Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 04:18, курсовая работа

Краткое описание

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Содержание

Введение ....................................................................
Глава 1. Понятие и признаки правового государства. .....................................................................
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................
Глава 3. Верховенство закона. ..............................
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................
Заключение ...............................................................
Список использованной литературы....................

Вложенные файлы: 1 файл

инистерство общего и профессионального образования.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

государства. [5]

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить

свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится

на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении

общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который

гарантирует человеку свободу и  безопасность, ибо духовным фундаментом  его

является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое  государство, где обеспечивается

господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом  и

независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы  человека и

где в основу организации государственной власти положен принцип разделений

законодательной, исполнительной и  судебной властей.

Современное правовое государство - это  демократическое государство, в  котором

обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти

(непосредственно или через представителей)

[6]. Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры,

развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается

возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды  и

убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и

функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом

плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех  сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового  государства базируется на принципе

разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод  гражданина, их правовая и социальная  защищенность.

5. Политический и идеологический  плюрализм, заключающийся в свободном

функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих  в

рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений,

взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка  в обществе.

К числу дополнительных факторов и  условий становления правового  государства,

видимо, можно отнести следующие:

-                                   преодоление правового нигилизма в

массовом  сознании;

-                                   выработка высокой политико-правовой

грамотности;

-                                   появление действенной способности

противостоять произволу;

-                                   разграничение партийных и государственных

функций;

-                                   установление парламентской системы

управления государством;

-                                   торжество политико-правового плюрализма;

-                                   выработка нового правового мышления  и

правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности,

трактовка права как продукта властно-принудительного  нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося

законодательства;

в) преодоление декоративности и  декларированности юридических  норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого

опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым

проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по

двум каналам: государственно-властному  и законодательному. К политическим

рычагам могут рваться различные  перерожденческие антиправовые структуры, своего

рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия -

реакционно-реставраторские  силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная

технократия - демагогически популистские силы)

[7].

Правовое государство - путь к возрождению  естественно-исторических прав и

свобод, приоритета гражданина в его  отношении с государством,

общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое

государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как

демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы,

либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в

общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С

помощью разделения властей государство  организуется и функционирует правовым

способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое

государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни

всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие  правового

государства от государства как  такового? Государство как таковое

характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства

от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны

государственных органов и должностных  лиц. В отличие от него правовое

государство связано правом, исходит  из верховенства закона, действует  строго

в определенных границах, установленных  обществом, подчиняется обществу,

ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую

защищенность граждан. Вместе с  тем правовое государство как  и всякое

государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Ему присуща государственная  власть как средство проведения внутренней и

внешней политики.

2. Оно представляет собой политическую  организацию общества, основанную  на

соответствующем социально-экономическом  базисе общества.

3. Располагает специальным государственным  механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на

своей территории.

5. Существует благодаря налогам  и другим сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом. [8]

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его

структурные части и элементы функционируют  на основе принципа разделения

властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные

властными полномочиямми, структурные  части и элементы правового государства в

своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные

части и элементы правового государства  всю свою деятельность строго

сообразовывают с действующим  законодательством. Должностные лица несут

персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан,

гарантированные конституцией и другими  нормативно-правовыми актами. Права  и

свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм

правового государства является способом его существования. Функции правового

государства реализуются с помощью  его механизма.

[9]

Таким образом в правовом государстве  его механизм свободен от бюрократизма и

административно-командных методов управления. Его демократический характер

обусловлен ответственностью перед  обществом на службе которого он находится.

Правовое государство есть концентрированное  выражение гражданского общества.

В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития

гражданского общества. Вместе с  тем, поскольку всякое государство  обладает

известной самостоятельностью по отношению  к обществу, то этапам развития

правового государства присущи  определенные особенности, отражающие его

политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества -

это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы

средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап -

утверждение рыночной экономики различных  форм предпринимательства,

обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной

деятельности средств массовой информации.

Таким образом, рассмотрев понятие  правового государства и его  основные

признаки, необходимо непосредственно  перейти к осуществлению государственной

власти в правовом государстве.

