики Беларусь;

Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь, и при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона, в соответствии с которой:

Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин  Республики Беларусь:

    • является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
    • имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;
    • не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.

Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона.

Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные  органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона.

В случае изменения гражданства  родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.

Изменение гражданства детей в  возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.

По желанию родителей (единственного  родителя) в случае прекращения ими  гражданства Республики Беларусь за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. устанавливает, что: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» (ст. 15). Еще в 1923 г. Постоянная палата международного правосудия установила, что «в современном международном праве вопросы гражданства находятся ... в принципе в исключительном ведении» каждого государства. При этом каждое государство самостоятельно определяет, кто является его гражданами, в соответствии со своим законом с учетом норм международного права. Подтверждение тому мы встречаем в статье 3 Европейской конвенции о гражданстве 1997 года.

Республика Беларусь, будучи суверенным независимым государством, в своей  Конституции и национальном законодательстве, следуя международным стандартам, регулирует институт гражданства. Тем не менее, пути развития этого института в  зарубежных странах будут полезны для совершенствования белорусского законодательства.

Конституционный статус личности включает в себя принадлежность к гражданству  данного государства, определенный объем прав и свобод, а также  обязанности гражданина. Под гражданством следует понимать устойчивую, длящуюся правовую связь человека с государством, порождающую комплекс их взаимных прав и обязанностей. Иными словами гражданство создает взаимные права и обязанности для человека и государства, т.е. именно с гражданством связаны важнейшие правовые последствия, главным из которых является то, что лицо признается государством в качестве полноправного субъекта государственно-правовых отношений. Такое понимание гражданства наиболее приемлемо, поскольку наиболее точно выражает демократическое содержание отношения человека и государства.

Зачастую гражданство формулируется  как «принадлежность» лица к определенному государству. Это определение возникло в период феодализма и, просуществовав довольно длительное время, в самых разных по своему государственному устройству странах стало использоваться как наиболее очевидный признак гражданства. Его основной недостаток заключается в том, что он имел достаточно ярко выраженный феодально-тоталитарный оттенок.

Следует заметить, что гражданство  в любых обстоятельствах является правоотношением, а не отношением владельца к своей собственности. Правда в конституциях арабских государств довольно часто прослеживается превалирующее положение государства над личностью. Но в данном случае речь уже идет об институте подданства. В новых законах о гражданстве европейских государств, независимых государств СНГ и Балтии, бывших ранее в составе СССР, от подобной формулировки отказались.

Научная доктрина к основным характеристикам  гражданства относит: гражданство  это правовое состояние, выражающееся в юридическом оформлении, с одной стороны, в его общем правовом нормировании; с другой - в индивидуальном документальном юридическом оформлении гражданства каждого человека. Общее правовое нормирование заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства; основания приобретения и прекращения гражданства; порядок решения этих вопросов. Гражданство каждого конкретного человека подтверждается юридически оформленным документом (паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство).

Устойчивый характер отношений  гражданства проявляется в их постоянстве, длящемся, как правило, с момента рождения и сохранении этого правового состояния на протяжении всей жизни гражданина; в установлении особого порядка прекращения этих отношений, не допускающего расторжения в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по инициативе государства в одностороннем порядке не допустимы, по ходатайству гражданина - требуют согласия государства, в лице уполномоченного на это органа, с соблюдением, установленных законом требований.

Двусторонняя связь человека с  государством выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей, ответственности, основана на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Состояние гражданства предусматривает  защиту и покровительство со стороны  государства своим гражданам, находящимся  за границей.

