Основания приобретения и прекращения гражданства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства. Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и другие. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном – внутренним законодательством отдельно взятой страны. Целью исследования выступает анализ института гражданства.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема Основания приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь_курсовая.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Количество желающих стать гражданами Соединенного Королевства неуклонно  растет - в 2004 г. соответствующие заявления  подали 140,87 тыс. человек, что на 12% больше, чем в 2003 г.

Так, например, 3 января 2013 года Президент  России  Владимир Путин  подписал указ о предоставлении великому французскому актёру  Жерару Депардьё российского гражданства: В соответствии с пунктом «а» статьи 89 Конституции Российской Федерации удовлетворить заявление о приёме в гражданство Российской Федерации Депардьё Жерара Ксавие, родившегося в 1948 году во Франции.

В определенных государствах упрощен  порядок приобретения гражданства  в случае поступления на военную  или государственную службу (Франция, США, РФ). Законодательство США предусматривает  для иностранцев, служивших в  американской армии во времена Второй мировой войны, войны в Корее, Вьетнаме, а также военных конфликтов, в которых были замешаны США, облегчены условия натурализации. Парламент Франции в 1999 г. принял решение предоставлять автоматически гражданство иностранцам, вступившим в иностранный легион и получившим ранение в ходе военной операции. Официально признано, что французом можно стать не только «по крови», но и по пролитой крови. Положение закона гласит: «французское гражданство присваивается указом по предложению Министерства обороны любому обратившемуся с такой просьбой иностранцу, вступившему во французскую армию и раненому в ходе военной операции». В случае гибели военнослужащего, гражданство смогут получить его несовершеннолетние дети. Облегчен порядок натурализации для иностранцев, поступивших на службу в вооруженные силы России (поправка к Закону о гражданстве РФ принята в октябре 2003 г.) [35, с. 178].

Законодательство зарубежных стран  предусматривает и ряд иных оснований  для приобретения гражданства в упрощенном порядке. Так, в законодательстве Испании предусмотрено «пожалование гражданства». Последний пример такого рода вида приобретения гражданства имел место, когда Королевским Декретом от 19 января 1996 г. гражданство Испании было предоставлено 600 оставшимся в живых из 40 тысяч добровольцев интернациональных бригад, участвовавших в годы гражданской войны (1936 - 1939 гг.) на стороне республики.

Лица, получившие гражданство в  порядке натурализации, не обладают избирательными правами до истечения  установленного срока с момента натурализации. В ряде стран такие граждане не имеют права занимать некоторые государственные должности. Аналогичные нормы содержатся в конституциях ряда постсоциалистических государств (например, п. 2 ст. 41 Конституции Казахстана 1995 г.; ч. 3 ст.79 Конституции Эстонии 1992 г.). Для избрания на пост президента Республики Алжир кандидат должен «иметь исключительно алжирское гражданство и происхождение», кроме того «представить свидетельство того, что супруг кандидата является гражданином Алжира» (ст. 73 Конституции Алжира с изменениями, принятыми на референдуме в ноябре 1996 г.). Согласно Конституции Туниса не только кандидат на пост президента должен быть прирожденным гражданином этой страны, но также родители и деды должны быть тунисцами, не менявшими своего гражданства. Конституция Бразилии закрепляет перечень должностей, которые могут занимать граждане этого государства только по рождению: должность Президента, Вице - президента, Председателя Палаты депутатов, Председателя Федерального сената, судей Федерального Верховного суда, карьерных дипломатов, офицеров вооруженных сил, государственного министра обороны (параграф 3 ст. 12). Иностранец, получивший кувейтское подданство, не имеет право голоса при выборах любого органа до истечения 20 лет со дня принятия его в кувейтское подданство, а также выдвигать свою кандидатуру в выборные органы или назначаться на них независимо от срока приобретения кувейтского подданства.

Практика зарубежных стран знает  и ряд других способов приобретения гражданства. Признание гражданства - один из способов приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. В соответствии со ст.13 Закона РСФСР «О гражданстве РСФСР» 1991 года гражданами Российской Федерации были признаны все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу указанного закона и в течение одного года после того дня не заявившие о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. Российское гражданство было признано также и за лицами, которые родились на тех территориях РФ, которые впоследствии были переданы другим союзным республикам, а на сегодняшний день принадлежат соответствующим независимым государствам. В частности, российское гражданство имеют жители Крыма, родившиеся до передачи его Украине в 1954 году.

