Понятие и сущность правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 04:18, курсовая работа

Краткое описание

В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен
распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Содержание

Введение ....................................................................
Глава 1. Понятие и признаки правового государства. .....................................................................
Глава 2. Система разделения властей в правовом государстве. ......................................................
Глава 3. Верховенство закона. ..............................
Глава 4. Права и свободы человека в системе ценностей и государства.........................................
Заключение ...............................................................
Список использованной литературы....................

Вложенные файлы: 1 файл

инистерство общего и профессионального образования.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того вновь образованный кабинет  министров Республики Татарстан

представляет на рассмотрение парламента  программу предстоящей деятельности

на срок своих полномочий.

В ныне действующей конституции  Чувашии аналогичных положений  нет.

Важное значение имеет количественный и качественный состав государственного

совета ЧР. На примере государственного совета 2-ого созыва можно сделать

вывод, что произошло увеличение числа глав администраций, и других чиновников

в составе депутатов.

В законодательной власти много представителей исполнительной власти.

Думается не лишним было бы проработать  вопрос о разделении государственного

совета ЧР по образцу Федерального собрания РФ.

Открытым остается вопрос о судебной власти. Споры между ветвями власти в

республике не только в настоящем, но и в будущем не исключены.

Отсутствие конституционного суда ЧР затягивает разрешение спорных вопросов.

Для демократического общества принцип  разделения властей особо важен  и значим.

Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и

умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую  ее

концентрацию, превращение ее в  авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип

в демократическом обществе предполагает, что все три власти одинаковы,

равновелики по силе, служат противовесами  по отношению друг к другу и  могут

"сдерживать" одна другую, не  допускать доминирования одной  из них. Например,

превращения управленческой власти в  авторитарную, а законодательной - во

"всевластие", в тоталитарную  власть, подчиняющую себе и управление, и

правосудие.[21]

Но даже если соблюдено тербование разделения властей, задействована  система

"сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно является

правовым. Поэтому мы переходим  к следующему признаку правового  государства.

                      Глава 3. ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА.                      

В правовом государстве ни один государственный  орган, должностное лицо,

коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на

закон. За его нарушение они несут  строгую юридическую ответственность. Когда

мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового  акта,

обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные

акты должны строго соответствовать  ему, а должностные лица не уклонятся  от

его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо "обогащать"

закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который

не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в

своем поведении руководствоваться  законом. А для этого помимо всего  прочего,

они должны быть информированы о  его содержании.

Правовое государство также  предполагает правовую устойчивость Конституции.

Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда  она

перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным

характером. Вот почему бесконечные  изменения, которые вносил Верховный  Совет

Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе

правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в

обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее

изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается актуальнейшей  задачей, ибо это - центральная

категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации  в

соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию

нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным

законам отнесены: федеральные конституционные  законы и федеральные законы.

Статья 76 устанавливает, что по предметам  ведения Российской Федерации

принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По

предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Федерации -

федеральные законы и принимаемые  в соответствии с ними законы и  иные

нормативные правовые акты субъектов  Федерации. Вне пределов ведения

Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное  правовое

регулирование. К правовым актам  субъектов Федерации отнесены конституции

республик, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономных

областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты

субъектов Федерации.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить

Конституции Российской Федерации, федеральные  законы не могут противоречить

федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные

правовые акты субъектов Федерации  не могут противоречить федеральным  законам. В

случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в

Российской  Федерации, действует федеральный  закон.

[22]

Федеральные конституционные законы принимаются  по следующим вопросам: о

статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности

Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе  РФ (ст.118, ч.3), о

полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке введения

военного  положения на территории РФ или в  отдельных ее местностях (ст.87) и

др. Предусмотрено принятие федеральных  законов по вопросам: реализации прав и

свобод  человека и гражданина, закрепленных в главе 2; статуса столицы РФ

(ст.70, ч.2), о системе налогов и сборов (ст.70, ч.2), федерального

устройства  государства; общим принципам организации  представительных и

исполнительных  органов, выборов Президента, депутатов  Государственной думы,

формирования  Совета Федерации и др.

По  вопросам, отнесенным Конституцией к  ведению Совета Федерации (о назначении

счетной палаты) и Государственной Думы (акт  об амнистии) каждая палата

принимает собственные постановления. По всем другим вопросам, прямо не

отнесенным к компетенции палат  Федерального Собрания, возможно лишь принятие

федеральных законов.[23]

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не

противоречат Конституции и  обязательны на всей территории Российской

Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления  и

распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на

всей территории Российской Федерации  и основываются на Конституции Российской

Федерации, федеральных законах, нормативных  указах Президента.

