Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 04:18, курсовая работа
В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.
Введение ....................................................................
Глава 1. Понятие и признаки правового государства. .....................................................................
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................
Глава 3. Верховенство закона. ..............................
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................
Заключение ...............................................................
Список использованной литературы....................
инистерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Международный открытый
Кафедра юриспруденции
“Понятие и сущность правового
государства ”
Выполнил:
студент группы ДЮ-12-96 юридического факультета
Захаров А.Н.
Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор Чинчиков
Александр Александрович
Чебоксары
1999
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение .............................. Глава
1. Понятие и признаки правового
государства. .............................. Глава
2. Система разделения властей в правовом
государстве. .............................. Глава 3. Верховенство закона. .............................. Глава4. Права и свободы человека
в системе ценностей и Заключение .............................. Список использованной литературы.................... |
3 6 20 37 51 62 68 |
В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина,
общества и права, их правовое равенство перед законом.
Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере
подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов
государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.
Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть
границы, сковывающие личность.
Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни. На
протяжении целого ряда поколений конца XVIII и середины XIV века корифеи
отечественной мысли М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев,
А.И.Герцен поднимали вопрос о реорганизации Российского общества.
Первые практические шаги в этом направлении были предприняты во время
правления Александра II :
1861 г. отмена крепостного права;
1864 г. начало судебной реформы,
результатом которого стало
судопроизводство.
Революционные события 1905 года дали толчок реформированию: учреждение
Госдумы, столыпинские реформы. В это время отечественные правоведы
М.М.Ковалевский, Н.М.Коркумов, Г.Ф.Шершеневич, С.А.Котлеровский, В.М.Рессен
обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали более
современную концепцию правового государства, применимую к Российской
действительности.
Правовое государство. Каковы его принципы и механизмы? А самое главное,
какова его основа?
Понятие "правовое государство" настолько широко, что одной дисциплине не под
силу достаточно глубоко его изучить. Но возможно, такая задача в едином
усилии по плечу ряду общественных и естественных наук.
Предлагаемая вниманию работа посвящена в первую очередь понятию правового
государства и развитии ее концепции на современном этапе.
Основная цель настоящей работы - раскрытие понятия правового государства и ее
основополагающих принципов. Соответственно
предпринимается попытка
существующие в отечественной юридической литературе мнения и взгляды и
систематизировать комплекс новых законов и юридических норм.
В процессе подготовки и создания данной работы были изучены труды как
классиков теории правового государства как И.Канта, Ш.Монтескье, российских
правоведов Н.М.Кроунова, Г.Ф.Шершеневича , так и современных специалистов
А.Б.Венгерова, В.В.Лазарева, Н.Г.Александрова, В.К. Бабаева, Г.Н.Чеботарева
и.т.д.
Кроме того в настоящей работе приводится ряд примеров по Чувашской республике.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о
совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового
времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя,
как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими
корнями в античное общество. В
основе современных концепций
государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского
просветителя и правоведа
просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени
Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому,
бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл
государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе
которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,
неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в
условиях правового
государстве, ибо для правового государства характерно ограничение
государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам:
источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или
свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился
до понимания своей
поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического
императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как
к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом,
основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения
людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило
свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные,
цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества
людей, подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое, каким
оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми принципами права";
государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах
суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы
правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и
содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это
добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме
государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей
массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов,
посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности
народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону,
поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану
семейного достояния[1].
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-
правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,
взаимную ответственность личности и государства, доминирование
общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим
принципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных
гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического
развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство"
привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где
критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и
провозглашалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение
научная осмысленность самого сочетания "социалистическое правовое государство".
Прилагательное "социалистический" указывает на господствующую форму
собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового
государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более
того,
идея правового государства уже
подразумевает
частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве
делается попытка не только возродить идею правового госудуарства, но и
претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и
противоречивым.[2]
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно
ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик
(связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции),
определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства
не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, - и то и
другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства
правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей,
направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал,
что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность
есть основное условие блеска его. [3]
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового
государства является социальной ценностью всего человечества, удачным
сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового
государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-
казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к
труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское
общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,
нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и
добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения
своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на
принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами
и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского
общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность,
общество
и народ противопоставлены
власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское
общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств
государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не
только "гражданственность", известную степень политической свободы, но и
"буржуазность",
т. е. экономическую
получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе
устраняет доминирование политической
власти, устраняет или резко
проявления ее отрицательных сторон.
Среди обширного комплекса
характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо
указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде
всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные
и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность
всех подразделений власти закону;
независимое и сильное
государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть.
[4]
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по способностям - каждому
по труду. Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и
потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует
возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменить
административные приказы
сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запрещено", 4) обеспечить
эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и добросовестность в
выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая
экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к
рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового
Информация о работе Понятие и сущность правового государства