Восстановление в гражданстве - это упрощенный порядок приобретения гражданства данного государства  лицами, ранее утратившими его  по каким-либо причинам. В эту категорию  входят лица, у которых гражданство прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки или попечительства, в связи с изменением гражданства родителей, в связи с вступлением в брак, и, наконец, любое лицо, ранее состоявшее в гражданстве данного государства, может ходатайствовать о его восстановлении.

Оптация (от лат. optatio - желание, избирание) - это выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашением части территории новым независимым государством. Так, на основании референдума, проведенного в 1955 г. в области Саар, принадлежавшей Франции, эта область перешла к Германии в 1957 г., а ее жителям было предоставлено право в течение трех месяцев либо приобрести немецкое гражданство, либо сохранить французское. Акт «О Гонконге» 1985 г. предоставлял его гражданам право приобрести статус «заморских» британских подданных за границей после перехода под суверенитет Китая (в 1997 г.) с установлением для них льготного режима въезда на постоянное место жительства в Соединенное Королевство.

Зачастую термин «оптация» трактуется широко. Под ним понимают право  выбора гражданства в целом. Такая  трактовка оптации как способа  приобретения гражданства закреплена в Политической Конституции Республики Перу (ч.2 ст.52), в Политической Конституции Республики Чили (п. 5 ст. 10) и др.

Трансферт - изменение гражданства  без права выбора, связанное с  переходом части территории к  другому государству. Данный способ в мировой практике встречается  крайне редко. Такая возможность допускалась Законом о непальском гражданстве § 7 «В случае, если какая-либо территория приобретена или включена в Непал, то жители в силу этого будут считаться гражданами Непала в силу условий этого Закона...» [11].

Другие основания приобретения гражданства: Закон о гражданстве Андорры предусматривает приобретение гражданства в силу служебного положения (ст. 11): «андоррцами являются: принцы в соответствии с обычаем; священники, отправляющие культ в Андорре». Почетное гражданство (ст. 12) предоставляется в исключительных случаях иностранцам в знак благодарности за их заслуги перед Андоррой, по просьбе Генерального совета страны. Предоставление почетного гражданства должно быть одобрено Генеральным советом большинством в 2/3 голосов [12].

Гражданство Каймановых островов можно купить, внеся в казну 1 млн. долларов.

Конституции отдельных стран упрощают порядок приобретения гражданства лицами, принадлежащими к этносу, составляющему большинство населения соответствующей страны. Так, согласно ч. 2 ст. 25 Конституции Болгарии лица болгарского происхождения приобретают болгарское гражданство в облегченном порядке. Эта норма продиктована заинтересованностью сохранить в стране болгарское большинство населения, в условиях более быстрого роста численности турецкого меньшинства.

Гражданство прекращается вследствие таких причин, как отказ от гражданства (выход из гражданства), утрата гражданства, лишение гражданства, оптация другого  гражданства, а также по некоторым  другим, более редким причинам.

Отказ от гражданства или выход из него могут иметь место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения соответствующего заявления обычно устанавливаются законом, и при отсутствии таких оснований в удовлетворении заявления не должно быть отказано.

Утрата гражданства как особый случай его прекращения носит в известной мере автоматический характер вследствие совершения лицом определенных запрещенных деяний, как, например, поступление на иностранную государственную службу, либо вследствие неподдержания проживающим за границей лицом связи со своим государством в течение установленного времени. В странах, где предусмотрено автоматическое приобретение гражданства иностранкой в случае вступления ее в брак с гражданином данного государства, расторжение этого брака влечет утрату гражданства, приобретенного указанным образом. Иногда, впрочем, законодатель называет утратой гражданства любой вид его прекращения.

Лишение гражданства является санкцией государства в отношении лица, допускающего недозволенное поведение. Обычно такая мера применяется только к натурализованным гражданам и то в течение сравнительно небольшого срока после натурализации. Так, согласно ч. 1 ст. 16 Основного закона для Германии «германское гражданство (Staatsangehörigkeit) не может быть отобрано. Утрата гражданства может наступить лишь на основе закона, а против воли лица – лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства». Часть 2 ст. 11 Испанской конституции устанавливает, что «ни один испанец по происхождению не будет лишен своей национальности»; натурализованные, следовательно, могут быть лишены. Австрийский закон, допускающий лишение гражданства натурализованных граждан, запрещает это по истечении шести лет после натурализации.

Нельзя не вспомнить в связи  с данным институтом отмеченное выше лишение гражданства социалистических стран как средство внесудебной  расправы с «диссидентами».