                   Глава 2. СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ                   

                         В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ.                         

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это

обусловлено не только господством  права, связанностью государственной  власти

правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких  формах и

какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории

разделения властей.

Разделение властей- это политико-правовая доктрина и конституционный принцип,

лежащий в основе организации власти демократического  правового государства.

[10]

Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель),

была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским

правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодальному произволу.

Зачатки доктрины разделения властей  усматриваются уже в трудах выдающихся

мыслителей Древней Эллады и  Древнего Рима. Среди них можно  выделить

Аристотеля (384-322 г.г. до н.э), Эникура (ок 341-ок 270 г.г. до. н.э),

Полибия (ок 201-ок 120 г.г. до н.э). Однако авторство принадлежит, бесспорно,

двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками

революционных перемен в своих  странах: англичанину Джону Локку (1632-1704) и

французу Шарлю Монтескье (1689-1755).

Ш. Монтескье придал этой концепции  вполне завершенный и стройный вид. И, что

не менее важно, в его интепретации кончепция разделения властей получила свое

отражение и закрепление в конституционных  актах, многие из которых сохраняют

свое действие и по сегодняшний  день.

Среди этих актов особое внимание привлекают два: Декларация независимости

Североамериканских  Соединенных Штатав от 4 июля 1776г. и  французская Декларация

прав  человека и гражданина 1789 года. Декларация 1789 года является составной

частью  нынешней Конституции и действующего права Франции. Особый интерес для

выяснения того, как законодательно провозглашался и закреплялся принцип

разделения  властей, представляет статья 15 Декларации. “Любое общество, в

котором не обеспечено осуществление прав и  не закреплено разделение властей, -

гласит  эта статья, - не имеет конституций. Под словом “конституция” они

подразумевали демократический конституционный  строй, основанный на признании и

реализации  основных прав и свобод человека и  разделением властей. Обращает на

себя  внимание, что Декларация в рамках одной статьи объединяет, казалось бы,

два разнопорядковых принципа: гарантию прав и свобод и разделения властей. На

первый  взгляд, может показаться, что подобное соединение случайно или есть

результат редакционной погрешности

[11]. В действительности это не так.

Проблема осуществления прав с  свобод и принцип разделения властей  тесно

взаимосвязаны. В определенном смысле можно даже говорить об их органическом

единстве. Утверждение института  прав и свобод, их гарантированность - это

своеобразный внешний механизм ограничения власти. Но столь же необходим и

аналогичный внутренний механизм. Он бы препятствовал чрезмерной концентрации

власти чреватой ее полным сосредоточением  в руках одного лица или

ограниченной узкой группы лиц, которая бы правила по своему усмотрению, не

считаясь ни с правовыми предписаниями, ни с правами и свободами человека.

Ответом на эту потребность в  механизме, который бы препятствовал  узурпации

власти, стали концепция и конституционный  принцип разделения властей. Поиск

наилучших форм организации власти, исследование механизма ее осуществления

пронизывают всю историю политической мысли. Аристотель, конечно, еще весьма

далек от принципа разделения властей  в том виде, как мы его знаем  сегодня.

Проблема соотношения свободы и власти привлекает внимание видных мыслителей

во все последующие века.

“Абсолютная деспотическая власть или управление без установленных  постоянных

законов не могут ни в коей мере соответствовать целям общества и

правительства”,- констатирует Дж. Локк

[12]. Отсюда и следует главный вывод, составивший сердцевину концепции

разделения властей: власть по принятию законов и власть по их исполнению должны

быть разделены.

Автор концепции не выступал против власти вообще. Он считал ее необходимым

условием сохранения общества и  порядка и был сторонником  монархии. Но эта

последняя должна была ограничиться лишь осуществлением исполнительной власти. В

условиях ограниченной монархии на первое место выдвигается законодательная

власть именно она, по Локку, и образует “первую ветвь власти”.

[13]

Наиболее полно и последовательно  концепция разделения властей изложена в

трудах Ш. Монтескье и особенно в его двадцатилетнем труде “О духе законов”,

принесшим наибольшую славу автору. Анализируя различные способы правления  и

Информация о работе Понятие и сущность правового государства