Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 04:18, курсовая работа
В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.
Введение ....................................................................
Глава 1. Понятие и признаки правового государства. .....................................................................
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................
Глава 3. Верховенство закона. ..............................
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................
Заключение ...............................................................
Список использованной литературы....................
органов гос. власти Российской Федерации и совместному ведению органов
государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти
Российской Федерациии органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А также разрешает
споры о компетенции между
органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами
субъектов Российской Федерации.[27]
Наряду с Конституционным
Федерации осуществляют также конституционные (уставные) суды, комитеты и
палаты ее субъектов. В настоящее время они действуют в тридцати из них:
Республика Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми,
Марий-Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан а также в Иркутской и
Свердловской областях.
Можно сказать , что споры о целесообразности создания таких судов завершены:
Федеральный Конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".
От 31 декабря 1996 года в этом отношении, образно говоря" поставил точку"
Конституционные (уставные ) суды законодательно стали реальностью судебной
системы Российской Федерации.
Необходимо создание Конституционного суда назрела и в нашей, Чувашской
республике. Способ разрешений противоречий через федеральные суды- это
длительный и дорогой механизм.
К тому же наша судебная власть продолжает испытывать давление со стороны
исполнительной власти и не всегда готова разрешить вопрос соответствии с
законом.
Нужен ли Чувашской республике Конституционный суд ?
Автор придерживается мнения, что конституционный суд нужен если все органы,
исполнительная власть, другие строго будут соблюдать нашу конституцию- это
идеально.
Конституционный суд создается только для того, чтобы следить за исполнением
нашего основного закона- Конституции.
Поэтому практика других регионов где конституционные суды уже созданы,
подтверждает, что они эффективно действую.
В современном демократическом
государстве эффективность
сопряжена с наличием единого правового пространства, в котором приоритетное
значение имеет принцип
выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными
актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы,
инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут
быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности
или, напротив, после определенной судебной процедуры подтверждены как
соответствующие конституции и иным законам.
Идея единого правового
Европы концепция правового пространства наряду с концепцией европейского
экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в
борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между
правоохранительными органами[28].
В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые
обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические,
политические, юридические и международные гарантии. Политические гарантии
законности - это прежде всего демократизм
общественного и
строя Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм, активное
участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические
гарантии законности - многообразие форм собственности, создание необходимых
условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное
предпринимательство, право граждан распоряжаться своими способностями к
производительному и творческому труду, справедливые условия найма, увольнения,
оплаты и охраны труда и т.
д. К юридическим гарантиям
нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех
общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная
деятельность специальных
правоохранительных органов, привлечение к юридической ответственности
должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным
гарантиям относятся: деятельность международных организаций, специализированных
органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах,
инспекционные поездки их представителей в регионы, где нарушается
законодательство, закрепляющее права и свободы граждан, право граждан
обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.
[29]
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них
несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения
законодательства всеми
государство предъявляет подобное требование к государственным структурам,
выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового
государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных
структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их
должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению
закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит
от отношения к ней.[30]
Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему
разделения властей и
правового государства.
ГЛАВА IV. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ.
Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как
разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов,
сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества
действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав
человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно
обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное
значение приобретает проблема
правового равенства в
общества и государства. Ее решение предполагает создание государством
надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г., Международный пакт об
Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI
сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и
гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них
придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции
невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое
государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или
невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать
только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по
которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы
его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49
Конституции Российской Федерации.[31]
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит
из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и
равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее в ней
указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство,
обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого
человека на признание его
возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные
законодательством.
Декларация также
аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную
защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации
также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и
семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну
корреспонденции и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы человека,
которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли,
совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право
убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный
выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и
т. д. ). Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак
правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя
в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих
политических организаций
методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками.
Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои
программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в
пользу своих идеологических концепций.
[32]
Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением
демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о
своей приверженности к той или иной политической организации, и
идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство
не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать
преимущество для той или иной политической организации.
Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены
в государстве. Это достигается прежде всего принятием и проведением в жизнь
разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере
общественных отношений. В числе международных документов о правах человека
также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию
о правах ребенка.[33]
В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение
имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным
советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение:
общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют
преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают
права и обязанности граждан Российской Федерации.
[34]
Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской
Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8,
13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст.
ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы человека и гражданина могут
быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. " А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает
возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в
условиях чрезвычайного
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени,
свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда,
причиненного государственными органами или их должностными лицами.
[35]
Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является
обязанностью государства. " Статья 17 закрепляет положение о том, что в
Российской Федерации
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В
соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.18). Это
означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей
деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции.
На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской
Информация о работе Понятие и сущность правового государства