Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 04:18, курсовая работа

Краткое описание

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Содержание

Введение ....................................................................
Глава 1. Понятие и признаки правового государства. .....................................................................
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................
Глава 3. Верховенство закона. ..............................
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................
Заключение ...............................................................
Список использованной литературы....................

Вложенные файлы: 1 файл

инистерство общего и профессионального образования.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

принципы, на которых оно основано, Монтескье подходит к проблеме политической

свободы и ее трактовке. А отталкиваясь от нее решает вопрос об устройстве

власти. Политическая свобода существует лишь в странах, как правило,

умеренных, в которых не злоупотребляют властью. Между тем, вековой опыт

подтверждает, что всякий человек  обладающий властью, склонен к

злоупотреблением ею.

“Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок

вещей, при котором различные  власти могли взаимно сдерживать друг друга.

Возможен такой государственный  строй, при котором никого не будут  понуждать

делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему

дозволяет".

Идея, формулируемая Монтескье, интересна  во многих отношениях. Прежде всего

определением взаимосвязи, устанавливаемой  между правомерным правлением и

разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое

взаимное  сдерживание-гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению

властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место

тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон.

Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют  совершить то, что ему запрещено

законом. Таким образом, разделение властей  не самоцель а, средство

осуществления правомерного, легитимного правления, а следовательно, обеспечение

свободы.[14]

Каковы  же те власти, которые должны быть взаимно  сбалансированы?

“В  каждом государстве", пишет Ш. Монтескье, "есть три рода власти: власть

законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного

права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского”.

Приведенная формулировка несколько отличается от той, которая имеет хождение в

наши  дни. Впрочем, и сам создатель  доктрины разделения властей дает необходимые

пояснения не оставляющие места для кривотолков. Первая власть, объясняет он,

призвана  создавать законы. Вторая ведает внешними сношениями и обеспечивает

безопасность. В силу третьей власти караются преступники  и разрешаются

столкновения  между частными лицами. Эту власть можно иначе именовать -

судебной. На первый взгляд, может показаться несколько странным, что наряду с

законодательной фигурируют две исполнительные власти. Но объясняется это

довольно  просто. Вторая и третья власти (по перечислению, но не по значимости),

в отличии от первой, сами законы не принимают, а обеспечивают их осуществление.

В одном случае при посредстве правительственной  деятельности, в другом-

посредством судебной деятельности.

[15]

В этом смысле можно говорить о  том, что и та и другая обеспечивают исполнение

закона. Но смешивать их не допустимо. Указания на то, что соединение

различных властей в руках одного лица или органа неизбежно ведет  к удушению

политической свободы, составляет сердцевину самой доктрины разделения

властей. Если, однако, соединение двух первых властей - это еще лишь

потенциальная угроза тирании, то соединение их с  судебной неизбежно ведет к

гибельным последствиям.

“Не будет свободы..., если судебная власть не отделена от власти

законодательной и исполнительной. Если она соединена  с законодательной

властью, то жизнь и свобода граждан  окажутся во власти произвола, ибо судья

будет законодателем. Если судебная власть соединена  с исполнительной, то

судья получает возможность стать угнетателем".

Наконец, что произойдет, если соединены все  три власти?

Ответ достаточно лаконичен и прост. В  этом случае неизбежны установление

самого  жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.

Доктрина, созданная Ш. Монтескье, не ограничивается вычленением трех ветвей

власти  и показом опасности их соединения в руках одного лица или органа. Не

менее важна и другая сторона этой доктрины-рассуждение  о том, не приведут ли

расчленение властей и их взаимная сбалансированность к параличу власти, к

безвластию, при которых также неизбежны  разрушение государства и гибель

свободы. Предотвратить подобное развитие событий  могут; согласованность и

взаимодействие властей.[16]

У доктрины разделения властей оказалась  непростая судьба. Она получила

широкое признание и поддержку  со стороны самых прогрессивных  сил, стала одним

из главных постулатов демократической  конституционно-правовой теории.

Наконец, она нашла свое прямое отражение и закрепление в основных законах

передовых государств, а сегодня (особенно после краха тоталитарных режимов)

стала ведущим конституционным  принципом практически всех государств мира.

Но не стоит, пожалуй, и чрезмерно  идеализировать ситуацию. Далеко не сразу

даже записанные в основном законе государства принципы реализуются  на

практике. История той же Франции, где родилась и восторжествовала эта теория,

убедительно показывает на сколько  сложен был пройденный путь. За два

столетия, прошедшие после Великой французской революции, в стране сменились

две империи, две цензовых монархии, пять республик, не считая всякого рода

“переходных”  и “временных” режимов.

Конечно, за эти годы менялись и  концептуальная трактовка, и отношение  к

самому принципу, и конкретное распределение  объема власти между ее ветвями.