Все отношения по поводу гражданства регулируются конституциями государств и специальными законами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Сам круг вопросов, который содержится в конституциях, различен. Конституции, как правило, устанавливают лишь основные принципы, регламентирующие условия приобретения и утраты гражданства.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  2. IV Гаагская Конвенция 1907 г// Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  3. Декларация “О наказании за преступления, совершенные против войны” от 13 января 1942 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2444 (XXIII) “О правах человека в период вооруженных конфликтов” от 19 декабря 1968 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  6. Конвенции  участников СНГ «О правах и основных свобод человека» от 25 мая 1995 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  7. Закон Республики Беларусь от 01.08.2002 N 136-З (ред. от 04.01.2010) "О гражданстве Республики Беларусь"// Консультант Плюс: Беларусь [Электрон.ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. Центр правовой инфор. Республики Беларусь. Минск 2013.
  8. Алексидзе Л.А. Некоторые вопросы теории международного публичного права: императивные нормы (joscogens). Тбилиси, 2002, - 423 с.
  9. Броунли Я. Международное право. Книга вторая. М., 1977.  – 321 с.
  10. Василенко В.А. Основы теории международного публичного права. Киев, 2002, - 421 с.
  11. Вашкевич А.Е. Актуальные проблемы конституционного права Республики Беларусь и зарубежных стран: учеб. пособие. Мн.: Асоб. Дах, 2004. – 466 с.
  12. Воеводин Л. Д. Гражданство зарубежных государств // Воеводин Л.Д., Златопольский Д.Л., Куприц Н.Я. Государственное право зарубежных социалистических стран. М., 1972. – 511 с.
  13. Действующее международное право: В 3-х томах. Международное гуманитарное право. Т. 2: Разд. 14 - 16 / Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.. - М.; Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 2007. - 832 с.
  14. Законодательные акты о гражданстве: в 4 т. / сост. П.М. Громушкин. Т. 2 - 3. М.: Терра, 1993. – 451 с.
  15. Замышляев Д.В. Национальные интересы и обеспечение национальной безопасности государства в рамках концепций международных отношений // Международное публичное и частное право. - М.; Юрист, 2003. - № 1. - с.32-36.
  16. Ильин Ю.Д. Международное публичное право: Лекции. — М.: Юристъ, 2002. — 206 с.
  17. Ильинский И.П. «Основные  тенденции конституционного развития стран Восточной Европы. М. 2008. – 453с.
  18. Каламкарян Р.А. Законченность системы современного международного публичного права и запрет// ГиП. 2006. № 1. С. 67—75.
  19. Колосов Ю.М. Европейское международное право. М. 2010, - 458 с.
  20. Комментарий законодательства государств-участников СНГ о гражданстве. М.: Юрид. лит., 1996. – 411 с.
  21. Конституции государств Европы: в 3-х т. Т.1. / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 2001. – 522 с.
  22. Конституционное (государственное) право: Справочник /Под ред.    В.И. Лафитского. М., 2005. – 421с.
  23. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под общ. ред. чл.корр.РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Этина. -М.: Издательство НОРМА,2003-832с.
  24. Контроль в современном международном праве: Монография / Валеев Р.М. - 2-е изд., перераб. и доп. - Казань; Центр инновационных технологий, 2003. - 321 с.
  25. Курс международного права: В 7-ми томах. Отрасли международного права. Т. 6 / Арцибасов И.Н., Ашавский Б.М., Игнатенко Г.В. и др. - М.; Наука, 2002. - 312 с.
  26. Курс международного публичного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989; - 456 с.Т. 4. М., 2000- 496 с.
  27. Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного публичного права. М., 2001, - 478 с.
  28. Лепешкин А.И. Курс советского права: в 2-х т. Т. 1. М., 1961. – 457 с.
  29. Лукашук И.И. Международное публичное право в судах государств. М., 2003. - 289с.
  30. М.Ф. Чудаков «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», Мн. 2001. – 467с.
  31. Малько А.В. Правовое государство //Правоведение. 1997. № 3.
  32. Международное право: ДА МИД РФ; МГИМО МИД РФ – 4-е изд., перераб. и доп., - М.: Международные отношения, 2003. - 498с.
  33. Международное публичное право: Практикум / Бекяшев К.А., Волосов М.Е.. - М.; Проспект, 2001. - 240 с.
  34. Общая теория государства и права: Курс лекций /А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского. - Мн.: Тесей, 2004. – 458с.
  35. Основы идеологии белорусского государства. Учебное пособие для ВУЗов/ Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В.. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь 2004. – 491 с. 
  36. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2004. № 84
  37. Слободчиков Н.А. О позитивном содержании юридической ответственности //Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: Сб. науч. Тр. /Под ред. В.А.Кучинского и Э.А.Саркисовой. Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1996. – 223с.
  38. Статут Международного Суда ООН // Действующее международное публичное право / Сост. Ю.М.. Колосов и Э.С. Кривчикова. В 3 т. Т. 1. М., 2006. - 478с.
  39. Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.2007. – 398с.
  40. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская  группа НОРМА-ИНФА  М, 1998. – 347с.
  41. Теория государства и права: учеб. для вузов /Лазарев С.В., Липень С.В., М.: 2000-511 с.
  42. Теория международного права: В 2-х томах. Старые и новые теоретические проблемы. Т. 2 / Черниченко С.В.. - М.; НИМП, 2009. - 531 с.
  43. Теория международных отношений: Учебное пособие / Цыганков П.А.. - М.; Гардарики, 2004. - 590 с.
  44. Теория права и государства: Учеб. Для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1996. – 445с.
  45. Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. М., 2001, - 253 с.
  46. Торкунова А.В. Современные международные отношения. М. 20080, - 482 с.
  47. Тункин Г.И. Теория международного права. – М.: Зерцало, 2004.- 398с.
  48. Тункин Г.И. Теория международного публичного права . М., 2002, - 521 с.
  49. Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак). М.: Изд-во РУДН, 2001.– 382 с.
  50. Шинкарецкая Г.Г., Вюншс-Петрецкая Х. «Проблема внутренней компетенции государств», Советский ежегодник международного права, М., 1988, - 356 с.
  51. Шумилов В.М.  Международное право. М. 2007, - 398 с.
  52. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М., 2005. – 5015с.
  53. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 2002. – 489с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основания приобретения и прекращения гражданства РБ