Конституция Российской Федерации - юридическая  база всего законодательства, в

которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации

общества, устанавливается механизм государственной власти и управления,

основные права и обязанности  граждан. Отсюда и значение Конституции  как

Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы

Конституция занимала реальное место  в правовой системе, имела практическую

ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной

и общественной жизни, поэтому для  практической реализации ее норм, как  правило,

необходимы вторичные законодательные  акты, детализирующие конституционные

установления в такой мере, в  какой это необходимо для их претворения  в жизнь.

Однако в важнейших вопросах и сама Конституция должна быть в  достаточной

степени конкретной, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия,

обязательных для государственных  органов, должностных лиц. К числу  таким норм,

относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности  граждан,

реальность которых не должна увязываться  с наличием или отсутствием

специального акта, касающегося  механизма реализации указанной  группы

конституционных норм. [24]

Тщательный подход к разработке законодательных актов, с одной  стороны, и

готовность внести в них необходимые  исправления и поправки, вызванные  реальной

жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила, которыми должен

руководствоваться законодатель. Законодательные  акты, даже те, которые касаются

важнейших сторон государственной и общественной жизни, часто не отвечают

требованиям нормативности и гарантированности. При таких условиях эти акты не

становятся реальными регуляторами общественных отношений, не приводят к

сколько-нибудь значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и

даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимо установить

высокое качество законодательства, а также установить механизм самореализации

правовых норм, которые будут  способствовать становлению правового  государства

[25].

Конкретно-исторический опыт становления  и развития правовой государственности

определяется социально-экономическими и политическими условиями, уровнем

общественного правосознания,  субъективными факторами, национальными и

историческими традициями. Одним из таких условий является существование  единого

правового пространства в границах данного государства. Ученые-юристы,

занимающиеся разработкой проблем  правового государства и связывающие

формирование его основ прежде всего с реализацией принципа верховенства закона

как основной общедемократической  ценностью, уделили внимание понятию  правового

закона, необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого

действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания

правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону. Но

реализация этих идей возможна лишь при наличии единого правового  пространства

как определяющего условия становления правовой государственности. "Война

законов", начавшаяся с принятием  бывшими союзными республиками Деклараций о

государственном суверенитете, одним  из положений которых провозглашался

приоритет республиканского законодательства перед союзным, продолжается. "Полем

битвы" становится правовое пространство Российской Федерации, где идея

государственного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на признании

приоритета законодательства республик, входящих в состав России. Логическим

завершением данного процесса явился парад локальных суверенитетов, который

выражается в принятии конституций  республиками, не соответствующих Конституции

Российской Федерации по многим фундаментальным вопросам (Степное  Уложение

Республики Калмыкия - Хальмг-Тангч; конституции Республики Коми, Республики

Башкортостана, Республики Карелия). А именно: по вопросам нарушения  прав и

свобод человека (ущемляются права  граждан русскоязычного населения  на

территориях республик); декларируется  приоритет верховенства законодательства

республик; устанавливаются собственные судебные системы (предмет

исключительного ведения Российской Федерации); провозглашается право  назначения

высших должностных лиц в  республике высшими органами власти республик

(приоритет Российской Федерации); покушение на совместные предметы ведения

Российской Федерации и республик (относят исключительно к ведению  республик).

[26]

В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др. )

закреплено верховенство Конституции  Российской Федерации и федеральных  законов

на всей территории России. Ст.  15 гласит: "Конституция Российской Федерации

имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации". Согласно

статье 72 Конституции Российской Федерации  обеспечение соответствия конституций

и законов республик, уставов и  иных нормативных правовых актов краев, областей,

городов федерального значения, автономной области, автономных округов

Конституции Российской Федерации  и федеральным законам находится  в совместном

ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. Таким образом,

единое правовое пространство как  необходимое условие становления  и формирования

правового государства отсутствует. Необходимо обеспечить соответствие

конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов

краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных

округов Конституции Российской Федерации  и федеральным законам. Такую  функцию

выполняет Конституционный Суд  Российской Федерации. Статья 125 Конституции

Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской

Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета

Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов

субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению

Информация о работе Понятие и сущность правового государства