В современной правовой науке принцип  разделения властей принято относить к

основам демократического конституционного строя. Это означает, что он имеет

основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения гос.

механизма. Конституционные положения  относящиеся к высшим государственным

органам и определяющие порядок  их формирования, полномочий и сферу  ведения,

взаимоотношение между ними, должны соответствовать главному конституционному

принципу.[17]С помощью разделения

властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом:

государственные органы действуют  в рамках своей компетенции, не подменяя друг

друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во

взаимоотношениях государственных  органов, осуществляющих законодательную,

исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

означает, что каждая из властей  действует самостоятельно и не вмешивается  в

полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается

всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип

разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и обставляется

системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек  и

противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти

другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

[18] Классическим образцом в этом отношении являются США. Согласно теории

разделения властей в ней  законодательная, судебная и исполнительная власти,

действуют как три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом

предусмотрены формы воздействия  органов одной власти на органы другой. Так,

президент наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В

свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении

законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат

Конгресса. Сената наделен полномочием утверждения  членов правительства,

назначаемых президентом. Он также ратифицирует договоры и иные международные

соглашения, заключаемые президентом. В случае совершения президентом

преступлений, Сенат обращается в суд для  решения вопроса о вынесении  ему

"импичмента", т. е. об отстранении от должности. "Возбуждает" же дело об

импичменте  Палата Представителей. Но могущество Сената ослабляется тем, что ее

председателем является вице-президент. Но последний  может принимать участие в

голосовании лишь в том случае, если голоса разделяются  поровну. Конституционный

контроль в стране осуществляет Верховный суд США.

[19]

Необходимо обратить внимание на то, что в современных демократических

государствах (таких, как США, Германия) наряду с классическим делением

государственной власти на "три  власти" федеративное устройство является также

способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее

концентрацию.

Теперь, основываясь на Конституции  Российской Федерации рассмотрим принцип

разделения властей в России. Ст. 10 Конституции Российской Федерации гласит:

"Государственная власть в  Российской Федерации осуществляется  на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны. " К  органами

законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание

(Совет Федерации и Государственная  Дума - две палаты Собрания), Законодательные

Собрания республик, входящих в  состав Российской Федерации; органы власти

других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти. К

органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся: Президент

Российской Федерации; Совет Министров  Российской Федерации; Высшие должностные

лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской

Федерации. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ; суды республик и других субъектов

РФ; районные народные суды; суды специальной  юрисдикции. Федеральное Собрание -

парламент Российской Федерации является представительным и законодательным

органом Российской Федерации. Совет  Федерации одобряет законы, принятые

Государственной Думой. Закон считается  одобренным Советом Федерации, если за

него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо, если в

течение четырнадцати дней он не будет  рассмотрен Советом Федерации. В  случае

отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную

комиссию для преодоления возникших  разногласий, после чего закон подлежит

повторному рассмотрению Государственной  Думой. Государственная Дума принимает

законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не

предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение  пяти

дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Президент Российской

Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской

Федерации, прав и свобод человека и гражданина; представляет Российскую

Федерацию внутри страны и в международных  отношениях; представляет

Государственной Думе предложение  о назначении Председателя правительства;

ставит перед Государственной  Думой вопрос об отставке правительства;

представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения на должность

Председателя Центрального Банка  Российской Федерации и ставит вопрос перед ней

об его освобождении; формирует  правительство Российской Федерации  путем

назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской

Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств;

представляет кандидатуры для  назначения на должность судей Конституционного

Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора

Российской Федерации; назначает  судей других федеральных судов; формирует

Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает  ее

руководителя; назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных Сил

Российской Федерации. [20]

В современной России процесс становления  правового  государства находится  на

самой начальной стадии,  что  делает особенно необходимым правильное понимание

данного процесса .

Но  этом  ли  говорят многочисленные разнообразные факты повседневности ? Так

нормальными для мировой практики  является наличие противоречий между

законодательной и исполнительной властями. Другое дело в российских условиях

не выработаны цивилизовнные формы разрешения этих противоречий, легко

превращающихся в противостояние.  Проблема взаимоотношений между  различными

ветвями власти существует и на территории нашей, Чувашской Республики.

Принцип разделения властей это  создание системы " сдержаний и  противовесов",

что не позволит узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает

нормальное функционирование органов  государства,

По мнению депутатов Государственного Совета первого созыва, деятельность

органов исполнительной власти республики во многом остается вне контроля из-

за отсутствия законных прав у депутатов.

Например, кабинет министров Татарстана не реже одного раза в год отчитывается

о своей работе перед парламентом  Республики, депутаты могут выразить

недовольство правительству, что  влечет ее отставку.

Информация о работе Понятие и сущность правового государства