Законодательство о гражданстве  регулирует также конфликты в отношении гражданства детей в случаях разногражданства родителей, существовавшего изначально или возникшего вследствие изменения гражданства одним из них.

Определенное своеобразие представляет институт гражданства в государстве-городе Ватикан. Согласно Закону №3 «О праве гражданства и праве пребывания» гражданами города Ватикана являются кардиналы, проживающие в городе Ватикан или в Риме; лица, постоянно проживающие в городе Ватикане в силу их ранга, должности, службы или занятия; лица, которым предоставлено гражданство Верховным главой Церкви; жены, дети, родители, братья и сестры ватиканских граждан при условии, что они проживают совместно с ними и что им разрешено проживать в городе Ватикане.

Разрешение теряет силу: в отношении  жены, если брак аннулирован или  признан недействительным, а равно при освобождении супругов от супружеских обязанностей и совместного жительства; в отношении детей - по достижении ими двадцатипятилетнего возраста, если только они не нетрудоспособны и не остаются на иждивении граждан Ватикана; в отношении дочерей - по вступлении их в брак. Разрешение прекращается в силу закона - для братьев по достижении ими двадцатипятилетнего возраста, если только они не нетрудоспособны, и для сестер - по вступлении их в брак. Гражданство утрачивается: кардиналами, если по какой-либо причине они перестают проживать в городе Ватикане или в Риме; всеми гражданами - если они добровольно перестают проживать в городе Ватикане; в случае утраты ранга, должности, службы и занятия, в связи с которыми они были обязаны или им было разрешено проживать в городе Ватикане; любым гражданам, в случае истечения срока действия разрешения или аннулирования его [14].

 

1.3 Правовое положение не граждан

 

 

Случаи двойного гражданства и  безгражданства имеют место вследствие различного решения законодательством отдельных государств вопросов о приобретении и утрате гражданства.

Двойное гражданство (бипатризм) - пребывание лица одновременно в гражданстве двух и более государств. Это состояние возникает в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Например, ребенок родившийся на территории государства, применяющего принцип «права почвы», от родителей, являющихся гражданами государства, применяющего принцип «права крови», получает с момента рождения двойное гражданство.

Двойное гражданство возникает также в случае брака женщины, являющейся гражданкой страны, законодательство которой не лишает женщину своего гражданства при вступлении ее в брак с иностранцем (например, Франция, США, Швеция), либо гражданином такой страны, которая автоматически предоставляет гражданство женщине-иностранке, вышедшей замуж за ее гражданина (например, Бразилия).

Натурализация - прием в гражданство  данного государства по просьбе  заинтересованного в том лица - также может породить ситуацию двойного гражданства, если такая просьба удовлетворяется в отношении лица, признаваемого гражданином другого государства. [23, с. 39].

Таковы основные условия возникновения  ситуации двойного гражданства в силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации, порождающие двойное гражданство, в частности, на основе международного договора.

Лицо, имеющее двойное гражданство, находясь на территории одного из государств, в гражданстве которого оно состоит, как правило, не может ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству. Каждое государство, в гражданстве которого состоит бипатрид, имеет право считать его своим гражданином и требовать от него выполнения соответствующих обязанностей.

От бипатридов, т. е. лиц имеющих  два или более гражданства  следует отличать двойное гражданство, присущее некоторым сложным государствам. Так, двойное гражданство, как уже отмечалось, принадлежало гражданам СССР, так как они являлись гражданами Союза и гражданами субъектов федерации. На основании статьи 8 (1) Договора о Европейском Союзе каждый гражданин государства-члена, кроме обладания гражданством   государства, является и гражданином Союза.

Для разрешения многих проблем, связанных с двойным гражданством, используется принцип определения эффективного гражданства.Эффективное гражданство связано с необходимостью определения фактического или преимущественного гражданства бипатрида для разрешения проблем, связанных с коллизионной формулой прикрепления, определяющей личный статус физического лица. В этом случае исходят из места постоянного проживания лица его работы, места нахождения его имущества, прежде всего недвижимого, проживания его семьи и т.п. Это, например, весьма актуально в современной Европе, где существуют «прозрачные» межгосударственные границы, которые, по сути, упразднены, наблюдается ординарная миграция населения в пределах Европейского Союза.

Безгражданство (апатризм) - это такое  положение лица, когда оно не состоит  в гражданстве какого-либо государства. В Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года апатридом именуется лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например, при:

а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;

б) выходе из гражданства с целью  получения гражданства другого  государства, которое предоставляется  через пять-десять лет;

Информация о работе Основания приобретения и прекращения гражданства РБ